Духовно-нравственное воспитание учащихся.
методическая разработка ( класс) на тему

Рожкова Марина Анатольевна

Разработаны и представлены направления воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_vystuplenie.rar22.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Уршельская средняя общеобразовательная школа

               

              Выступление на тему:

«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. Формирование гуманного отношения к окружающим людям».

                             Подготовила: классный руководитель 8 «Б» кл.

                                                      Рожкова Марина Анатольевна

   

       

 

                          Октябрь 2015 года

 

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека:

  1. Нравственных чувств.
  2. Нравственных позиций (различение добра и зла, любовь к Родине и др.)
  3. Нравственного поведения.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя и воспитателя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно и безболезненно, вокруг  обучающегося  должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ученик, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы мне, как  воспитателю, отводится главная роль.

     В данном  классе я работаю четвертый год. Начиная с 5 класса, я поставила следующие воспитательные задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием:

  1. Воспитывать доброе, отзывчивое отношение ребят друг к другу.
  2. Воспитывать уважение к старшим.
  3. Прививать любовь к родному краю, стремление беречь и приумножать богатство и культурное наследие своего народа.

  Для себя я определила основное направление моей деятельности  - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении.

      Одно из условий успешного воспитания, на мой взгляд,  заключается в следующем: ученик  не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь.

          Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место. И что же я вижу?

         Мы загружаем в ребячьи головы цифры, факты, формулы, понятия. Отталкиваясь от мысли, что человека, прежде всего, создает не образование, а нравственность, необходимо решать задачи, которые создают целостную систему, то есть концепцию, направленную на развитие личности обучающегося: “От гармонии воспитания - к осознанной нравственности, к гармонически развитой личности”.

       

           Моя задача как воспитателя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого воспитанника и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.

      Не менее важное направление воспитательной работы на второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках,  старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

        Потенциал личностного развития в школе II ступени - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов. В деятельности приоритетны ситуации успеха, свободы и самостоятельности, привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения.

     

 

Ведущей воспитательной  задачей для меня  является – формирование в каждом ребенке общечеловеческих ценностей, добродетелей:  любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, вера в прекрасное, ответственность, этическая культура, нравственные устои.  И, как следствие, - формирование крепкого,  дружного классного коллектива.  Для решения поставленной задачи я выбрала следующие направления воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию:

  1. Я - ЧЕЛОВЕК.

В рамках этого направления, начиная с 5 класса, была проведена следующая работа: Классные часы «Можно ли назвать наш класс дружным», «День пожилого человека», «Жизнь дана на добрые дела», «Проявляй милосердие», «Что значит простить человека», «Мы -граждане России», «Все мы на земле имеем равные права».

Участие в акциях к Дню пожилого человека, поздравлениях ветеранов педагогического труда, войны, в вахте памяти.

Ежедневные беседы.

В  этом учебном году к нам в 8 «Б» класс приехала новая девочка из Узбекистана. Она не очень хорошо говорит по-русски, не успевает по многим предметам, тяжело общается с одноклассниками. Я как классный руководитель стараюсь детям объяснить сложившуюся ситуацию, призываю проникнуться чувством добра и сострадания к ней. Ведь в целом класс дружный,  ребята всегда готовы прийти на помощь друг другу. Эту девочку они не принимают, и я стараюсь обратиться за помощью и к родителям, и к Седовой И.В. как социальному педагогу. Надеюсь, что совместными усилиями у нас все получится.

     2.СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

       Роль семьи в формировании духовно-нравственных качеств ребенка велика. Семья и школа в духовно-нравственном воспитании должны действовать согласованно. Ослаблению роли семьи способствует чрезмерная занятость родителей, высокий процент неблагополучных семей (36 %), низкий уровень образованности родителей. Несмотря на это, я работаю с родителями в тесной связи, привлекаю их к общешкольным мероприятиям, посещаю семьи, провожу индивидуальные беседы, приглашаю в школу, провожу родительские собрания и хочу сказать, что 60% родителей посещают собрания. На каждом родительском собрании встает вопрос о духовно-нравственном воспитании: в 5 классе были проведены собрания на темы: «Патриотическое воспитание в семье», «Семейное воспитание», классный час на тему: «Семья и семейные ценности», в 6 классе – участие родителей в конкурсе «Лучшая творческая семья» (семья Чихачева Ильи и Синева Валентина), родительское собрание «Воспитательный потенциал семьи», в 7 классе – родительские собрания «Толерантность и проблемы беженцев из Украины», «Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка», общешкольное родительское собрание «Ответственность семьи за жизнь детей», в 8 классе уже проведено родительское собрание и общешкольное собрание на тему: «Безопасность детей-забота родителей».

     3.ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

После проведения мониторинга было выявлено, что в сравнении с предшествующими годами (с 5 по 7 класс) изменилось мнение детей о ключевых моментах жизненного пути, изменились взгляды на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне конфликтов. Значит, проводить диагностику необходимо, чтобы увидеть в ребенке то, о чем он не всегда может сказать в открытую. И в связи с этим скорректировать свою работу классного руководителя.

  В завершении своего выступления хочу сказать, что нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль экологического воспитания в духовно-нравственном развитии личности учащихся

В статье отражены основные аспекты роли экологического воспитания в развитии личности, представлен опыт учителя биологии школы №151 г. Н. Новгорода...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...