Система подготовки к ОГЭ по математике
методическая разработка (8, 9 класс) на тему

Кошелева Лидия Анатольевна

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в 9 классе

связано с тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но  сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными,  большие по объёму(читать ученики не любят), задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно,  или на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sist.podg-ki_k_gia.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в 9 классе

связано с тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но  сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными,  большие по объёму(читать ученики не любят), задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно,  или на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

   В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе    подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, которая предусматривает различные направления  деятельности: организационно-методическая работа, повышение профессиональной компетентности учителя, изучение нормативных документов различного уровня, работа с учащимися и их родителями, аналитическая  работа по  результативности проведения  итоговой аттестации.

Экзамен по математике - это итог работы  и ученика, и  учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, поэтому подготовка к  нему является важной составляющей учебного процесса.  Выпускники нашей школы сдают  экзамен в новой форме с первых дней ведения этой формы, и поэтому целенаправленная работа по подготовке начинается ещё  с 5 класса. Подготовленность детей разная, уровень классов из года в год тоже разный.

Многие ученики приходят из начальной школы с плохим знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

             Однако устный счёт как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся средних классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще. Многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого требуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

           Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем звене на каждом уроке  отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

До сведения учащихся и родителей доводится рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», 8 баллов, набранные в сумме за выполнение заданий всех трёх модулей, при условии, что из них не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика». Преодоление этого минимального результата даёт выпускнику право на получение, в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, итоговой оценки по математике. С учётом анализа результатов ГИА по математике в предыдущие годы, разработана рабочая программа по подготовке учащихся к ОГЭ. Еженедельно проходят консультации и дополнительные занятия по математике. Постоянно проходит организация информационной работы по подготовке учащихся к ОГЭ: предметная подготовка; мониторинг качества; психологическая подготовка.

Подготовка к ОГЭ проводится с учётом Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

 Систематические устные упражнения  соответствуют теме и цели урока и помогают  усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит   учащиеся должны   хорошо освоить технику работы с тестами, хорошо и бегло читать. Поэтому, начиная с 5 класса,   применяю  КИМы и  сборники заданий с тестами. В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма часто (каждый урок или через урок) провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление  учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь, вызывая к доске.

В конце 7-го класса и в 8 классе  знакомлю учащихся со сборниками заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе следующих авторов: Л. В. Кузнецова, Ф.Ф.Лысенко, Л.Д. Лаппо, М.А. Попов, Ященко И.В., Шестаков С.А..

Задания из этих сборников включаю при изучении отдельных тем, при повторении, закреплении  изученного материала, в домашние задания.

Система работы по подготовке к ОГЭ по математике включает следующие компоненты:

  1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
  2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
  3. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
  4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
  5. Консультации и дополнительные занятия.

В своей работе активно использую ИКТ- технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), тесты в режиме он-лайн,  которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену и мне, как учителю  и  моим ученикам. Анализирую содержание экзаменационных работ и кодификатор тем, в рабочей программе по подготовке к ОГЭ рассмотрены темы для итогового повторения.

Уроки итогового повторения строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по 2-3 темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, прорабатывают эти задачи. Затем даётся проверочная работа. Ученики, не выполнившие работу, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачёт на дополнительном занятии. Через определённое число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы ученики сдали обязательную часть зачётной работы.

Информация о выполнении зачётных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей, школа пытается  повысить их ответственность за обучение  детей. Нужно отметить, что участие родителей в процессе подготовки к ОГЭ в нашей школе практически нулевое. 

Для этого используется  диагностическая карта.  Постоянно провожу  мониторинг выполненных тестов. 

Важным  элементом подготовки к ГИА  является обучение заполнению бланков. Учащиеся часто допускают ошибки при  их заполнении  во время предэкзаменационных работ,  кто от волнения,  кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с  учащимися 9 класса  на консультациях.

Подготовка ко второй части работы последние годы не велась из-за низкого уровня математических знаний. В этом учебном году эта подготовка осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.

Учащимся рекомендованы сайты для самостоятельной работы:

  1. www.mathgia.ru  
  2. matematika-gia
  3.  fipi.ru   
  4.  egeigia.ru 
  5. alexlarin.net
  6. matem.ucoz.ru
  7. Открытый банк заданий гиа по математике гущин
  8. Открытый банк заданий ГИА math.video-repetitor.ru

                                                                            Учитель Л.А. Кошелева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование Дневника.ру в создании системы подготовки к ЕГЭ по математике в районном методическом объединении"

Проект представлен на конкурс "Инноватика в образовании" Забайкальского образовательного форума-2012....

Программа курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» для учащихся 11 класса

Пояснительная запискаЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире м...

Система подготовки к ГИА. по математике. ( из опыта работы).

В работе рассказывается о системе подготовки учащихся 9 классов к ГИА по математике...

Система подготовки к ГИА по математике

В статье рассмотрены принципы эффективной подготовки к ГИА, методические приемы для качественной подготовки (приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи, инсценировка "тупика" в реш...

Система подготовки к ЕГЭ по математике

В данной  методической теме показаны этапы работы  и система работы учителя при подготовке ЕГЭ по математике....

Система подготовки к ЕГЭ по математике учащихся 10-11 классов

Делюсь опытом подготовки учащихся к ЕГЭ....

Система подготовки к ЕГЭ по математики

Каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения. Ведущая идея моего опыта - повышение качества математической подготовки школьников на основе ис...