Презентация "Типовые задания по формированию УУД"
презентация к уроку на тему

Серёгина Татьяна Григорьевна

результат работы группы методического семинара

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типовые задания для формирования УУД на уроках русского языка Работу выполнили учителя русского языка и литературы Серёгина Т.Г. Титоренко Е.И. Хохлова М.Г.

Слайд 3

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Самоопределение Задание «Анализ текста». Тема урока «Язык и речь» (повторение). Цель : прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка. 1.Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете? «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ». Гоголь Н.В. 2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка. 3. Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения?

Слайд 4

Тема: «Обращение» Задание: 1. Прочитать четверостишие И.С. Никитина: Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная. 2. Расскажите о своей «малой» родине. 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Почему так важно помнить свои корни, своих предков?» 4. Найдите обращение в тексте, почему поэт в качестве обращения выбирает неодушевленное имя существительное? О чем это говорит? ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Самоопределение

Слайд 5

Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное» Задание: Напишите сочинение «Какой я?» с В работе нужно использовать прилагательные. После прочтения, идет дискуссия, сравнение, оценивание ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Самоопределение

Слайд 6

1. Прочитайте текст. В детстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озёра чистые и тихие, какие луга зелёные! Выйдешь на высокий берег реки — и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах... Мама говорит: «Отдыхай здесь всё лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья — полетела бы сейчас через луга, леса, озёра. И почему это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки большой, ни леса тенистого, ни озёр чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький — а хочется быстрее домой. Наверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово... Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с серой моросью, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека — это Родина. (В. Сухомлинский) 2. Сформулируйте тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его. 3. Приходилось ли вам испытывать чувство тоски по родному дому? Расскажите, почему человеку всегда хочется домой. 4. Согласны ли вы с пословицей «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Слайд 7

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Смыслообразование Тема: «Правописание глаголов». Задания: вставить пропущенные буквы 1.Кто любит трудит..ся, тому без дела (не) сидится. 2. (Не)годится худым хвалит..ся . 3. Не ошибается тот, кто ничего (не)делает. 4. Невежду никакими л..карствами (не) вылечиш.. Ответить на вопросы: 1.О каких моральных качествах человека идёт речь в пословицах? 2. Почему эти качества ценятся народом? 3. Какая из пословиц вам больше нравится и почему?

Слайд 8

Цель: развитие желания приобретать новые знания; развитие осознания себя как индивидуальности и как члена общества. В параграфе 1 на странице 5 представлен фотоколлаж. Обучающимся предлагается домашнее задание: - по толковому словарю определить значение слова «фотоколлаж»; - определить различие между фотографией и фотоколлажем; - рассмотреть фотоколлаж. Рассказать, для чего и как служит нам язык; - мысленно дополнить этот фотоколлаж, представить; куда бы обучающийся поместил своё фото; - подумать, где можно разместить подобный фотоколлаж.

Слайд 9

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Нравственно-этическая ориентация Тема : «Основная мысль текста» Порядочный человек. Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова»порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Задания: 1. Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева? 2. Как ты понимаешь слово «порядочный»? 3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?

Слайд 10

Тема: «Деепричастие. Деепричастный оборот» Задание: прочитайте текст Уходя на работу, мама оставила в холодильнике обед для Вани. Придя со школы, мальчик покушал и решил немного поиграть в компьютер, прежде чем помоет посуду. Игра увлекла Ваню, и он не заметил, как наступил вечер, и мама вернулась с работы. Она прошла на кухню и, увидев грязную посуду, оставленную сыном, ничего не сказала и стала, молча, мыть её. Ваня стоял рядом и не знал, куда деваться от стыда. Вопросы: 1. Почему Ване стало стыдно? 2. Правильно ли он поступил? 4. Как бы вы поступили на месте Вани? 5. Выпишите из текста деепричастия и деепричастные обороты ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Нравственно-этическая ориентация

Слайд 11

Прочитайте текст. Выполните задания: 1) Озаглавьте текст. 2) Определите основную мысль текста. 3) Выделите в тексте абзацы. 4) Составьте план, используя слова из текста. 5) Были ли случаи в вашей жизни, когда над вами смеялись окружающие? Как вы выходили из данной ситуации? Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и Костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток. Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Поздней ночью мы закончили поливать каток. За студеную ночь вода схватилась и замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда. Он прямо-таки светился от счастья. - Каток объявляю открытым! – радостно закричал он и тут же шлёпнулся. Ребята рассмеялись…

Слайд 12

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Целеполагание Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока: 1.Вспомнить, какие части речи мы знаем. 2.Определять самостоятельные и служебные части речи. 3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

Слайд 13

Упражнение «Мой портфель». На доске рисуем большой портфель. На столе раскладываем в форме ромашки листочки с заданиями. Ученики по очереди вытягивают листочки с заданиями, выполняют их, затем помещают листок в нарисованный «портфель». После выполнения всех заданий учитель обращает внимание детей на то, что в «портфеле» осталось свободное место и просит их подумать, что еще они хотели бы узнать по теме. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Целеполагание

