Смысловое чтение на уроках музыки
методическая разработка (5 класс) на тему
Выступление на МО по применению смыслового чтения на уроках музыки в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.doc | 109 КБ |
smyslovoe_chtenie_na_urokah_muzyki.pptx | 118.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Филиал МКОУ «Шамарская СОШ №26» - «Горная СОШ»
Методическая разработка: «Дидактические материалы, по формированию навыков смыслового чтения к урокам музыки в 5 классе»
Курзина Т.Е. учитель музыки I квалификационная категория
Гора 2015
Пояснительная записка
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся.
В настоящее время в нашей школе большое внимание стало уделяться смысловому чтению.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами, что очень важно на уроках музыки. Человек сам устанавливает соотношение между собой, информацией и окружающим миром.
Урок музыки, построенный с позиции формирования смыслового чтения, помогает обучающимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Новые знания оказываются не чем-то отстранённым, что надо выучить на отметку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении предмета «Музыка».
В данной методической разработке осуществлена подборка приёмов, которые направлены на формирование всех групп УУД.
На основе этих приёмов автором данной работы, созданы упражнения «Музыкальный текст, с пропусками слов» , для обучающихся 5 класса. С помощью этих упражнений можно выявить у детей уровень усвоения новых знаний, а также оценить их.
В данной таблице отражены темы уроков музыки в 5 классе и наличие к ним упражнений «Музыкальный текст, с пропусками слов».
№ урока | Тема урока | Наличие упражнения | ||
Что роднит музыку с литературой. | ||||
Вокальная музыка. | + | |||
Русские народные песни. | + | |||
Вокальная музыка. | + | |||
Фольклор в музыке русских композиторов. | + | |||
Фольклор в музыке русских композиторов. | + | |||
Жанры инструментальной и вокальной музыки. | + | |||
Вторая жизнь песни. | ||||
Вторая жизнь песни. | ||||
Всю жизнь мою несу родину в душе… | ||||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Творчество Фридерика Шопена. | + | |||
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Творчество В.А.Моцарта | + | |||
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | + | |||
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | + | |||
Музыка в театре, кино, на телевидении. | + | |||
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | + | |||
Мир композитора. | ||||
Что роднит музыку с изобразительным искусством. | ||||
Небесное и земное в звуках и красках. | ||||
Звать через прошлое к настоящему. | ||||
Звать через прошлое к настоящему. | ||||
Музыкальная живопись и живописная музыка. | ||||
Музыкальная живопись и живописная музыка. | ||||
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | ||||
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Творчество Н.Паганини | + | |||
Волшебная палочка дирижера. | + | |||
Волшебная палочка дирижера. | ||||
Застывшая музыка. | ||||
Полифония в музыке и живописи. Творчество И.С.Баха. | + | |||
Музыка на мольберте. | ||||
Импрессионизм в музыке и живописи. Творчество К.Дебюсси. | + | |||
О подвигах, о доблести и славе... | ||||
В каждой мимолетности вижу я миры… Творчество М.П.Мусоргского. | + | |||
34 | Обобщающий урок. Повторение разученных песен. |
Примеры приемов по формированию коммуникативных и регулятивных УУД
1.Постановка вопросов к теме урока
ТЕМА: Опера
-Что такое опера?
-Где и когда она появилась?
-Какие виды искусства участвует в опере?
2.Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу»
ТЕМА: Образы живописи в музыке.
Назови музыкальные произведения, навеянные природой или другими изображениями →
Какой приём передаёт ощущение музыкального пространства? →
Какие понятия из области изобразительного искусства перешли в музыку? →
Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у композиторов - импрессионистов? →
Приемы формирования познавательных УУД
3.«Текст с историческими ошибками»
В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с музыкальными ошибками и задают друг другу.
ТЕМА: Балет
Балет в переводе с итальянского означает пою.
Зарождение балета- 20 век, Италия.
В создании балета участвует только композитор.
4. «Музыкальный текст, с пропусками слов» Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.
ТЕМА: « Русские сезоны» в Париже».
