Статья "Реализация развивающих творческих заданий по формированию цветовосприятия у учащихся на занятиях изобразительным искусством"
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Практические задания для развития цветовосприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsvetovospriyatiya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация развивающих творческих заданий по формированию цветовосприятия у учащихся на занятиях изобразительным искусством
Цуканова Елена Ивановна
Основная задача занятий изобразительным искусством в школе является формирование чувства зрительной гармонии. Восприятие цвета, умение ребенка передавать оттенки цвета в живописных работах многие учителя считают важной составляющей содержания уроков изобразительного искусства. В начальных классах на эту проблему следует обращать особое внимание, так в это время закладываются все психические познавательные процессы и мышление школьника. Качество цветовосприятия натуры во многом определяет качество развитие сознания школьника.
Цветовосприятие - прижизненное формирование, поэтому, мы полагаем, что целенаправленное педагогическое воздействие на этот процесс может оказать благотворное влияние. В связи с этим мы предположили, что занятия живописью должны органично входить в ткань содержания уроков изобразительного искусство с первого класса. На занятиях, проходящих в виде изобразительных игр, теоретических лекций, практического написания живописных этюдов, мы стремились сформировать у школьников перцептивное цветовосприятие. В ходе экспериментальной работы с учащимися 1 класса была апробирована система кратковременных упражнений, позволяющая сформировать некоторые аспекты цветовосприятия. школьника. В данной статье мы приводим эти упражнения.
Упражнение 1. Различение основных цветовых тонов: красный, желтый, синий.
Данное упражнение выполняется детьми на основе работы с готовыми формами, окрашенными в основные цвета. Детям предлагается поиграть в игру на цветоразличение.
Оборудование игры: 1. Карточки с изображением трех осьминогов: красного, желтого, синего цвета. 2. Много маленьких карточек с изображением маленьких осьминогов аналогичных цветов.
Условия игры: осьминоги потерялись, помогите им быстрее найти своих.
Правильно е решение поставленной задачи говорит нам о том, что ребенок правильно воспринимает основные цвета.
Упражнение 2. Различение составных цветовых тонов: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Задание. «Выбери составные цветовые тона».
Цель задания: способствовать выявлению умений детей различать составные цветовые тона: оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Содержание задания: перед ребенком раскладывается набор из 7 цветовых эталонов (кружочки). Затем экспериментатор просит выбрать 3 кружочка, которые являются составными цветами спектра. Например: "Дай мне кружочек оранжевого цвета. Найди кружочек зеленого цвета. Выбери кружочек фиолетового цвета". В процессе занятий педагог объясняет, почему данные цвета называются составными. для этого учащиеся выполняют дополнительное упражнение на смешивание двух основных цветов. В процессе этого упражнения практически осваивается понятия «основные» и «составные» цветовые тона.
Упражнение 3. Различение спектральных цветовых тонов. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Серия заданий была направлена на выявление умений различать цвета спектра. Практическое задание: «Составь радугу из 7 цветов».
Цель задания: способствовать выявлению умения узнавать цвета по предъявленному цветовому эталону.
Содержание задания: школьникам выдается раздаточный материал, состоящий из полосок, окрашенных в различные цвета и принимаемые за «эталоны». Мы, имея такой же комплект на доске, выкладываем цветовой ряд, представляющий собой последовательность цветовых эталонов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». После этого ребенку дается инструкция: «Разложите полоски как у нас».
Вторая серия заданий направлена на выявление умений различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности.
Упражнение 4. Различение светлоты ахроматического цвета от черного до белого
Упражнение 5. Различение оттенков одного цветового тона по светлоте.
Красный в диапазоне от черного до белого в количестве 17 оттенков.
Упражнение 6. Различение оттенков одного цветового тона по насыщенности. От Красного до белого (акварель разбавляется водой).
Упражнение 7. Различение цветовых тонов по теплохолодности.
Методика проведения 4-7 упражнений может быть построена на разных вариантах игры, но смысл каждого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у детей способность к различению оттенков ахроматических и хроматических цветовых тонов. Например, в упражнении 4 учащимся может быть предложено выполнить раскладку закрашенных ахроматическим цветом карточек разной светлоты от белого до черного цвета.
Цель задания: способствовать выявлению сформированности умения различать по светлоте хроматические и ахроматические цвета.
Содержание задания: на некоторое время вывешиваем на доске таблицу с подбором квадратов черного и белого цвета, которые расположены в ряд по принципу постепенного затемнения от белого к черному.
Инструкция учащимся: "У нас на доске показан ряд квадратов. Внимательно рассмотрите, как расположены квадраты в ряду».
Далее необходимо убрать с доски наглядное пособие и предложить детям выполнить следующее: «Возьмите карточки белого и черного цвета и положите их по краям. Остальные карточки, окрашенные в промежуточные оттенки ахроматического цвета разложите, постепенно наращивая степень затемнения от белого к черному.
Следующая серия упражнений (8 - 10) посвящена цветовосприятию цветовых отношений в натурной постановке. Данная серия заданий направлена на формирование перцептивного цветовосприятия на основе наблюдения натуры.
Упражнение 8. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей предметного цвета в живописном этюде.
Упражнение 9., Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде светлоты цвета с учетом освещения.
Упражнение 10. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде активных цветовых рефлексов. Данные упражнения выполняются в виде кратковременных живописных этюдов, в которых учащийся стремится передать те цветовые оттенки, которые он видит непосредственно в натуре. Для полноценного выполнения этих упражнений, перед началом каждого из них необходимо провести подробный анализ натурной постановки. При этом необходимо назвать каждый оттенок цвета и указкой показать его на натурной постановке. Учитель должен помнить, что с разных точек зрения цветовые оттенки в натюрмортной постановке могут выглядеть по-разному.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в разработанной нами серии упражнений у детей формируется способность к перцептивному цветовосприятию. Они получают первоначальные сведения о цвете и некоторых закономерностях живописного изображения. Цвет является мощным средством познания окружающей действительности, правильное восприятие которого позволяет обеспечить адаптацию человека к условиям жизни, поэтому формирование цветовосприятия является важной проблемой художественно-эстетического воспитания младших школьников.
Процесс обучения цветовосприятию необходимо строить на основе развития у школьников "детального видения", заключающегося в вычленении и дифференцировании тонких градаций оттенков цвета. Процесс формирования представлений о цвете у младших школьников должен быть основан на следующих положениях:
- на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;
- обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения;
- для формирования цветовосприятия и знаний о закономерностях живописного изображения следует использовать игровые моменты и дидактические игры. В процессе выполнения упражнений формируется тонкая чувствительность к восприятию цветовых оттенков. Учащиеся знакомятся с терминологией, осваивают закономерности живописного изображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства
П л а н 1. Условия возникновения и актуальность опыта 2. Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....
Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"
Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....
Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.
Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.Автор: Дягилева С.А....
Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"
Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...
Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.
Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....
Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."
Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....