Мы на уроке
учебно-методический материал на тему
Настало время, когда во всей системе образования пошел процесс переориентации на человека, на ребенка, на ученика. Школа медленно, но всерьез начинает поворачиваться к личности ученика. Вот почему стремление понять его личность, изучить его отношение к школе, постичь его чувства и настроения — есть сознательно взятая установка на общение с ним как с равным, имеющим право на собственное мнение. Систематическое изучение отношения учеников к школе, стимулирует профессиональный рост учителя, помогает изменить стиль общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_na_uroke.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы (учителя, ученики) на уроке
Выступление на педсовете школы
Выполнила: Батршина Сания Фаритовна,
учитель русского языка и литературы
2008-2009 учебный год
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель ».
Л.Н.Толстой.
Слова русского писателя Л.Н.Толстого об учителе прекрасно соответствуют нашей сегодняшней теме. Толстой ясно и чётко определил основную позицию учителя. Действительно, учитель – это тот человек, который не только обучает, но и воспитывает. А воспитывать мы должны и внешним видом, и внутренним миром, и знанием своего предмета.
Быть учителем – это целое искусство.
В числе наиважнейших субъективных факторов обучения – личность учителя. Каким он должен быть, чтобы обучение было успешным? Нельзя отразить на бумаге соприкосновения человеческих душ, тончайшие нюансы межличностных отношений, тысячи больших и малых взаимодействий, сопровождающих процесс обучения и воспитания. Но наука констатирует объективную истину: личность учителя – это если не решающее, то, по крайней мере, важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно и часто определяет одно: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен как личность, необразован, не может сформировать положительное отношение к данному предмету. Интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Школа не может быть просто местом работы. Здесь происходит формирование личности. И не только личности ученика, но и личности учителя. Десятки, сотни глаз, устремленных на него ежедневно, наблюдают за его деятельностью, оценивают. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость, он не может состояться, если не обладает любовью к детям, у него нет профессионального интереса, оптимизма, стремления к самосовершенствованию.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зёрен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свой путь в жизни, свой гражданский долг. Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Тема педагогического совета «Мы (учителя, ученики) на уроке» требует, на мой взгляд, коллективного размышления. Учитель и ученик — главные объекты и субъекты процесса обучения, а урок — основная форма организации учебного процесса. Взаимодействие учителя и ученика на уроке определяют результаты обучения, а, следовательно, являются одними из главных показателей эффективности педагогического коллектива в целом.
От чего же зависит успех деятельности учителя, а в итоге, и успех ученика, и всего процесса обучения?
1. Характер взаимоотношений.
Кого учитель видит перед собой на уроке? Учеников, детей, коллег, личности, мальчиков, девочек, граждан и т.д. Т.е. от установки учителя на присутствующих на уроке будет зависеть и характер его взаимоотношений с ними, и успех (или неуспех) обучения.
2. Знания учителя (по специальности и не только, педагогические, психологические и др.).
3. Умения и навыки учителя:
• организационные (умение отбирать учебный материал и информационные источники);
• аналитические (умение разбить сложные блоки знаний на отдельные «кирпичики»);
• умение синтезировать (на базе идей выстраивать аргументы, суждения и теорий);
• навыки презентации (возможность делать сложную информацию доступной для различных групп учащихся);
• умение оценивать работу учащихся (для адекватной связи между учителем и учеником);
• умение оценивать собственную работу (для повышения уровня преподавания).
4. Формы и методы педагогической деятельности, которые определяют индивидуальный стиль учителя.
В итоге почти все названные факторы успеха обучения являются составляющими личности учителя. Она многогранна и разнообразна. Но какие характеристики являются наиболее значимыми не для ученика вообще, а для ученика нашей школы? Я попыталась определить наиболее значимые для наших учащихся черты педагогического профессионализма и среди учащихся 5-11 классов провела анкетирование «Настоящий учитель». Учащимся был предложен список наиболее важных для них характеристик «настоящего учителя». В представленном списке необходимо было выбрать пять-семь черт, лучше всего отражающих «хорошего учителя» и расположить их по значимости.
Анкета для учащихся:
1. Личное обаяние (внимательное искреннее отношение к окружающим).
2. Использует интересную информацию на и вне урока.
3. Проявляет собственную (оригинальную) точку зрения, понимание предмета.
4. Стремится поддерживать любую инициативу, совместную творческую деятельность в процессе урока.
5. Предъявляет единые требования (ко всем учащимся на разных этапах работы).
6. Склонен к юмору, доброй шутке.
7. Умеет заметить и поддержать любой успех ученика.
8. Проявляет тактичность, корректность по отношению к другим.
9. Терпелив и терпим.