« Русские сезоны» это гастроли русской _________ и _________
1908 и _____ годах. Они превратились в настоящий _________
отечественного балета и показали всему миру его __________
уровень. Таков был результат содружества выдающихся композиторов, ___________ и ___________. Среди великих создателей « сезонов» композиторы _________________________,
солисты ________________, художники _______________________.
5.Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа)
Составить два суждения «Верно ли, что…»
Верно ли, что одним из ярких событий « Русских сезонов» стал балет И. Стравинского « Петрушка»?
Верно ли, что балет это яркое средство выражения образов, поэтому он никогда не вводится в действие опер?
6. «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)
Он родился на Урале
Девять опер сочинил
Есть альбомы о природе и детей он не забыл.
( П.И.Чайковский)
Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он.
Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон.
Если клавиш, кто коснётся, как же инструмент зовётся?
( Челеста)
Написание творческих заданий. Продолжить рассказ использую полученные знания на уроке.
На фоне праздника Масленицы развёртывается драма Петрушки, влюблённого в Балерину. Но красавица равнодушна к нему, предпочитая…
Упражнения «Музыкальный текст, с пропусками слов», согласно тематическому планированию.
Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.
1.Тема урока: «Вокальная музыка»
…………………. песней убаюкивает ………. младенца. Незатейливые детские песенки сопровождают ………………… человека повсюду-……. и в школе, ………………………… и в учёбе. Песня - ………… народа. Нельзя однозначно сказать, что важнее в ……………….. - ум или ……., а в песне – слова или …………..
Слова для справок: мелодия, сердце, душа, развлечения, дом, маленький, мать, колыбельная.
2.Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Анатолий Константинович ……………… (1855-1914), ученик …………… композитора-сказочника Н.А. ……………………………………, создал несколько симфонических …………….. на сюжеты русского ………………. , сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской ………………. сказке «Баба-……….», «Кикимора».
Слова для справок: Яга, народная, фольклор, миниатюра, Римский-Корсаков, известный, Лядов.
3. Тема урока: «Жанры инструментальной и вокальной музыки»
…….. – так называется концертное ……. для пения с инструментальным ……………………… Песни без ……. это небольшие …………………….. пьесы лирического ……………… Немецкий ………………. 19 в. Феликс ………………. сочинил цикл фортепианных ……. под названием «………… без слов». Песни в жанре ……………….. – песни на воде.
Слова для справок: баркарола, пьеса, Мендельсон, композитор, характер, инструментальные, слова, сопровождение, произведение, вокализ.
4. Тема урока: «Творчество Фридерика Шопена»
………………….. композитор Фридерик Шопен (1810-1849) был прекрасным ………………. О нём говорили, что «клавиши под его ……………….. начинают …………. Ноктюрны и ………………. , вальсы и …………………, полонезы и …….. .…… не полный перечень ……………., в которых композитор оставил свой яркий …….. Судьба распорядилась так, что он …………… и творил на …………………... Тело Шопена покоится вдали от …………………. , в Париже.
Слова для справок: Родина, чужбина, жил, след, жанры, баллады, мазурки, прелюдии, петь, руки, пианист, польский.
5. Тема урока: «Творчество Вольфганга Амадея Моцарта»
Вольфганг …………… Моцарт (1756-1791) – великий …………………. композитор 18 в. Многочисленные ………………. сложены о его ……………. и ………….. Дымкой тайны окутано ………………. гениального ……. ………….. – с первых детских опытов ……………. музыки мальчиком- …………………. до последнего сочинения – «……………………». Реквием – музыкальное произведение ………………….. характера для хора с ……………..
Слова для справок: оркестр, траурный, реквием, вундеркинд, сочинение, музыкант, творчество, жизнь, смерть, легенды, австрийский, Амадей.
6. Тема урока: «Опера»
Опера - это слово имеет ……………………….. происхождение и переводится как ………….., дело,………………….. Возникла опера в ……………………. на рубеже 16 и 17 вв. и первоначально называлась ……………. на музыке. В опере на основе литературного ……………….. соединяются …………….., драматическое действие, сценическое и изобразительное …… ……. – краткое изложение сюжета оперы,…………, мюзикла.
