Особенности заданий PISA. Формирование банка заданий PISA
статья

Баринова Мария Александровна

Материал содержит информацио о проверке и формировании естветсвеннонаучной грамотности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_zadaniy_pisa.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности заданий PISA. Формирование банка заданий PISA

Учитель химии и биологии  

МОУ «Санталовская СШ» Баринова М.А

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Цель исследования - сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Цикл исследования – 1 раз в 3 года.

На сайте Федерального института оценки качества образования доступны для ознакомления примеры заданий международной программы по оценке учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment).

Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления – читательская компетентность, математическая и естественнонаучная грамотность.

Формат заданий включает текст, таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты и различные инструкции.

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Для проведения проверки читательской, математической и естественнонаучной грамотности были выделены три направления: содержание, виды деятельности, ситуации (таблица 1-3).

Таблица 1 – Компетенции PISA

Математика

Естествознание

Чтение

- воспроизведение (простых математических действий, приемов, процедур);

- установление связей (между данными из условия задачи при решении стандартных задач);

- рассуждения (широкий спектр математических умений)

- описание, объяснение и

прогнозирование

естественнонаучных

явлений;

- понимание научных

исследований;

- интерпретация научной

аргументации.

- нахождение информации;

- интерпретация текста;

 - рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таблица 2 – Содержательные области направлений

Математика

Естествознание

Чтение

 количество (понимание единиц измерения, расчётов, абсолютных величин и показателей, относительных размеров, числовых диаграмм и схем; использование арифметического мышления, множественных представлений чисел, устного счета, калькуляции, и оценка обоснованности результатов);

 пространство и форма (пространственные и плоские геометрические формы и отношения, т.е. геометрический материал; схемы, свойства объектов, их расположение; пространственная визуализация);

  изменение и отношения (зависимость между переменными в различных процессах, т.е. алгебраический материал; изменения в системах взаимосвязанных объектов, когда элементы влияют друг на друга; использование математических моделей для описания и прогнозирования);

 неопределенность (вероятностные и статистические явления и зависимости, имеющие непосредственное отношение к современному информационному обществу; определение и обобщение информации, встроенной в набор данных)

структура и свойства вещества;

 атмосферные изменения;

 физические и химические изменения;

  передача энергии;

 силы и движение;

 физиологические изменения;

 генетический контроль;

 экосистемы;

 Земля во Вселенной;

 географические изменения

 «сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание, повествование, объяснение, аргументация);

 «не сплошные» тексты (графики, формы, информационные листы и др.)

Таблица 3 – Типы ситуаций

Математика

Естествознание

Чтение

  личная;

 обучение и профессиональная деятельность;

  общественная.

 естествознание

 в жизни;

  здоровье;

 земля и окружающая среда;

 естествознание

  и техника

 чтение для личных целей (например, личных писем);

  чтение для общественных целей (например, официальных документов);

  чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов);

  чтение для получения образования (например, учебной литературы)

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией.

При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:

• компетентность, на оценивание которой направлено задание;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

• контекст;

• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Ниже смысл каждого из этих параметров раскрывается подробнее. Компетенции и умения Каждая из трех основных компетенций, составляющих ЕНГ, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлено задание. В таблице 4 приводятся эти умения, раскрывающие содержание каждой из основных компетенций, и краткая характеристика учебного задания, с помощью которого можно формировать или оценивать соответствующее умение.

Таблица 4. Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика

заданий по формированию/оценке этих умений

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания,

направленного на формирование/оценку

умения

1

Компетенция: научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие

естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание достаточно

стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

1.2

Распознавать, использовать и

создавать объяснительные

модели и представления

Предлагается описание нестандартной

ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.

Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление.

1.3

Делать и научно обосновывать

прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.

1.4

Объяснять принцип действия

технического устройства или

технологии

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.

2

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

2.1

Распознавать и формулировать цель данного исследования

По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко

сформулировать его цель.

2.2

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого

исследования.

2.3

Выдвигать объяснительные

гипотезы и предлагать способы

их проверки

Предлагается не просто сформулировать

гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки.

Набор гипотез может предлагаться в самом

задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки.

2.4

Описывать и оценивать способы,

которые используют учёные,

чтобы обеспечить надёжность

данных и достоверность

объяснений

Предлагается охарактеризовать назначение

того или иного элемента исследования,

повышающего надежность результата

(контрольная группа, контрольный образец,

большая статистика и др.). Или: предлагается

выбрать более надежную стратегию

исследования вопроса.

3

Компетенция: интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать,

интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на

основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии,

географические карты, словесный текст.

Данные могут быть представлены и в

сочетании форм.

3.2

Преобразовывать одну форму

представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму

представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.

3.3

Распознавать допущения,

доказательства и рассуждения в

научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать

допущения, на которых строится то или иное

научное рассуждение, а также характеризовать

сами типы научного текста: доказательство,

рассуждение, допущение.

3.4

Оценивать c научной точки

зрения аргументы и

доказательства из различных

источников

Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.

Данную таблицу можно рассматривать в качестве кодификатора, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ.

Источники:

  1. http://школа11н-ск.рф/files/2019-20/praktikum.pdf - методические рекомендации
  2. https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf - примеры заданий
  3. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa - примеры заданий
  4. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЕГ_2019_основные%20подходы.pdf -особенность заданий

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМ (задания из Открытого банка заданий ФИПИ). № 2

Это ещё один вариант, подобный варианту экзаменационной работы....

Первое задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике(профильный уровень).

Первое задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)...

Второе задание из открытого банка заданий для подготовки е ЕГЭ по математике(профильный уровень)

Второе задание из открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике...

ЕГЭ. Задание №33.(из банка заданий ФИПИ)

Цепочки превращений являются важным механизмом проверки знаний учащихся,     способствуют развитию их логического мышления. Впервые с простейшими цепочками превращений органич...

Материал для формирования читательской грамотности в формате заданий PISA (7-8 кл.)

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность учащихся 7 и 8 классов....

Формирование естественно-научной грамотности через решение заданий PISA

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность  интере...

Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности -одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.Цель функциональной грамотности на уроках английского языка -это умени...