методы обучения в школе
презентация к уроку ( класс) на тему

Сафонова Наталья Викторовна

Выступление на заседании педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_obucheniya_v_shkole.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

Слайд 2

Методы обучения Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Сафонова Н.В.

Слайд 3

Понятие и сущность методов обучения. Термин « метод » происходит от греческого слова, что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Слайд 4

Классификация методов обучения 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму Мозговая атака

Слайд 5

По источнику знаний

Слайд 6

По источнику знаний

Слайд 7

По источнику знаний. а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Слайд 8

По источнику знаний. б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций ( предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.) и метод демонстраций ( обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. )

Слайд 9

По источнику знаний. в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Слайд 10

По характеру познавательной деятельности Эту классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. 1. Объяснительно-иллюстративный 2. Репродуктивный 3. Проблемное изложение 4. Частично-поисковый 5. Исследовательский

Слайд 11

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения Этот вид называют традиционным. Основными его методами являются рассказ, объяснение в сочетании с демонстрацией наглядности. Осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание . Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

Слайд 12

2. Репродуктивный метод обучения Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; в результате формируются "знания-копии".

Слайд 13

3. Проблемное изложение Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания. Технология проблемного обучения основывается на четких алгоритмах, содержащие последовательность взаимосвязанных этапов: создание проблемной ситуации, которая вызывает ощущение умственного затруднения, анализ проблемной ситуации, (выдвижение гипотез) решения проблемы проверка полученных результатов, сопоставление их с рабочей гипотезой; систематизация и обобщение полученных знаний и умений

Слайд 14

Создание проблемной ситуации на уроке химии Так, при изучении свойств щелочных металлов можно предложить следующее задание: «Выявить роль воды в реакциях взаимодействия щелочных металлов с растворами различных солей». Для создания проблемной ситуации учитель может предложить проблемный вопрос: «Каким образом будет происходить реакция между литием и раствором сульфата меди (II)?» При проведении эксперимента и дальнейшем анализе его результатов учащиеся приходят к пониманию сущности протекающих процессов.

Слайд 15

Создание проблемной ситуации. Русский язык, 3 класс. Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-. После: согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс чик : перевод+ чик , лёт+ чик , разнос+ чик , перевоз+ чик , перебеж+ чик остальных согласных пиши суффикс щик : паром+ щик , стеколь+ щик , камен+ щик , фонар+ щик .

Слайд 16

Создание проблемной ситуации. Математика, 2 класс. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Тема: «Порядок выполнения математических действий».

Слайд 17

Формы решения проблемных ситуаций: - дискуссия; - научный спор; - проблемная лекция; - проблемные задачи и задания; - задачи исследовательского характера; - исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Слайд 18

4. Частично-поисковый или эвристический метод обучения heuriskо — находить, открывать, отыскивать. В данном случае находить знания или ответы на поставленные вопросы. В Древней Греции ещё Сократ использовал этот метод обучения. Задавая вопросы ученикам, он побуждал их к беседе и во время рассуждения они получали знания. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Процесс мышления поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Слайд 19

Эвристический метод в математике Вместо того чтобы самому объяснять вывод формулы общего члена геометрической прогрессии, учитель сразу после определения геометрической прогрессии даёт задание: «Попытайтесь составить формулу её общего члена». Это задание ученики могут выполнить легко и быстро по аналогии с арифметической прогрессией. Самостоятельность формирует более прочные знания.

Слайд 20

Эвристический метод главное — дать доступное для ребёнка открытое задание. К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор (хотя бы на бумаге), на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук. Метод "Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; хищники станут травоядными; и т.д.

Слайд 21

5. Исследовательский метод обучения После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности

Слайд 22

Проектно –исследовательская деятельность По геометрии учащимся можно поручить проект «Геометрия и архитектура», собрать материал и оформить его в виде презентации, отразить известные архитектурные сооружения древности и современности, показать их связь с геометрией. Наиболее привлекательными тематическими направлениями для ученических исследований по истории являются краеведческое направление, изучение родословных, социологические исследования, изучение исторических личностей и многое другое.

Слайд 23

Реализация исследовательского метода на уроках химии Современная программа курса химии позволяет проводить практические работы исследовательской направленности , начиная с 8 класса: «Наблюдения за горящей свечой», «Анализ почвы и воды». Для 9 класса проводятся практические работы «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов», «Практическое осуществление превращений веществ», «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ». В старших классах исследовательский характер практических работ усложняется: «Идентификация органических соединений», «Обнаружение витаминов», «Действие ферментов на различные вещества» в 10 классе, «Получение, собирание и распознавание газов, и изучение их свойств», «Сравнение свойств органических и неорганических соединений», «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз» в 11 классе.

Слайд 24

Активные и интенсивные методы В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. В традиционном процессе обучения учащийся играет "пассивную" роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика. Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название "активных" ( АМО ). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят: -дидактические игры, -мозговой штурм, -решение проблемных задач, -обучение по алгоритму и др.

