Рабочая программа по геометрии 7 класс (ФГОС ООО)
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа составлена в соответствии с "Положением о рабочей программе МБОУ "ОСОШ№1"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_geometriya_7.docx | 51.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано. Утверждаю.
Зам. директора по УВР Директор МБОУ "ОСОШ №1"
Меньшакова Г. М. -------------------Жаворонков С. И.
"---------" ----------------- 2015г.
Рабочая программа по геометрии
7А, 7В классов 2015-16 учебный год
Сысоевой
Раисы Евгеньевны,
высшая квалификационная категория.
п. Октябрьский
2015г.
Пояснительная записка
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика программы.
Программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции – умения учиться.
Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др)
Общие цели изучения учебного предмета.
- развитие логического и критического мышления и культуры речи
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности
- развитие интереса и математических способностей
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин и применения в повседневной жизни
- формирование алгоритмического мышления и воспитание умений действовать по намеченному алгоритму и конструировать новые.
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирования абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включая в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение геометрии дает возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать ее, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки четкого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
.
Приоритетные формы, методы и технологии работы с обучающимися
Формы | Методы и технологии |
Уроки изучения нового знания Уроки систематизации и обобщения Уроки-исследования Уроки-презентации Уроки-практикумы Игровые уроки | Частично-поисковый Проблемно-поисковый Самостоятельная деятельность Технология исследовательской деятельности Технология уровневой дифференциации и индивидуализации Метод проектов Объяснительно-иллюстративные методы |
Приоритетные формы и виды контроля
Виды контроля | Формы контроля |
Текущий (промежуточный) | Математические диктанты Зачеты Контрольные работы Тематические тесты |
Итоговый | Входная контрольная работа Итоговая контрольная работа |
Программа составлена для обучения геометрии в 7-9 классах.
Содержание курса геометрии в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса геометрии в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».
Содержание раздела «Геометрические фигуры»служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развить у учащихся воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представление учащихся об измерении длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Содержание разделов «Координаты», «Векторы» расширяет и углубляет представление учащихся о методе координат, развивает умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач, а также задач смежных дисциплин.
Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых фактов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно- исторической среды обучения.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7-9 классах основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 204 урока. Учебное время может быть увеличено до 3 часов в неделю за счет вариативной части базисного учебного (образовательного) плана.
Распределение учебных часов по классам
класс | количество учебных часов | количество недель | количество контрольных работ |
7 | 68 | 34 | 5 |
8 | 68 | 34 | 7 |
9 | 68 | 34 | 6 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса алгебры.
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки а мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, квалифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и другие) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- развитие умения работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о фигурах и их свойствах;
6) Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчеты.
Содержание учебного курса геометрии 7 класса
1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства 15 часов
2. Треугольники 17 часов
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника 16 часов
4. Окружность и круг. Геометрические построения 16 часов
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся 4 часа
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ- 5.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Практ / контр работа | УУД | Основные виды деятельности учащихся | Дата |
1 | Точки и прямые | • целеполагание, включая постановку новых целей, • планировать пути достижения целей; -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; •обучать основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; | Приводить примеры геометрических фигур. Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол. Формулировать: определения равных отрезков, середины отрезка, расстояния между точками. Дополнительных лучей, развернутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра. Наклонной, расстояния от точки до прямой; свойства расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых, основное свойство прямой. Классифицировать углы. Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой). Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений. Изображать с помощью чертежных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи. Пояснять, что такое аксиома, определение. Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения. | ||
2 | Точки и прямые | ||||
3 | Отрезок и его длина | ||||
4 | Отрезок и его длина | ||||
5 | Отрезок и его длина | ||||
6 | Луч. Угол. Измерение углов | ||||
7 | Луч. Угол. Измерение углов | ||||
8 | Луч. Угол. Измерение углов | ||||
9 | Смежные и вертикальные углы | ||||
10 | Смежные и вертикальные углы | ||||
11 | Смежные и вертикальные углы | ||||
12 | Перпендикулярные прямые | ||||
13 | Аксиомы | ||||
14 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
15 | Контр работа №1 | ||||
16 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; •обучать основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; | Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур. Изображать и находить на рисунке равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупо-угольные треуголь-ники и их элементы. Классифицировать треугольники по сторо-нам и углам. Форму-лировать определения остроугольного, тупо-угольного, прямоу-гольного, равнобед-ренного, равносто-роннего треуголь-ников; биссектрисы, медианы, высоты треугольника, равных треугольников, сере-динного перпенди-куляра отрезка, пери-метра треугольника. Свойства равнобед-ренного треугольника, серединного перпен-дикуляра отрезка, основного свойства равенства треуголь-ников. Признаки равенства треуголь-ников. Доказывать теоремы: о единствен-ности прямой, перпен-дикулярной данной (случай, когда точка лежит вне прямой); три признака равенства треугольников; приз-наки равнобедренного треугольника, теоремы о свойствах середин-ного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треу-гольников. Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему назы-вают обратной, в чем заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использова-ния этого метода. Решать задачи на вычисление и доказательство. Распознавать на чертежах параллель-ные прямые. Изобра-жать с помощью линейки и угольника параллельные прямые. Описывать углы, обра-зованные при пересе-чении двух прямых секущей. Формули-ровать определения: параллельных прямы,. расстояния между параллельными пря-мыми, внешнего угла треугольника, гипоте-нузы и катета; свойст-ва: параллельных пря-мых, углов, образован-ных при пересечении параллельных прямых секущей, суммы углов треугольника, внешне-го угла треугольника, прямоугольного треу-гольника, основное свойство параллельных прямых; признаки па-раллельности прямых, равенства прямоуголь-ных треугольников. Доказывать теоремы о свойствах параллель-ных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треу-гольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треу-гольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоуголь-ных треугольников. Решать задачи на вычисление и доказательство. Пояснять, что такое задача на построение, геометрическое место точек. Изображать на рисунках окружность и ее элементы, касатель-ную к окружности, ок-ружность, вписанную в треугольник, и окруж-ность, описанную око-ло него. Описывать взаимное расположе-ние окружности и пря-мой. Формулировать определения окружно-сти, круга, их элемен-тов, касательной к ок-ружности, окружности, описанной около треу-гольника, окружности, вписанной в треуголь-ник; свойства середин-ного перпендикуляра как ГМТ, биссектрисы угла как ГМТ, касате-льной к окружности, диаметра и хорды, точки пересечения серединных перпенди-куляров сторон треуго-льника, точки пересе-чения биссектрис уг-лов треугольника, при-знаки касательной. До-казывать теоремы о серединном перпенди-куляре и биссектрисе угла как ГМТ, о свой-ствах касательной, об окружности, вписан-ной в треугольник, описанной около треу-гольника, признаки ка-сательной. Решать основные задачи на построение: построе-ние угла, равного дан-ному, построение сере-динного перпендику-ляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через дан-ную точку и перпенди-кулярной данной пря-мой, построение биссе-ктрисы данного угла, построение треуголь-ника по двум сторонам и углу между ними, по стороне и прилежащим к ней углам. Решать задачи на построение ГМТ. Строить треуго-льник по трем сторо-нам. Решать задачи на вычисление, доказате-льство и построение. | ||
17 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | ||||
18 | Первый и второй признаки равенства треугольников | ||||
19 | Первый и второй признаки равенства треугольников | ||||
20 | Первый и второй признаки равенства треугольников | ||||
21 | Первый и второй признаки равенства треугольников | ||||
22 | Первый и второй признаки равенства треугольников | ||||
23 | Равнобедренный треугольник и его свойства | ||||
24 | Равнобедренный треугольник и его свойства | ||||
25 | Равнобедренный треугольник и его свойства | ||||
26 | Признаки равнобедренного треугольника | ||||
27 | Признаки равнобедренного треугольника | ||||
28 | Третий признак равенства треугольников | ||||
29 | Третий признак равенства треугольников | ||||
30 | Теоремы | ||||
31 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
32 | Контр работа №2 | ||||
33 | Параллельные прямые | ||||
34 | Признаки параллельности прямых | ||||
35 | Признаки параллельности прямых | ||||
36 | Свойства параллельных прямых | ||||
37 | Свойства параллельных прямых | ||||
38 | Свойства параллельных прямых | ||||
39 | Сумма углов треугольника | ||||
40 | Сумма углов треугольника | ||||
41 | Сумма углов треугольника | ||||
42 | Сумма углов треугольника | ||||
43 | Прямоугольный треугольник | ||||
44 | Прямоугольный треугольник | ||||
45 | Свойства прямоугольного треугольника | ||||
46 | Свойства прямоугольного треугольника | ||||
47 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
48 | Контр работа №3 | ||||
49 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | ||||
50 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | ||||
51 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | ||||
52 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | ||||
53 | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | ||||
54 | Описанная и вписанная окружности треугольника | ||||
55 | Описанная и вписанная окружности треугольника | ||||
56 | Описанная и вписанная окружности треугольника | ||||
57 | Задачи на построение | ||||
58 | Задачи на построение | ||||
59 | Задачи на построение | ||||
60 | Метод геометрических мест в задачах на построение | ||||
61 | Метод геометрических мест в задачах на построение | ||||
62 | Метод геометрических мест в задачах на построение | ||||
63 | Повторение и систематизация учебного материала | ||||
64 | Контр работа №4 | ||||
65 | Треугольники | ||||
66 | Признаки параллельности прямых | ||||
67 | Задачи на построение | ||||
68 | Итогов контр работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для 7 класса
Рабочая программа составлена на основании:
1. Примерная программа основного общего образования по математике (стандарт второго поколения)
2. Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике.
3. Комплект авторского коллектива курса «Алгоритм успеха» - Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир
- программы 5-11 классы курса «Алгоритм успеха», М; Вентана-Граф, 2014 г.
- учебник А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия 7 класс», М; ; Вентана-Граф, 2015 г. № 1.2.3.3.5.1 в Федеральном перечне
- А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.М.Рабинович «Геометрия 7 класс» дидактические материалы, М; Вентана-Граф, 2015 г.
- Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия 7 класс» методическое пособие, М; Вентана-Граф, 2014 г.
- А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия 7 класс» рабочая тетрадь №1, М; Вентана-Граф, 2015 г.
- А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия 7 класс» рабочая тетрадь №2, М; Вентана-Граф, 2015 г.
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Интерактивная доска
Доска магнитная, доска с координатной сеткой
Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль
Планируемые результаты обучения геометрии в 7-9 классах:
Геометрические фигуры.
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0* до 180*, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
• оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы ;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методиками решения задач на вычисление и доказательство; методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач ;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методов геометрических мест точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов, вычислять координаты середины отрезка;
• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей;
Выпускник получит возможность научиться:
• овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
Выпускник научится:
• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный , сочетательный или распределительный закон;
• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность научиться:
• овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Контрольно-измерительные материалы прописаны авторами УМК в дидактических материалах.
Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
-- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-неточность графика;
-нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...
8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....
7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....