10. Умеет уважать чужое мнение.
11. Способен понимать и чувствовать другого человека.
12. Признает свои ошибки.
13. Имеет значимые для учащихся умения и интересы.
14. Поддерживает дисциплину.
15. Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.
16. Объективно оценивает знания учеников.
Анкетирование дало следующие результаты:
5 класс. Выполнили работу 13 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 5 | 4 | 8 | 5 | 2 | 7 | 9 | 3 | 6 | 2 | 2 | 7 | 1 | 6 | 10 | 10 |
процент | 38 | 30 | 61 | 38 | 15 | 52 | 68 | 23 | 46 | 15 | 15 | 52 | 8 | 46 | 76 | 76 |
6 класс. Выполнили работу 16 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 7 | 5 | 9 | 9 | 3 | 8 | 14 | 2 | 11 | 11 | 7 | 8 | 3 | 4 | 10 | 15 |
процент | 44 | 31 | 56 | 56 | 19 | 50 | 88 | 13 | 69 | 69 | 44 | 50 | 19 | 25 | 63 | 94 |
7 класс. Выполнили работу 14 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 1 | 1 | - | 6 | 6 | 10 | 14 | 5 | 14 | 11 | 9 | 7 | 2 | - | 8 | 3 |
процент | 7 | 7 | 43 | 43 | 71 | 99 | 36 | 99 | 78 | 64 | 48 | 14 | 57 | 21 |
8 класс. Выполнили работу 14 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 4 | 1 | 3 | 6 | 6 | 7 | 8 | 1 | 13 | 9 | 2 | 8 | 4 | 4 | 7 | 5 |
процент | 28 | 7 | 21 | 43 | 43 | 48 | 57 | 7 | 92 | 64 | 14 | 57 | 28 | 28 | 48 | 36 |
9 класс. Выполнили работу 8 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 1 | 2 | 5 | 1 | 4 | 3 | 5 | 1 | 5 | 3 | 5 | 4 | 2 | 1 | 5 | 6 |
процент | 13 | 25 | 63 | 13 | 50 | 38 | 63 | 13 | 63 | 38 | 63 | 50 | 25 | 13 | 63 | 75 |
10 класс. Выполнили работу 7 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 3 | 2 | - | 1 | 1 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | - | 4 | 4 | 3 |
процент | 43 | 28 | 14 | 14 | 43 | 71 | 43 | 71 | 57 | 43 | 43 | 57 | 57 | 43 |
11 класс. Выполнили работу 8 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 5 | 4 | 4 | 1 | 4 | 5 | 7 | 5 |
процент | 50 | 50 | 25 | 13 | 25 | 38 | 50 | 13 | 63 | 50 | 50 | 13 | 50 | 63 | 88 | 63 |
С 5 по 11 класс. Выполнили работу 80 учащихся.
№ примеров | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 25 | 19 | 27 | 33 | 24 | 41 | 59 | 16 | 59 | 43 | 32 | 41 | 16 | 24 | 51 | 47 |
процент | 31 | 24 | 34 | 41 | 30 | 51 | 74 | 20 | 74 | 54 | 40 | 51 | 20 | 30 | 64 | 59 |
В итоге, наиболее значимыми характеристиками «настоящего учителя» учащиеся отмечают:
74% - Умеет заметить и поддержать любой успех ученика.
Терпелив и терпим.
64% - Знает свой предмет и умеет сделать его доступным.
59% - Объективно оценивает знания учеников.
54% - Умеет уважать чужое мнение.
51% - Склонен к юмору, доброй шутке.
Признает свои ошибки.
Анкетные данные показывают, что ученики в учителе ценят глубокие знания своего предмета и общую эрудицию, требовательность, доброту. От учителя зависит создание благоприятной атмосферы на уроке, на котором все уважают друг друга. Взаимное уважение предполагает и взаимную вежливость. Там, где царит атмосфера доверия, уважения, сотрудничества, там и результаты выше.
Это были мнения наших учеников, прислушаться к которым нам необходимо.
Настало время, когда во всей системе образования пошел процесс переориентации на человека, на ребенка, на ученика. Школа медленно, но всерьез начинает поворачиваться к личности ученика. Вот почему стремление понять его личность, изучить его отношение к школе, постичь его чувства и настроения — есть сознательно взятая установка на общение с ним как с равным, имеющим право на собственное мнение. Систематическое изучение отношения учеников к школе, стимулирует профессиональный рост учителя, помогает изменить стиль общения.
Выявить отношения ученика к школе (учителям) чрезвычайно сложно, но обучение сегодня без учёта характера этих взаимоотношений неэффективно.
Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, умеет дружить с ними, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а, в конечном счете, всей судьбой. Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...