Самоанализ деятельности учителя биологии
методическая разработка ( класс) на тему
Материал содержит опасание диагностического инструментария для проведения самооценки деятельности учителя. Исследование уровня профессионального роста может быть полезно педагогу который стремиться достичь более высокой профессиональной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
самоанализ деятельности учителя | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ деятельности учителя биологии
МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района Тверской области
Панцовой Натальи Ивановны.
1.Педагогическое кредо.
Гуманистическая педагогика предполагает, как один из основных постулатов формирования зрелой личности – осознание себя в окружающем мире. Только, пропуская через себя, отношение к природе как к партнеру по жизни, человек осознает себя в мире. Анализируя ситуацию, сложившуюся на современном этапе развития школьного биологического и экологического образования, можно сделать следующие выводы:
1) экологическое образование школьников находятся стадии становления;
2) возможны различные варианты экологического образования при изучении отдельных предметов в образовательных учреждениях;
3) существуют отдельные программы, концептуальные подходы педагогических коллективов образовательных учреждений и учителей - практиков к организации биологического и экологического образования;
4) отмечается обширная и разнонаправленная практическая деятельность педагогов по внедрению экологических и биологических знаний и формированию правильных, экологически выверенных, моделей поведения учащихся;
5) накоплен большой педагогический опыт в области методики и инновационных педагогических технологий биологического и экологического образования, который требует обобщения и диссеминации.
Авторская система деятельности складывалась в течение многих лет. Образование и воспитание школьников в области изучения и сохранения природной и социальной среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы. Научная организация процесса биологического и экологического образования требует четкого определения всех его этапов, выявления связей и зависимостей
Эколого-биологическое образование - это специфический, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, что обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе и человеку как к универсальным ценностям.
Основные задачи, которые предстоит решать учителю – это качественное обучение предмету на всех ступенях и развитие у обучающихся все общеучебных компетентностей, подготовка выпускников к итоговой аттестации, профориентационная работа, работа по формированию у обучающихся школы правильных моделей социального поведения.
2. Качество условий деятельности
- Для продуктивной деятельности педагога в школе созданы хорошие условия:
- кабинет биологии почти полностью оснащён необходимым оборудованием, ТСО, компьютором, мультимедийным комплексом, интерактивной доской;
- в достаточном количестве есть учебники и методическая литература по предметам биология, экология;
- создана медиатека кабинета;
- разработаны авторские программы элективных курсов, программа экологического образования в школе, КИМы, раздаточный материал по различным темам и для различных курсов и др.
- С целью повышения уровня педагогической компетентности систематически осуществляется повышение квалификации: плановые курсы повышения квалификации в ТОИУУ, дистанционные курсы по различным направлениям деятельности: изучение новых технологий, коррекционное обучение, дистанционное образование и др. Объем занятий по повышению квалификации составляет от 18 до 144 часов. По всем курсовым подготовкам есть свидетельства и сертификаты.
- Руководство школы понимает необходимость создания условий для успешной деятельности учителя и обучающихся, заинтересовано в повышении качества. Для участия в выездных мероприятиях, конкурсах, конференциях выделяются средства из фонда школы.
- Качество учебно-воспитательного процесса
Результативность любого образования – формирование не просто навыка деятельности, а, прежде всего, интеллектуальное развитие и освоение модели самих исследований (метапредметные результаты).
Так как личностная дидактика – процесс весьма индивидуальный, то важным вопросом является вариативность форм, технологий и содержания образовательной деятельности в школе.
Вариативность:
-урок как традиционная форма (различные формы урочных мероприятий).
-практико - ориентированные уроки с различными формами интерактивной деятельности (уроки-экскурсии, лабораторно-практические работы учащихся, учебных дискуссий, ролевые игры, моделирование и проектирование).
-внеурочная деятельность (научно – исследовательские технологии, проектная технология (в разных её вариантах), эксперимент, биоиндикация, мониторинг).
- по организационным формам: учебно – исследовательская деятельность, экологическое образование в каникулярное время, ШНО, презентация проектов и исследовательских работ учащихся, участие в экологических акциях различного уровня.
- элективный курс по авторской программе «Экология человека».
- по способам получения информации: книги, журналы, СМИ, Интернет, мультимедиапродукты, ЦОРы.