Слайд 14

Задание: прочитайте текст. К вечеру пошёл снег. _________, _____________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность ________ пеленой. В один миг крыльцо _________ сторожки и ветви ______ сосен сделались _________ и _____________. Воздух был _________. Из _________ неба сыпал и сыпал на землю _________ пух зимы. ( Г. Скребицкий). Беседа: - Легко ли было читать? - Понятен ли вам смысл текста? - Объясните, в чем заключается трудность работы с текстом? - Какой вид работы нам предстоит выполнить? (восстановить текст, вставив подходящие по смыслу и функциональному стилю имена прилагательные.) - Сформулируем цели работы, подумаем, как будем достигать поставленных целей, какие знания нам могут понадобиться? ( знание стилистических примет художественного стиля, умения использовать эпитеты как средство выразительности, орфографические умения).

Слайд 15

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Планирование Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи». Задания: 1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? 2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки. 3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану. 4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.

Слайд 16

Тема: «Сложные слова» Задание: Тебя попросили научить второклассника узнавать сложные слова. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимые действия и расставь их по порядку. Попрошу поставить ударение. Попрошу найти корень в словах. Попрошу его вспомнить, что такое корень слова. Покажу слово, где есть два корня. Попрошу предположить, что такое сложные слова. Попрошу подчеркнуть все гласные в словах. Выполни задание по заданному плану. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Планирование

Слайд 17

Составь алгоритм действий для синтаксического разбора предложения Составь алгоритм применения правила.

Слайд 18

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Контроль Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография». Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. План. Что такое словообразование? Какие способы словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор? Что такое словообразовательная цепочка? Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки). Практический блок: 1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход. 2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.

Слайд 19

Мини-игра «Сыщики». Задание: Прочитайте текст и исправьте в нём ошибки (в том числе и смысловые). Примечание: Текст содержит 10 ошибок. Текст Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Контроль

Слайд 20

ПРОВЕРЬ СЕБЯ СтарыЕ лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дЕти толпились на берегу и с интересом смотрели вниз. Внизу ПОД ними расстилалась ледяная пустыня. В отВет я кивал ему ГОЛОВОЙ. Солнце дохоДило до верхушек деревьев и прятАлось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет ПРИЛЕТЕЛ сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне УЕХАТЬ на машине.

Слайд 21

Сережа написал «Людачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Люда; «Наташинька», потому что сочетания жи – ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему? Выполни морфемный разбор слов Людочка, Наташенька. Соотнеси свой разбор с разбором в Словообразовательном словаре .

Слайд 22

Тема: «Что такое текст?» Задание: Установи последовательность предложений. Любили люди девушку за её сердце доброе. ____ Жил на берегу Тихого Дона казак. ____ Некрасивая лицом была девушка да и горбатая. ____ Была у него дочка Груня. _____ Зато сердце у Груни было – сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь! ____ (по П.Лебеденко) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коррекция

Слайд 23

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Любили люди девушку за её сердце доброе. __5__ Жил на берегу Тихого Дона казак. __1 __ Некрасивая лицом была девушка да и горбатая . _3___ Была у него дочка Груня. __ _2 __ Зато сердце у Груни было – сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь! __ 4 __

Слайд 24

Вставь в слова пропущенные буквы. Знаешь ли ты значения выделенных слов? Если нет, обратись к толковому словарю. К…ртина, акв…рель , художник, ж…в…писец , масло, холст. Соотнеси свои записи с орфографическим словарём.

Слайд 25

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Прогнозирование Тема: «Фонетический разбор слова». Задание: 1.Выполните фонетический разбор выделенного слова. 2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора? 3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении разбора? 4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова?

Слайд 26

Тема: Подготовка к сочинению Задание: Догадайтесь, о чём мы будем писать сегодня сочинение? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) - Чему учат эти слова? Какова тема сочинения? (Добро и зло) РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Прогнозирование

Слайд 27

- Как думаете, какие трудности могут возникнуть при выполнении задания? - Как считаете, какой результат получим (после выполнения задания; по окончании урока; после изучения темы)? - Как думаете, достаточно знаний для выполнения задания?

Слайд 28

Тема: «Словосочетание» “ Составь слово”. Задание: В словах, которые я назову, запоминайте букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, с которым нужно будет составить 5 словосочетаний. 1. Глухой – ф, звонкий –… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита. Ответ: весна. РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Волевая регуляция

Слайд 29

Прочитайте текст. Можете ли вы назвать себя воспитанным человеком? Какими из перечисленных качеств вы обладаете, а какие еще надо развивать? ВОСПИТАННЫЕ ЛЮДИ (Из письма А.П.Чехова брату Николаю ) Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям: … Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягкие, вежливые, уступчивые… … Они уважают чужую собственность, а потому платят долги. … Не лгут даже в пустяках… Они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… … Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие… … Они не суетны… … Если имеют в себе талант, то уважают его… Они жертвуют для него всем… … Они воспитывают в себе эстетику*… … Тут нужны беспрерывные дневной и ночной труд, вечное чтение, воля… Тут дорог каждый час. ___________________ *Эстетика - наука о законах красоты; здесь - прекрасное

Слайд 30

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общеучебные Тема: «Фонетический разбор слова». Задания: 1. Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука. 2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука? 3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?