Слайд 25

Обучение по алгоритму различные алгоритмические предписания , позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу; Применение алгоритмов в старших классах, по мнению некоторых учителей, отбивает творческий подход к решению задач, но с другой стороны, твердое знание основных задач курса и умение их решать, является твердым фундаментом для активизации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Слайд 26

Задания с алгоритмическими предписаниями . Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно: Поставить знак большего модуля; Из большего модуля вычесть меньший модуль. Пример: - 5 + 3 = - (5 – 3) = -2

Слайд 27

Задания с алгоритмическими предписаниями . Под алгоритмом обычно понимают точное общепонятное предписание о выполнении в определённой последовательности элементарных операций решения любой из задач, принадлежащих к данному типу. Решение задач по теме « Вывод формул органических соединений» а) по массовым долям химических элементов. Углеводород содержит 25% водорода. Относительная плотность паров вещества по кислороду составила 0,5. Установите молекулярную формулу углеводорода. Алгоритм решения: 1) Рассчитайте молярную массу углеводорода М( CxHy )= D ( O 2)∙ М( O 2) Она численно равна массе(г) m ( CxHy )=М( CxHy ) 2) Найдите массу углерода в органическом веществе m ( C )= m ( CxHy )∙ W ( C ); W ( C )=1- W (Н) 3) Найдите количество вещества (моль) углерода n ( C )= m ( C )/ М(С) 4) Найдите массу водорода в органическом веществе m (Н)= m ( CxHy )∙ W (Н) 5) Найдите количество вещества (моль) водорода n (Н)= m (Н)/ М(Н) 6) Составьте формулу углеводорода.

Слайд 28

Мозговая атака Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения Это практика, к которой в затруднительных положениях прибегали еще средневековые пираты. Выстраивалась на палубе вся команда, и все, начиная с младших матросов, отвечали только на один вопрос: как спастись в данной ситуации? Можно говорить все, что только придет в голову! — а вдруг чья-то «дикая» идея послужит ключиком к решению проблемы…

Слайд 32

Мозговая атака характеристика метода Руководитель объясняет участникам задачу (проблему), которую, предстоит решить. Участники высказывают идеи для решения задачи в течение определенного времени (10-30 мин.). Затем идеи анализируются экспертами. При необходимости сеанс можно повторить, уточнив задачи. Правила мозговой атаки (штурма): высказываются любые идеи, вплоть до самых абсурдных, запрещается критика идей в момент атаки, а только их развитие, участникам рекомендуется сесть за круглый стол или в иных позициях, облегчающих взаимодействие, все идеи записываются ведущим (его помощником) и обеспечивается их обозрение участникам.

Слайд 33

Мозговая атака Например, на заключительном уроке по роману А. С. Пушкина «Дубровский», учитель задаёт следующий вопрос: «Роман А. Пушкина остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?» После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов учитель знакомит учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома. Метод «мозгового штурма» способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса учащихся, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы.

Слайд 34

Мозговая атака На уроках ОБЖ целесообразно использовать данную технологию при изучении таких учебных вопросов, где требуется разработка алгоритмов каких-либо действий, систем мер защитного характера, моделей безопасного поведения.

Слайд 35

Метод дидактических игр Дидактическая игра— это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Сущность – моделирование и имитация. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности; совместная деятельность участников игры; правила игры; принятие решения в изменяющихся условиях; эффективность применяемого решения.

Слайд 36

Метод дидактических игр Например, экономическая игра по географии, школьникам дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Есть игра "Пруд" - диалог 30 обитателей пруда, изучаются проблемы экологии. Достоинства игры: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формируется отношение к материалу; игра стимулирует творческое мышление; создает повышенную мотивацию к учению; формирует коммуникативные качества. Ограничения в применении игры: требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

Слайд 37

Форма дидактических игр Игра-состязание; КВН; поле чудес; марафон; конкурс; звездный час; что? где? когда? брейн-ринг; счастливый случай; ярмарка; посиделки; путешествие.

Слайд 38

Дидактическая игра-аукцион Урок повторения темы проводится как аукцион. Например, в 7 кл. по теме "Киевская Русь периода феодализма". Сюжет: с аукциона "продают" шапку Мономаха, погребальную маску Святослава, русскую избу и другое (копии, сделанные учениками). "Покупает" тот, кто больше и глубже знает о предмете продажи. "Торг" ведут группы учащихся по 5-6 человек, которые готовятся, глубоко изучая тему. Каждый член группы узнает об 1-2 предметах, обмениваясь знаниями с другими, чтобы происходило взаимообогащение и сотрудничество. Аукцион ведет учитель, ему помогают старшеклассники как эксперты. Результаты: интерес к познавательной деятельности, ее активизация, умение самостоятельно учиться, сотрудничать в ходе учебы.

Слайд 39

Выбор оптимального сочетания методов обучения

Слайд 40

Выбор методов обучения Наблюдается три подхода учителя к определению методов обучения на уроке (теме). 1. Стереотипное решение - учитель действует по сложившимся в его практике привычкам. 2. Решение путем проб и ошибок - выбор не обоснован научно. 3. Оптимизированное решение - опираясь на научные знания, учитель руководствуется критериями выбора методов. Критерии требуют, чтобы методы были адекватны целям и содержанию обучения, теме урока, уровню знаний, способностям, особенностям учеников, возможностям, подготовленности учителя, условиям и времени обучения.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обучения в школе

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Понятие и сущность метода и приема обученияИстория развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обр...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

Презентация "Применение Активных Методов Обучения в школе"

Педагогический практикум по "Применению Активных Методов Обучения в школе" на примере уроков физической культуры....

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...