Доклад «Здоровье сберегающие технологии для детей со сложной структурой дефекта».
методическая разработка на тему
Без наличия здоровья, любое, даже самое хорошее образование, становится условностью, личным достижением, не имеющим отношения к реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Здоровье сберегающие технологии для детей со сложной структурой дефекта».
Подготовила :
Учитель начальных классов
Анфиногенова В.Б.
Здоровье сберегающие технологии для детей со сложной структурой дефекта.
Конечной целью получения образования является достижение определённого положения в обществе, благополучие в дальнейшей жизни, конкурентоспособность человека. Однако, без наличия здоровья, любое, даже самое хорошее образование, становится условностью, личным достижением, не имеющим отношения к реальной жизни.
Психическое здоровье детей.
Физическое здоровье ребёнка тесно связано с его психическим благополучием. Очень часто родители, приводящие своих детей на МПК, говорят, что ребёнок, обучаясь в массовой школе, постоянно болеет. Причём это не является притворством, болезни ребёнка констатирует врач. Поучившись какое-то время в нашей школе, попав в адекватную ему среду ребёнок перестаёт болеть. Психическое напряжение, сопровождавшее ребёнка во время учёбы в массовой школе, вызывало соматическую реакцию организма, не выдерживая нервного напряжения, иммунная система давала сбои. Таким образом, мы видим тесную связь между стабильным, комфортным состоянием психики и физическим здоровьем ребёнка. Кроме того, мы знаем, что психика наших детей не совсем здорова. На любую неудачу, не вовремя или не так сказанное слово наши дети могут дать совершенно непредсказуемую реакцию. Учёба является для наших детей, имеющих нарушения мыслительной деятельности тяжёлым трудом, который приносит мало результатов при значительных усилиях.
Одним из важных факторов, способствующим сохранению здоровья ребёнка со сложной структурой дефекта, является предъявление к нему адекватных требований, соответствующих возможностям и способностям ребёнка. В нашей школе в этом направлении делается очень много: это разноуровневая система обучения, индивидуальный подход к каждому ребёнку, дифференцированная система оценок, в том числе и для детей – логопатов, и так далее.
Кроме того, сам урок, личность учителя, ведущего урок, могут быть как здоровьесберегающими, так и провоцирующими заболевания. Здоровьесберегающий урок должен доставлять ребёнку удовольствие, не вызывать переутомления, стимулировать к деятельности, давать радость познания. Для этого на уроке используются самые разные приёмы.
1.Яркая, понятная наглядность, которая стимулирует интерес ребёнка к уроку, даёт опору при усвоении новых знаний. Придаёт уверенности, ребёнок знает, что если он что-то забудет, он сможет получить помощь.
К сожалению, большая часть наглядных пособий, которые печатаются для массовой школы, не подходят для нас. Они перегружены сведениями, часто информация неудачно расположена. Наглядность перегружена словами, которые мешают нашим детям воспринимать суть. Поэтому нам приходится большую часть наглядности изготавливать самим. Основное требование к наглядным пособиям: минимум слов, максимум смысла, пособие должно быть понятно с одного взгляда.
2.Виды деятельности на уроке должны сменять друг друга достаточно часто, чтобы, во-первых не вызывать переутомления, во-вторых поддерживать интерес к изучаемому материалу. Интеллектуальное пресыщение у наших детей наступает быстро, чем моложе ребёнок, тем быстрее, однако, один и тот же материал можно преподнести по-разному. Как пример, можно привести чтение букваря в первом классе. Можно прочитать одну страничку букваря пять раз, а можно дать детям совершенно разные поисковые задания, стимулирующие к самостоятельному чтению. При таком варианте работы дети могут прочитать ту же страничку и 10 раз с удовольствием и азартом. Такой вариант чтения не вызывает переутомления, доставляет детям удовольствие, стимулирует интерес к чтению.
Длительность выполнения каждого вида деятельности зависит от возраста детей, характера самой деятельности, индивидуальных возможностей детей, участия в работе самого учителя. Вы все знаете, что менее всего наши дети могут делать что-то самостоятельно.
3.Материал, который преподносится детям, должен быть доступен их пониманию. Об этом мы уже говорили.
4.Ведущую роль в сохранении здоровья детей со сложной структурой дефекта играет личность учителя.
