Применение системы здоровье сберегающих технологий в организации занятий по сенсорной стимуляции детей со сложной структурой дефекта. (3 вариант)
методическая разработка (8 класс)

Дмитриева Надежда Ивановна

Методы работы с детьми с ОВЗ и ТМНР. Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_vystupl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Применение системы здоровье сберегающих технологий в организации занятий по сенсорной стимуляции детей со сложной структурой дефекта.

(3 вариант)

Автор: Дмитриева Н.И.

        Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей со сложной структурой дефекта сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Наши дети наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

        Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Программно-методический материал включает 5 предметов: «Зрительно-слуховая стимуляция», «Тактильная стимуляция», «Коммуникативная стимуляция», «Обонятельная стимуляция», «Адаптивная физическая культура». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации поставленных задач  необходимо специальное материально-техническое оснащение: сенсорная комната, сухой (шариковый)  бассейн, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, массажеры и т.д.

        Принципы организации занятий:

  1. Принцип гуманизации – уважение и принятие ребёнка со сложной структурой дефекта как личности.
  2. Принцип единства образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач.
  3. Принцип единства диагностики и коррекции.
  4. Принцип индивидуализации (подбор содержания, темпа, тембра, приёмов и способов взаимодействия с ребёнком с учётом его возможностей и состояния в момент занятия).
  5. Принцип гибкости структуры и содержания.
  6. Принцип интерактивности (создание условий для стимулирования и поддержания активности и самостоятельности ребёнка).
  7. Принцип интеграции образовательных областей (учебных предметов).
  8. Принцип мультимодальности (организация всех сохранных каналов восприятия).
  9. Принцип междисциплинарного подхода (учёт рекомендаций всех специалистов).

        

                

                Структура занятий.

        Каждое занятие состоит из трёх частей:

        - вводно-мотивационная (ритуал приветствия, привлечение внимания доступным для обучающихся способом, установление эмоционального контакта, сообщение темы занятия);

        - операционно-исполнительная (пропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторную стимуляцию и развитие, формирование навыков);

        - релаксация с музыкальным сопровождением, подведение итогов, ритуал прощания..

        Занятия включают общеразвивающие, коррекционные упражнения и игры.

                Специальные требования к занятиям:

        - замедленный темп общения и обучения;

        - «ритуальность» на уроке;

        - повторяемость учебного материала;

        - системность при подборе содержания;

        - использование сенсорной интеграции (максимально возможная активизация сохранных сенсорных систем и компенсация нарушенных);

        - стимуляция и фиксация всех доступных форм коммуникативной активности ребёнка – вербальных и невербальных;

        - уровень сложности обучения должен постоянно дефилировать между зоной «актуального» и «ближайшего» развития;

        - используемая наглядность должна быть яркой, крупной, привлекать внимание ребёнка.

                Этапы развития:

        На подготовительном этапе большое внимание уделяется установлению зрительного и эмоционального контакта, выявлению особенностей и потребностей детей, созданию положительного настроя на занятия, организации произвольного внимания – развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания. Необходимо организовать общение на занятиях таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Для создания положительного эмоционального настроя на совместную деятельность используется игровая деятельность (игры и игровые упражнения). Эти технологии  активизируют деятельность детей и позволяют добиться эффективных результатов в формировании познавательного интереса, творческого мышления и речевого развития детей.

        Игры сопровождаются небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простых играх (построй домик, дорожку, поезд в волшебный лес, драматизации и т. д.) мы стимулируем переживание детей обычных, но значимых ситуаций. Постепенно игра усложняется, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная и двигательно-моторная стимуляция становится более разнообразной.

Организации игр и занятий с детьми предшествовала работа по созданию предметной игровой среды. Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Неприятные ощущения, которые иногда испытывают дети, компенсируются фиксацией на приятных с помощью приёма наложения словесной формулы на аффективные реакции детей. Используются формулы позитивного утверждения. Взаимодействия с различными предметами расширяют опыт детей.

На предварительном этапе проводится большая работа с родителями, обучая их способам привлечения внимания ребёнка, стимулируя к развитию активного взаимодействия, что способствует формированию социальной направленности и регуляции поведения детей.

На начальном этапе происходит ознакомление с разными видами воздействия на развитие двигательно-моторных навыков. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния детей и их готовности к сотрудничеству (от10 до 40 минут). Каждое занятие предусматривает большое количество упражнений и игр, направленных на развитие и укрепление здоровья. Если ребёнок устаёт или ему не нравится упражнение, мы переключаем его на другой вид деятельности. Каждое занятие состоит из трёх частей: вводно-мотивационная, операционно-исполнительная, релаксация с музыкальным сопровождением. Необходимо поддерживать развитие элементарной зрительно-моторной координации, жизненных функций обучающихся, стимулировать  потребность к доступной двигательной активности, общее физическое развитие, проводить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне. Уроки включают общеразвивающие, коррекционные упражнения и игры. Среди упражнений наибольшее значение имеют:

- дыхательные упражнения;

- упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей;

- упражнения для координации движений, функций равновесия, на коррекцию             ходьбы;

- практические и игровые упражнения на развитие чувства ритма и пространственной организации движений;

- игры-драматизации;

- упражнения для развития мелкой моторики рук и ног;

- развивающий массаж;

- самомассаж кистей и пальцев рук;

- аурикулярный массаж;

- массаж карандашами;

- парадоксальная гимнастика;

- ритмические упражнения с тканью и лентами;

- конструирование из разных предметов;

- сортировка предметов.

