Буклет "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках".
методическая разработка ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклет "Патриотическое воспитание на уроках" | 263.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм – это система отношений человека к:
- истории страны: историческому прошлому героическому и настоящему, истории и традициям российской армии:
- национальной культуре; обычаям, традициям, литературе, музыке и т.д.;
- стране на карте мира: ее природе, экономике, «малой Родине»;
- государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка;
- гражданскому долгу перед государством, народом, готовности укреплять ее мощь и независимость;
- ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбу народа в целом.
Основной задачей можно считать создание условий для развития, становления высоконравственного человека-патриота, которые определены Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795).
Целью нашей работы является создание условий для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
Большие возможности дает учебный материал по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, и даже изо с технологией.
Например, математика: учебник для 1 класса, часть 2, Школа России, издательство «Просвещение». На с. 7 задание с использованием посуды, выполненной в стиле «Хохлома». Прежде, чем выполнять матем. задание уместно пояснить, что «Хохломская роспись – русский народный промысел, возник в 17 в. Название происходит от с. Хохлома Горьковской области. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполнена красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. В настоящее время работают две фабрики в г. Семенов и с. Семино. Варианты работы с этой информацией могут быть различны при системно - деятельностном подходе. Можно поручить некоторым ребятам подготовить заранее, другим – принести образцы (рисунки или посуду), или на уроке найти в Толковом словаре определение Хохломы и прочитать. Конечно, все это делается не в ущерб математике, но поднимет интерес к выполнению задания, и оно будет быстрее выполнено.
С. 38 – тема «Литр». Задачи про молоко и сок. Можно поговорить о нашем сельском хозяйстве. Что любите пить? Какое молоко покупаете, сок? Что написано на коробке? Цифры: производство молока в стране увеличилось на 2 %, сока -
1,5%. Тему можно развить, но это математика, говорим о гордости за нашу страну.
С. 88 – библиотека. Самые грамотные люди – читающие люди. Нашей стране нужны грамотные и лучшие специалисты, чтобы нам с вами жилось лучше всех в мире.
С. 89. Футбол, спорт. Кто прославляет нашу страну? Хакасию? Белый Яр? (можно заслушать рассказ своего футболиста из класса и др. детей, как они занимаются спортом и будут славить малую родину).
Русский язык, Школа России, издательство «Просвещение». Начинается учебник с русской народной сказки «Колобок». Изучается тема: «Какой бывает речь?». Уместно провести инсценировку сказки, показать значение речи, какой она бывает. В процессе этой работы идет подбор необходимых слов, выражений. Можно поговорить о богатстве русского языка. Это тоже патриотическое воспитание с применением системно - деятельностного подхода.
На следующей странице идет разговор о русском языке как государственном языке. Здесь необходимо пояснить, что такое родной язык, государственный язык. Рассказать, что мы живем в Республике Хакасия, и у нас есть второй государственный язык – хакасский. Это право дано народам Конституцией Российской Федерации. Этим нужно гордиться.
На с. 19 упр.2 приводятся слова К. Паустовского «…Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Можно дать задание сначала в парах: подтвердите эту мысль. Затем заслушать желающих. Посмотреть, был ли предмет, названный по-разному. Почему? Снова говорим о великом русском языке, гордимся им.
С. 61 Знакомство со словарным словом «деревня». Картинка. А мы где живем? Для многих из нас деревня – это малая родина.
С. 123 Тема «Заглавная буква в словах. Благодатная тема. Названия известных и неизвестных городов, рек, улиц, фамилии и имена писателей, поэтов, клички животных. Можно говорить и о большой Родине, и о малой, о семье, о любимых питомцах, названиях улиц (почему они так названы?), т.д.
В каждой теме есть «Странички для любознательных», где дается дополнительный материал, который тоже дает повод говорить о Родине, о любви к родине, о ее защите и прославлении.
Предмет «Литературное чтение», на мой взгляд, полностью подчинен задаче гражданско-патриотического воспитания. Начинается учебник с рубрики «Твоя библиотека», в ней произведения В. Берестова, С.Маршака, Б. Заходера. Далее – отрывки «Из старинных книг»: Не одежда красит человека, а его добрые дела и поступки. Почитай своих родителей учителей и старших, исполняй приказания первых и слушай советы последних. Т. д. Виды работы: заслушиваются ответы детей после их обсуждения в группах. Акцентируется внимание на личностных качествах человека, которому будет легко жить в обществе, а обществу комфортно с такими гражданами. Далее изучаются русские народные потешки, песенки, стишки, сказки, которые учат доброте, взаимовыручке, смекалке, дружбе, т.д.
И конечно, отрывки из произведений А.С. Пушкина, гордости русского народа! В этом разделе такие задания: расскажи свою любимую сказку, пусть твой друг задаст тебе вопрос по ней. А я всегда спрашиваю: чему учит эта сказка? Какие качества понадобились герою, чтобы преодолеть все препятствия и добиться цели? Вы хотите быть такими?
Предмет «Окружающий мир» создает прекрасные условия для гражданско-патриотического воспитания на этих уроках.
Например, на с. 24 тема «Когда мы станем взрослыми?» Муравей (что мы узнаем и чему научимся?) настраивает детей на работу: «Узнаем, как со временем меняются человек и окружающий мир. Будем учиться думать о последствиях своих поступков». Чем жизнь взрослых отличается от вашей? Как изменится окружающий мир? В каком городе будет лучше жить? (картинки). От чего зависит, каким он станет? Можно поразмышлять в парах, в группах, заслушать ответы детей, провести дискуссию, т.д. Вывод: Окружающий мир может измениться по-разному. Счастливая жизнь зависит от поступков каждого! Снова – предлог для разговора или интересного задания о Родине.
Учебник 1 класса предлагает много проектов, позволяющих говорить о гражданской позиции подрастающего поколения и патриотизме. Вот темы проектов: «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Моя семья», т.д.
Такие темы, как «Зачем строят корабли, самолеты, поезда» также позволяют подобрать материал, показывающий успехи нашей страны в этих областях. А тема «Зачем люди осваивают космос?» начинается с портрета Ю.А. Гагарина. Надо ли рассказывать вам, как наша страна до сих пор гордится им и будет гордиться!
Формирование гражданско-
патриотических качеств
младших школьников
на основе системно –
деятельностного подхода
на уроках
МБОУ «БЕЛОЯРСКАЯ СШ»
Учитель Киршина Галина
Александровна
29.03.2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка
духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ
Статья по итогам первого года работы по модулю ОМРК...
Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципыСовременное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется слож...
«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"
Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...