Основной задачей учителя, помимо обучения и воспитания учащихся, является создание психологически комфортного климата, сохранение психического и соматического здоровья детей. Ученик должен идти в школу с удовольствием, ждать от учёбы только хорошего, ребёнок должен получать положительные эмоции от урока. Создать для него такие условия – задача учителя.
Естественно, что учитель создаёт урок. Всё то, о чём мы говорили выше: это и наглядность, и деятельность ученика на уроке, и учебный материал, преподносимый детям в доступной форме, и создание заинтересованности в получении новых знаний, всё это создаёт учитель. Но огромную роль играет и личность самого учителя. Можно быть прекрасным методистом, уметь прекрасно подобрать материал к уроку, изготовить яркую наглядность, но если учитель не проявляет интереса к личности каждого ребёнка, не старается поддержать устремления, успехи, помочь преодолеть трудности, то состояния психологической комфортности для ребёнка достичь не удастся. Урок будет красивым, правильным и холодным.
Для учителя очень важно уметь учитывать состояние детей, особенно в нашей школе, так как наши дети очень зависимы от самых разных факторов (перемены погоды, события, произошедшие вокруг, поведение других детей). Иногда правильнее будет изменить тему урока, дать детям более простые задания, просто поговорить с ребятами, что позволит избежать психических срывов у детей.
Каждый ребёнок должен почувствовать себя личностью. Каждый должен знать, что его успехи приносят окружающим его людям радость, его неудачи огорчают. Ребёнок должен знать, что ему всегда придут на помощь. В нашей школе создана атмосфера поддержки детей, наши дети знают, что они могут обратиться за помощью к любому сотруднику школы от директора до технички и ему никогда не откажут в помощи. Это особенно важно для детей со сложной структурой дефекта, многие из которых не получают психологической поддержки дома, а уж учёба большинства детей не волнует их родителей вообще. Только школа, учителя, воспитатели могут заметить и развить таланты и способности таких детей, что также способствует сбережению психологического здоровья детей.
5.В нашей школе обучаются очень разные дети. Для создания атмосферы, способствующей сохранению психического здоровья детей в нашей школе один из важнейших компонентов – толерантность учеников. В нашей школе дети, отличающиеся по каким-либо параметрам от своих сверстников, не чувствуют себя изгоями. Они принимают участие в школьных мероприятиях, получают положительные оценки на уроках, играют и общаются со всеми вместе на переменах. В школе созданы все условия для сохранения их психического здоровья.
И ещё один немаловажный аспект в сохранении психического здоровья детей. Учитель – дефектолог – это не просто учитель. Не напрасно, на дефектологическом факультете половина учебного времени отводится на изучение медицинских предметов. Наши дети - не совсем здоровые дети, они могут иметь не только явные, но и скрытые текущие заболевания. Вспомните, что не один раз мы наблюдали начало эпилепсии или развитие психопатии у наших детей. Ещё при обучении в институте преподаватели всегда говорили, что учитель должен быть ещё и диагностом. Очень часто не родители, а именно учитель способен заметить изменение в состоянии ребёнка: изменение почерка, изменение реакций ребёнка на те или иные раздражители, изменение в успеваемости и так далее. В таком случае, задачей учителя является своевременное направление ребёнка на диагностику к врачу – психиатру. Вовремя начатое лечение способно остановить развитие заболевания.
Таким образом, одним из важнейших компонентов, сохраняющих соматическое здоровье ребёнка со сложной структурой дефекта, является состояние психологического комфорта, уверенности в своих силах, психологической защищённости, осознание себя полноценной, успешной личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"
Доклад на педагогическом совете школы на тему "Роль наглядности в обучении глухих детей со сложной структурой дефекта"....
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »
У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег...
Выступление на методическом объединении. Тема: " Игровые технологии в развитии познавательной функции у детей со сложной структурой дефекта"
Развивающие игры с песком в жизни детей с особыми образовательными потребностями....
Доклад на тему: «Дидактические игры как средство развития речи на уроке детей со сложной структурой дефекта».
В докладе раскрываются особенности познавательных психических процессов детей со сложной структурой дефекта (ССД). Также рассматриваются особенности развития внимания и умственной деятельности. Раскры...
Применение системы здоровье сберегающих технологий в организации занятий по сенсорной стимуляции детей со сложной структурой дефекта. (3 вариант)
Методы работы с детьми с ОВЗ и ТМНР. Опыт работы....