Кроме проектирования и исследовательской деятельности мною используются следующие технологии: развивающее обучение, разноуровневое обучение, технология сотрудничества, технология критического мышления, проблемная технология, технология дебаты, ТРИЗ, технология модерации, инновационная оценка портфолио, лекционно – семинарско – зачетная система, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Для отслеживания качества учебно-воспитательного процесса проводится анкетирование, тестирование. В качестве внешней независимой проверки достижений учащихся отслеживаются результаты сдачи ЕГЭ.
Разработан механизм диагностического инструментария для оценки результативности деятельности педагога (приложение 1).Оценка результативности необходима для корректировки и продвижения внедряемых направлений деятельности в зависимости от их результативности. В международной практике образовательных и экологических проектов в настоящее время преобладает тенденция оценки деятельности и выбора индикаторов по трем позициям:
Критерии процесса: критерий отражает количество реализуемых программ и направлений, ориентированных на предполагаемые результаты. Материально-техническое обеспечение возможностей дополнительного экологического образования, привлечение и использование оборудования, средств обучения, и т.д. для перехода на использование современных образовательных технологий. Используемые современные педагогические технологии, методы, формы контроля и формы организации занятий.
Критерий результата: учебные и внеучебные достижения учащихся в реализации данной программы; количество учащихся, занимающихся по данному направлению; результативность итоговой аттестации и обучения по биологии; участие в олимпиадах по экологии и биологии различного уровня, участие в конференция, конкурсах, слетах; диссменация опыта педагога, внешняя оценка его деятельности, курсы ПК по данному направлению и участие в профессиональных конкурсах.
Критерии влияния: диагностические методики оценки влияния экологического образования на развитие личности учащихся, их ценностно – мотивационную сферу и модели поведения.
Вопросы для самоанализа учителя
- Насколько цель вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором вы работаете?
- цель моей профессиональной деятельности полностью совпадает с целями, которые ставит перед собой наша школа
- Какие важные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.
- для себя определила приоритетные направления работы (экологизация биологического образования, повышение уровня профессиональной квалификации и компетентности). Результативность работы видна в показателях успешности обучающихся и участии в различных профессиональных конкурсах различного уровня.
- Какова ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором вы работаете?
- в рамках реализации программы развития ОУ успешно осуществляется проект экологического образования в школе.
- Каким образом вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?
- Для диагностики образовательных потребностей обучающихся использую в работе анкетирование и тестирование; отслеживаю уровень сформированности общеучебных компетентностей обучающихся, использую разноуровневое обучение с ориентиром на наиболее одарённых детей.
- Что вами делается для эффективного использования времени учеников и вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?
- Для рационально использования учебного и внеучебного времени необходимо четкое планирование работы.
Используемые технологии.
ЛОРО (личностно ориентированное разноуровневое обучение), проблемно-исследовательская технология, технология ТРИЗ, технология формирования критического мышления, ИКТ, технология тьюторского сопровождения, технология активных методов обучения (модерация), здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии определяют оптимальность режимов занятий, смену видов деятельности, введение пауз расслабления.
Используемые методы.
Частично-поисковый и исследовательский, словесно-наглядный, проблемное изложение, эвристический, опытно – экспериментальный, игровой
- Как организуется взаимодействие с классом на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество обучаемых на уроке?
Взаимодействие с классом организую на основе уважения личности обучающихся, использую работу в малых группах.
Формы организации занятий
- традиционная форма урока;
- лекция и семинары;
- практикумы и тренинги;
- сюжетно-ролевая игра;
- выполнение исследовательской работы;
- защита проектов и презентаций.
- Считаете ли вы высоким уровень познавательного интереса школьников на ваших уроках? Что предпринимается для развития интереса к изучаемому предмету?
Специфика предмета обеспечивает довольно высокий уровень познавательного интереса в младших классах. На уроках в старшей ступени познавательный интерес формируется исходя из потребностей учащихся, использовании большого количества дополнительного интересного фактического материала, доступных форм объяснения изучаемого материала
- Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?
- проводятся дополнительные занятия с такими учащимися по индивидуальным планам или запросам учащихся во внеурочное время, ведутся занятия элективного курса
- Какова динамика успеваемости обучаемых по преподаваемому вами предмету?
- динамика успеваемости стабильна или чаще имеет тенденцию к положительному росту ( см диагностический инструментарий)
- Какие методы оценки деятельности учащихся вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их учебной деятельности?