Слова для справок: балет, либретто, искусство, музыка, сюжет, драма, Италия, труд, сочинение, итальянское.
7. Тема урока: «Опера-былина «Садко».
Былина о …………….. - отважном путешественнике-……………….., певце- ………………….., торговом посланце Великого ………………. - волновала с юности композитора Николая Андреевича ………………………………….. (1844-1908). Реальные персонажи ………………... охарактеризованы композитором ……………….. вокальными мелодиями, фантастические образы - ……………………….. темами. Каждый из ……………….. – Варяжский, Индийский, Веденецкий – поет свою ………………….
Слова для справок: песня, гость, инструментальные, опера, Римский-Корсаков, Новгород, гусляр, мореплаватель, Садко.
8. Тема урока: «Балет»
Балет – слово ……………………….. происхождения, а на латинском языке означает …………………. Первоосновой балетного ……. является либретто. В создании балетного спектакля участвуют ………………-солисты, …………………., симфонический …………………, балетмейстер, режиссер, ………………, художники по костюмам и ………….………. Благодаря творческому союзу ……………., хореографии, ……………….., драматического и изобразительного ……………………... появляется незабываемое зрелище - балет.
Слова для справок: искусство, литература, музыка, декорации, дирижёр, оркестр, кордебалет, танцоры, спектакль, танцую, французский.
9. Тема урока: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Спектакль и фильм создаются га основе литературного ……………….. , который напоминает …….. к опере или балету. Музыка в ………….., в кино и на телевидении может выполнять разные ……………….: иллюстрировать …………………..; играть одну из главных ………………..; подчёркивать эмоциональное состояние, ………………………. героев.
На заре кинематографии, когда еще не умели записывать ……, немые фильмы сопровождались музыкой, которую исполняли ………………… - музыканты-аккомпаниаторы.
Слова для справок: таперы, звук, роли, настроение, действие, роли, театр, либретто, сценарий.
10. Тема урока: «Мюзикл»
Мюзикл – слово ……………………. происхождения – музыкальная …………..…….. – развлекательное …………………….., в котором соединяются различные ………………… искусства – эстрадная и ……………. музыка, …………………. и современный …………….. Мюзиклы пришли к нам из ……………….… в 60-е гг. 20 в. Среди наиболее известных мюзиклов – «Моя прекрасная …………..…» Ф.Лоу, «…………….. музыки» Р.Рождерса , «Юнона и Авось», «Волк и семеро ………………….. на новый лад» А.Рыбникова и др.
Слова для справок: козлята, звуки, леди, Америка, танец, хореография, бытовая, жанры, представление, комедия, английского.
11. Тема урока: «Творчество Никколо Паганини»
Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого ……………………….. композитора и …………...- виртуоза 19 в. известно всему ………………. Его мастерство …………… на скрипке было настолько совершенно и ……………………….., что ходили ……………...., будто исполнять сложнейшие ……………….. своих произведений ему помогает ………..……. сила. Одним из самых ………………… сочинений стал …….. № 24.
Слова для справок: Каприс, известные, нечистая, пассажи, слухи, неподражаемо, игра, мир, скрипач, итальянский.
12. Тема урока: «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»
Творчество великого …………………….. композитора 18в. И.С.Баха (1685-1750) можно сказать словами поэта: «Есть …………. …. с голосом глубоким и ………………………..». Наследие композитора включает в себя ………………..…… разных жанров. Среди них мессы, ………..……, хоралы, произведения для ……., клавира, …………….……. сочинения, пьесы для …… Монументальность звучания в сознании …………. …… была связана с такой формой выражения чувств и ……………..….., которая получила название ……………………….
Слова для справок: полифония, мысли, композитор, дети, вокальные, орган, кантаты, включает, призывный, люди, немецкий.