    Все упражнения включают определённые задачи и соответствующие им приёмы работы, дифференцированные в зависимости от этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Необходимо помнить и о быстрой утомляемости детей, необходимо давать возможность отдохнуть, не прерывая тактильного контакта.

        На тренировочном этапе совершенствуются умения и навыки, сформированные на начальном этапе; вводится обучение на более сложном материале, расширяется сенсорный и практический опыт детей. Создаётся основа для развития целостного обследования предметов, произвольной регуляции деятельности, укрепляется связь между слуховыми впечатлениями и моторной активностью. Учащиеся получают навык сочетания дыхания с выполнением основных упражнений. Тщательный подбор общеразвивающих и коррекционных упражнений даёт возможность воздействовать не только на весь организм, но и на определённые ослабленные группы мышц. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определённом ритме, темпе, направлении. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов позволяют сформировать правильную осанку; обеспечить подвижность суставов; создать двигательный опыт, двигательные качества и способности; укрепить сердечно-сосудистую систему; развить органы дыхания; психическое развитие. Упражнения с предметами повышают интерес к физическим упражнениям, формируют двигательные представления, совершенствуют координацию пальцев рук.

        Заключительный этап связан с реализацией приобретённых знаний и умений, использованием их в повседневной жизни, в постоянной заботе о своём здоровье. Эта часть почти полностью зависит от родителей, которые должны быть постоянно в курсе применяемых методик и тоже быть участниками процесса (по возможности). Несмотря на разные компенсаторные возможности и различный уровень умений, очень много зависит от активности семьи. Поэтому все игры и упражнения необходимо прорабатывать, проживать с детьми, стимулировать их самостоятельные действия. Только так они смогут накапливать личный опыт, быть активными, не замыкаться в себе, не быть несчастным членом семьи.

        Выбор музыки для игр и упражнений – дело непростое. Я предлагаю использовать народные песни, фольклорную музыку, музыку из серии «Звуки природы» и «Целительные звуки», музыку природы, музыку сфер, древние мантры. В атмосфере духовной музыки во время релаксаций мы учим детей прислушиваться к себе и ощущать вибрации древних мантр, ощущать своё тело. Комфортная обстановка помогает успокоиться, отойти от суеты, ощутить уверенность и силу, гармонию и целеустремлённость.

Используемые приемы:

Развивающий массаж.

Как лечебное средство массаж был известен еще в глубокой древности. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

 Комплекс состоит из трех упражнений:

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления. Все упражнения повторяются по 5 раз.

Упражнение 1. Руку сжать в кулак, резко разжать.

Упражнение 2. Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

Упражнение 3. Двигать большими пальцами к себе и от себя.

Упражнение 4. Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Упражнение 5. Опереться руками о стену. Нажать сильнее - расслабить кисти.

Упражнение 6. Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.

Массаж карандашами и массажными предметами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

В  педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

 С помощью граненых карандашей и массажных предметов ребенок массирует запястья самостоятельно или с помощью учителя. Затем кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами и массажными предметами будут стимулировать речевое развитие, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

                Предполагаемые результаты.

        Предполагается, что использование предлагаемых методов позволит создать условия для развития детей, улучшит их самочувствие. Улучшит сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат. Позволит лучше усвоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Сформировать физические и морально-волевые качества личности. Исправить недостатки физического и психического развития с помощью коррекционных и специальных упражнений. Улучшить семейные отношения.

                Используемая литература.

  1. «Теория и организация АФК» Под ред. С. П. Евсеева; М. 2007г.
  2. «Осанка и физическое здоровье детей программы диагностики и коррекции нарушений» А. А. Потапчук; СПб. 2001г.
  3. «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушениями осанки». Под ред. Г.А. Халемского, М. 2002г.
  4. «Лечебная физкультура в домашних условиях». М.А. Корхин, И.М. Габинович; Лениздат, 1990г.
  5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»; СПб. Под редакцией И.М. Бгажноковой, МПб. 2007г.
  6. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры». Грабенко Т.М., СПб. 2002г.  Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.: Теревинф, 2009.
  7. Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999г.
  8. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  9. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Организация обучения и содержания детей со сложной структурой дефекта.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии . К множественным нарушениям детского развития относят сочета...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

конспект интегрированного логопедического занятия в классе детей со сложной структурой дефекта "Наш город"

Цель занятия – развитие коммуникативных функций речи у детей с тяжелыми нарушениями психической деятельности на материале ознакомления с окружающим миром, включает краеведение и культурное досто...

Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.

Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Доклад «Здоровье сберегающие технологии для детей со сложной структурой дефекта».

Без наличия здоровья, любое, даже самое хорошее образование, становится условностью, личным достижением, не имеющим отношения к реальной жизни....

Развитие ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе работы над формированием сенсорных эталонов у детей со сложной структурой дефекта

Сенсорное восприятие детей с ОВЗ характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его, поэтому с детьми ...