- использую традиционную пятибалльную систему оценки, а также рейтинговую и накопительную системы при изучении отдельных тем. Это позволяет создать ситуацию успешности на уроках для учащихся со слабыми способностями и низкой мотивацией к обучению.
- Оцените уровень психологической атмосферы в классе: какие меры вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.
- на моих уроках доброжелательная психологическая атмосфера, так как основной принцип - «уважай себя и ученика».
- Каким образом вы взаимодействуете с родителями? Как вами учитываются мнения и запросы относительно успеваемости и прогресса детей? Как сообщается информация об учебных достижениях?
- связь с родителями поддерживается различными способами : личные контакты, телефон, переписка. Информация об учебных достижениях обучающихся заносится в дневники, часто провожу сверку оценок в журналах и дневниках. Стараюсь выставлять все оценки по своему предмету учащимся в дневники на уроках или после них. Отслеживаю этот процесс.
Приложение 1
Примерный диагностический инструментарий для оценки деятельности учителя биологии
(автор – разработчик учитель биологии высшей квалификационной категории Панцова Н.И.)
| ||
Индикаторы (показатели) | Результативность в достижении цели | |
Количество реализуемых программ и направлений, ориентированных на предполагаемые результаты. | ||
Количество единиц оборудования, технических средств, используемых в системе экологического обучения. | 1.Перечень оборудования кабинета биологии 2.Медиатека кабинета биологии | |
Используемые современные педагогические технологии, методы, формы контроля и формы организации занятий. | 1.Используемые технологии. 2.Используемые методы. 3.Формы организации занятий 4.Формы контроля | |
| ||
Индикаторы (показатели) | Результативность в достижении цели | |
Результативность обучения и итоговой аттестации по биологии | 1.Результативность обученности учащихся 2. Результативность сдачи ЕГЭ по биологии 3. Результаты экзаменов по биологии в 9 классе (экзамен по выбору) | |
Количество учащихся, занимающихся по данному направлению | 1.Перечень кружков, секций, факультативов по предмету, которые ведет учитель 2.Количество учащихся, посещающих факультативы, секции, кружки | |
Участие в олимпиадах по экологии и биологии различного уровня |
| |
Участие в конференциях, конкурсах, слетах; | ||
Диссменация опыта педагога, внешняя оценка его деятельности | 1.Презентация собственного опыта деятельности
2.Внешняя оценка деятельности педагога. 2.1.Оценка деятельности педагога педагогическим сообществом
2.2..Оценка деятельности педагога социумом.
| |
Повышение квалификации педагога по данному направлению | Повышение квалификации: | |
Участие в профессиональных конкурсах. | Профессиональные конкурсы, в которых педагог принял участие. | |
| ||
Индикаторы (показатели) | Результативность в достижении цели | |
Диагностические методики оценки влияния экологического образования на развитие личности учащихся, их ценностно – мотивационную сферу и модели поведения. | 1. Профессиональное определение выпускников за три года 2. Анкетирование учащихся Примерные темы анкетирования: «Отношение учащихся к исследовательской деятельности и экологическому образованию» «Изучение отношения учащихся к курсу «Биология» . |
Приложение 2
Примерные вопросы для анкетирования на тему «Изучение отношения учащихся к курсу «Биология»
1.Интересно ли тебе содержание курса?
2Что ты знал по предмету изучения ранее?
3. Считаешь ли ты этот курс важным лично для себя?
4. Нравятся ли тебе формы проведения занятий?
5.Удовлетворяет ли тебя качество преподавания?
6. Помогут ли тебе знания, полученные при изучении курса?
7.Хотел бы ты продолжить обучение по данному курсу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...
Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии
Текст самоанализа пед.деятельности для портфолио по аттестации,состоит из след.пунктов:1.самоанализ2.результаты пед.деятельности3.методическая деятельность4.инновационная деятельность5.внеурочная деят...
Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.
Тема работы школы , в которой я преподаю, «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества...
Самоанализ деятельности учителя
Таблица самоанализа деятельности учителя , самообразование...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя биологии, химии и географии Дёмина А.С.
Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к внеклассной проектн...
Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год. Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год.
Отчёт по самообразованию учителя за 2018-2019 уч.год.Самоанализ деятельности учителя за 2018-2019 уч.год....
Самоанализ педагогической деятельности учителя биологии и географии
Анализ работы за последние 5 лет...