13. Тема урока: « Импрессионизм в музыке и живописи»
В изобразительном искусстве есть ……………….…., которое оказало большое ………………. на музыку, - это ……………………… (впечатление). Клода Дебюсси (1862-1918), выдающегося …………………….…… композитора, называют ……………………. импрессионизма в …………………………. Его музыка основана на зрительных ……………………….., наполнена игрой светотени, прозрачными, как бы невесомыми ………………….., которые дают …………. ……. звуковых пятен. Понимание того, как …………………… может нарисовать живописные ………………………, пришло к композитору от русского композитора Н.Римского-Корсакова.
Слова для справок: картины, оркестр, ощущение, краски, образы, музыка, основоположник, французский, импрессионизм, влияние, направление.
14. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского»
«Рассвет на Москве-реке» - знаменитое …………………. к опере «Хованщина» ………………………. русского композитора 19в. Модеста Петровича ……………………….…….. (1839-1881). Это …………………….. произведение всегда вызывает у ……………………..….. яркие …………………. картины. Таков был замысел …… …………… - открыть …………. светлым и чистым ………………. Руси. Фортепианная …………….. «Картинки с ……………………….….» создана под впечатлением от выставки ………………….… В.Гартмана.
Слова для справок: вступление, великий, Мусоргский, музыкальное, слушатели, композитор, зримые, опера, образ, сюита, выставка, художник.
Список литературы
- Музыка. 5 класс.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, - 6-е изд.М.:Просвещение,2010.-159с.
47-irk.edusite.ru/DswMedia/programmasmyislovogochteniya...
3.pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php?link_id=...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. ( Дени Дидро)
В России создана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Срок реализации программы- 2007-2020гг. « Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности» (ФГОС).
Навык чтения Техническая сторона Смысловая сторона способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. понимание содержания и смысла читаемого.
Чтение - это качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы : - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД Постановка вопросов к теме урока ТЕМА: Опера -Что такое опера? -Где и когда она появилась? -Какие виды искусства соединяются в опере?
Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД Постановка вопросов к теме урока ТЕМА: Мюзикл Что такое МЮЗИКЛ? Где и когда он появился? Какие особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров отличают мюзикл от оперы?
Приемы формирования познавательных УУД «Текст с историческими ошибками» В парах или группах ученики составляют 2 -3 предложения с музыкальными ошибками и задают друг другу. ТЕМА: Балет 1.Балет в переводе с итальянского означает пою. 2.Зарождение балета- 20 век, Италия. 3. В создании балета участвует только композитор.
Приемы формирования познавательных УУД «Музыкальный текст, с пропусками слов» Учащимися составляются тексты и даются слова для справок для индивидуальной работы. ТЕМА: «Балет-сказка «Щелкунчик» В основу либретто балета _________положен сюжет сказки________________ Балет был поставлен на сцене______________________театра Завершает балет_______________,прославляющий красоту, весну и любовь Слова для справок: «Вальс цветов», П.И.Чайковский, Мариинский театр,Э.-Т.-А.Гофман
Приемы формирования познавательных УУД Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа) Составить два суждения «Верно ли, что…» 1)музыка в театре, кино и ТВ играет одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи? 2)для создания М/фильма и К/фильма не требуется сценарий?
Приемы формирования познавательных УУД « Три подсказки » (парная работа, ответы на карточках сдают учителю) 1.Он родился на Урале 2.Девять опер сочинил 3.Есть альбомы о природе и детей он не забыл. ( П.И.Чайковский) 1.Инструмент, как пианино, но гораздо меньше он. 2.Вместо струн внутри пластины, слышен звонкий перезвон. 3.Если клавиш, кто коснётся, как же инструмент зовётся? ( Челеста)
Приемы формирования познавательных УУД Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. Действие балета-сказки «Щелкунчик» происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы смыслового чтения на уроках литературы
Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы Сыновья и дочери живут в Петербурге Барыня - вдова Герасим был са...
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Смысловое чтение на уроках английского языка
Презентация к выступлению на районном методическом объединении....
Смысловое чтение на уроках английского языка
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чте...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...
План – конспект открытого урока «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка», 6 класс
Урок направлен на формирование функциональной граммотности на уроках английского языка. Акцент сделан на формирование и развитие навыков и умений смыслового чтения, которые позволяют обучающимся ...