САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
статья (английский язык) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
В.С. Калинина
студентка 1 курса магистратуры факультета иностранных языков
научный руководитель - канд. пед. наук, доцент Ю.И Семёнова.
Самостоятельная работа студентов педагогических специальностей в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения
В данной статье раскрывается актуальная проблема самостоятельного развития студента во вне аудиторных занятиях, способы ее решения и механизмы развития.
The article is devoted to one of the burning problems of student’s self-development out of class, its solution and ways of improvement.
В настоящее время постиндустриальное, информационное общество, основанное на инновационной экономике, «экономике знаний», требует от системы профессионального образования перехода на принципиально иную–компетентностную парадигму образования. В ее основе лежит «сверхзадача» формирования современного профессионала, способного к самостоятельному решению проблем и задач профессиональной деятельности. Инновационный характер современного общества, прежде всего, определяется соотношением между характерным временем профессиональной жизнедеятельности и временем возникновения инноваций [3].
Основная задача высшего учебного заведения (вуза) – формирование творческой личности специалиста (выпускника вуза), способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний. Он должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Проводимая в настоящее время реформа высшего образования, переход на образовательные стандарты третьего поколения связаны, по своей сути, с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этой связи при организации учебного процесса в вузе особое внимание должно уделяться организации самостоятельной работы студентов (СРС) [5].
Общая тенденция совершенствования методов и форм обучения состоит в том, чтобы активизировать познавательные интересы и максимально развивать самостоятельность обучаемых. При этом одним из условий успешной модернизации учебного процесса, мощным источником информации, самообразования являются технические средства. Информационные и телекоммуникационные технологии выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.
Поскольку применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса, необходимо изменить технологию обучения. Информационная технология обучения - это определенная логика организации учебно-познавательного процесса, основанного на использовании компьютерных и других информационных средств, которая направлена на достижение заданных целей подготовки специалистов-профессионалов, активное включение обучаемых в сознательное освоение содержания образования, обеспечение мотивации, творческое овладение основными способами будущей профессиональной деятельности.
Комплексность использования возможностей средств ИКТ в учебном процессе и соответствующую технологию обучения осуществляет информационно-образовательная среда, которая позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося, в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие [1].
Предметно и содержательно СРС определяется государственным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.
В ходе самостоятельной работы, планируемой по каждой учебной дисциплине, студент может:
- освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также освоение отдельных тем, отдельных вопросов тем, отдельных положений и т.д.);
- закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
- применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс стади», письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
- применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента) [4].
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
Для эффективности СРС необходимо выполнить ряд условий:
1.Обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы.
2.Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне нее.
3.Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4.Контроль над организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность СРС в целом [2,с.87].
Первое условие состоит в необходимости оптимального структурирования учебного плана не только в смысле последовательности
изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, другие задания. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой.
Второе условие – это методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т.п.).
Третье условие - это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Учитывая наши экономические условия и возможности полиграфической базы, эффективным является переход на электронные издания лекционных материалов преподавателей. Кроме того, в университетах имеется мощный информационный источник – Internet.
Современные требования к организации СРС могут быть реализованы только на основе применения инновационных методов обучения и форм контроля, в том числе и при планировании самостоятельной работы. Но при этом возрастают требования, предъявляемые к подготовке преподавателя. В учебную работу необходимо включить часы на организацию постоянных консультаций и мероприятий, обеспечивающих качественный контроль самостоятельной работы студентов.
Библиографический список
- Агибова И.М., Куликова Т.А. Информационно-коммуникационная обучающая среда как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения. Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь. 2011.
- Алханов А. Самостоятельная работа студентов / А. Алханов // Высшее образование в России. 2005. №11. С.86-89.
- Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов. ГОУВПО Пермский государственный университет, г.Пермь. 2011.
- Крылова С.Е. Основные подходы и характеристики самостоятельной работы студентов в соответствии ФГОС ВПО. Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Орск. 2012.
- Сильвашко С. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов при внедрении образовательных стандартов нового поколения. Оренбургский государственный университет, г. Оренбург. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления деятельности педагога - психолога в условиях реализации образовательного Стандарта нового поколения в лицее - интернате № 5.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В систем...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
Проблемы среднего профессионального образования в условиях внедрения образовательных стандартов третьего поколения.
Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования, а это в первую очередь означает повышение требований к профессиональному образованию...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента для специальности 031601 "Реклама" по дисциплине ОП.06 "Стандартизация и сертификация"
1. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ « О техническом регулировании».2. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона от 13....
Исследовательская деятельность в реализации образовательных стандартов второго поколения
Приоритетной задачей школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Высш...
«Дидактические возможности использования сборника упражнений по теме “Морфемика. Словообразование” в самостоятельной работе студентов педагогического колледжа».
Тема статьи актуальна не только своей практичной значимостью для будущих учителей, но и неоднозначностью научного освещения....
Профессиональные качества, необходимые при реализации образовательных стандартов нового поколения. (Эссе)
Учительство - не труд, а отреченье,Умение всего себя отдать,Уйти на долгий подвиг и мученье,И в этом видеть свет и благодать. ...