Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности
методическая разработка на тему
Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_programm_do_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности
в современном нормативно-методическом поле
(по состоянию на май 2014 г.)
Основание для сравнения | Дополнительная образовательная программа | Программа внеурочной деятельности |
Определение основных понятий | Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14). Дополнительная образовательная программа -дополнительная общеобразовательная программа (дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма либо дополнительнаяпредпрофессиональнаяпрограмма) или дополнительная профессиональная программа (программаповышения квалификациилибо программапрофессиональной переподготовки) (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4).
| Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требованияФГОС общего образования. (http://standart.edu.ru/) Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) –перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности (http://standart.edu.ru/; Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
|
Описание целевых ориентиров | Образовательная деятельность подополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). | Образовательная деятельность попрограммам внеурочной деятельности должна быть направлена на достижениерезультатов освоения основной образовательной программы (ООП) общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования) |
Описание результатов реализации программ | Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ) | Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностныхрезультатов, которые могут быть представлены как:
(ФГОС общего образования) |
Типология программ | Типология дополнительных общеобразовательных программ (в соответствии с 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008) По виду: дополнительные общеобразовательные программы делятся на дополнительныеобщеразвивающиепрограммы, дополнительныепредпрофессиональныепрограммы. По содержанию: - дополнительные общеобразовательные программы делятся по направленностям:
Дополнительные предпрофессиональные программы делятся на программы
| Типология программ внеурочной деятельности (в соответствии с ФГОС общего образования) По содержанию: программы внеурочной деятельности делятся по направлениям развития личности:
По планируемым результатампрограммы внеурочной деятельности могут быть (по П.В.Степанову и Д.В.Григорьеву): ü комплексными,предполагающими последовательный переход от результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; ü тематическими,направленными на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); ü программами, ориентированными на достижение результатов определенного уровня; ü программами по конкретным видам внеурочной деятельности(игровой, трудовой, туристско-краеведческой и пр.); ü индивидуальными. |
Структура программ | Структура дополнительной общеобразовательной программы
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ))
| Структура программы внеурочной деятельности (нормативно не закреплена) 1 вариант (основа – структура программ внеурочной деятельности изд-ва «Просвещение»)
2 вариант (основа – структура программ учебных предметов ООП ФГОС ОО)
|
Реализация программ | Дополнительные общеобразовательные программы реализуются,прежде всего, вобразовательныхорганизациях дополнительногообразования, осуществляющих в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (273-ФЗ, гл.3, ст.23, п.3.1), а также в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). | Программы внеурочной деятельности реализуются только в образовательных организациях общего образования через: часть учебного плана, деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей, дополнительное образование детей,инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. Формы реализации внеурочной деятельности определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно
(Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования).
|
Период реализации программ | Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). | Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют программы внеурочной деятельности в рамках вариативной составляющей учебного плана; в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ (ООП ФГОС общего образования). |
Экспертиза и утверждение программ | Дополнительнаяобщеобразовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня. Дополнительнаяобщеобразовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (что фиксируется на титульном листе) (273-ФЗ; Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ).
| Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня. Программа внеурочной деятельности принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается руководителем образовательной организации (273-ФЗ; требование к наличию и оформлению титульного листа в программе внеурочной деятельности нормативно не закреплено). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету) "Клуб любителей английского языка"
Программа дополнительного образования детей (внеурочная деятельность по предмету)...
Специфика программ дополнительного образования научно-познавательной направленности
Статья рассматривает особенности разработки дополнительных образовательных программ научно-познавательной направленности на примере детско-взрослых лабораторий Тверского суворовского военного училища....
Рабочая программа Дополнительного образования по внеурочной деятельности кружка «Вдохновение»
программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по дополнительному образованию (или внеурочной деятельности) по мини-футболу 1-11 класс
Настоящая программа является программой дополнительного образования детей и предназначена для подростков в возрасте от 6 до 17 лет.Физическая культура и спорт призваны удовлетворять потребности ребенк...
Рабочие программы дополнительного образования и внеурочной деятельности
Волейбол, шахматы...
презентация " «Расширение образовательного пространства обучающихся с интеллектуальными нарушениями за счет реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности общеразвивающей направленности»
№1 Здравствуй те уважаемые коллеги! педагог дополнительного образования Шункова Елена Александровна государственного образовательного казенного учреждения специальной кор...