Слайд 31

Тема : «Простые и сложные предложения». После определений простого и сложного предложения даётся задание: «1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? 2. На какой вопрос отвечает каждая часть? 3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста. 4. Перескажи этот текст по плану». ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общеучебные

Слайд 32

Тема: «Имя прилагательное» Задание: По определению назовите слово: хрустящий, зелёный, пупырчатый; маленькая, пугливая, компьютерная; интересная, толстая, библиотечная. Придумайте два аналогичных примера ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общеучебные

Слайд 33

Задание: прочитайте текст. К вечеру пошёл снег. _________, _____________ снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой они становились все больше и больше. Наконец снег повалил хлопьями, затянул окрестность ________ пеленой. В один миг крыльцо _________ сторожки и ветви ______ сосен сделались _________ и _____________. Воздух был _________. Из _________ неба сыпал и сыпал на землю _________ пух зимы. ( Г. Скребицкий). - Слова какой части речи отсутствуют в тексте? - Дайте определение понятию «имя прилагательное». - Какую роль прилагательные выполняют в речи? Можно ли без них обойтись? - В текстах какого стиля прилагательные будут преобладать? Чем это можно объяснить? - Запишите текст, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные. - Соотнесите свой текст с оригиналом - Составьте вопросы по содержанию текста - Определите основную мысль текста, озаглавьте его - Укажите выразительные средства

Слайд 34

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Логические Задания: 1. Как звуковой связан с орфоэпией? 2. Как фонетика связана с орфографией? Задание: Почему нужно владеть звуковым анализом слова анализ состава слова? Проблемные

Слайд 35

Прочитайте текст . Заполните пропуски, расположив предложения из справки в правильной последовательности. Осенью в тайгу приходит праздник: спеют кедровые шишки. Медведи и кабаны, бурундуки и белки – кто только не поживится вкусными орешками! ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Справка: Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и кедровка. Прорастут орешки. Сформулируйте вопросы по полученному тексту, задайте их однокласснику. Затем поменяйтесь ролями.

Слайд 36

Цель: учиться определять наиболее эффективные способы решения учебной проблемы. Распределите слова в две группы. НИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ПОЗДНО, СЛЕВА, СПРАВА, ВЛЕВО, НАПРАВО По какому принципу вы распределяли наречия? Расскажите о своих выводах.

Слайд 37

КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Общение и взаимодействие Задание: Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. 1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? 3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Слайд 38

Прослушай сообщение одноклассника, выскажи своё мнение, придерживаясь правил: • Сначала обязательно отметить достоинства выполненной работы. • Затем задать один вопрос по содержанию или результатам работы. • В заключение сказать, можно ли чем-то дополнить или продолжить начатую работу, подходит ли эта тема для совместной работы.

Слайд 39

КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Работа в группах Тема: «Фонетический разбор слова» (работа в парах). Задание: Подготовьте ответы на вопросы: 1.Какие буквы могут обозначать два звука? 2.В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. 3.Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности? 4.Выполните фонетический разбор предложенных слов море, якорь, каюта, отъезд. Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями. проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают его.

Слайд 40

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: Рассказать группе всё, что ты знаешь по теории. Выслушать рассказы других членов группы. Задать в группе вопросы на уточнение, дополнить чей-то ответ. После выполнения задания несколько человек из группы представляют классу свой ответ. Практическое задание: Выполнить задание на карточке. Обменяться карточками, проверить работу соседа . Объяснить свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые упражнения и практические задания по формированию и коррекции лексики, грамматики, связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями" из опыта работы.

Основной целью предложенного практического материала  является разработка комплекса игрогвых упражнений, по 42 лексическим темам...

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

Система заданий для формирования интеллектуальных умений при обучении химии. ( развитие универсальных учебных действий )

Современный человек должен сознательно владеть мыслительными операциями высокого уровня - логическим мышлением, умением сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать вывод, анализировать.Современный курс...

Примерные задания, для формирования универсальных учебных действий в основной школе.

Формирование универсальных учебных действий хочу  показать на примере изучения темы « Имя существительное как часть речи в 5 классе по учебно-методическому комплексу под редакцией  М.М. Разу...

Особенности заданий PISA. Формирование банка заданий PISA

Материал содержит информацио о проверке и формировании естветсвеннонаучной грамотности обучающихся...