« Внедрение ФООП, как инструмент реализации образовательной политики РФ»
презентация к уроку
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 791.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства в РФ. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд особенностей. Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования. Все вы знаете, как непросто двигался этот вопрос: были очень разные точки зрения и оживлённые дискуссии. Но тем не менее нельзя не признать, что конструкция, когда стандарты не содержат четких содержательных ориентиров, примерные основные образовательные программы, не задавала достаточно жесткой рамки для того, чтобы мы все понимали, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.
И в этом 2022 году 2нагрянули» очередные перемены. В связи с этим вспоминаются слова китайской народной мудрости, которые также приписываются Конфуцию, философу Китая: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но в преломлении к сегодняшнему дню продолжить ее можно так: «Если вы не сможете воспользоваться ПРЕИМУЩЕСТВАМИ этих перемен». На мой взгляд, время действительно интересное, потому что в мире перемен делаются новые научные открытия, появляются новые технологии, новое производство, новая экономика и, конечно, новое образование, которое призвано обучать и воспитывать человека нового мира. Именно это должны сделать ФГОС, новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые вступили в силу с 1 сентября этого учебного года.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса. Основная задача ФГОС - создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы. ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».
Какие бывают ФГОС? - На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами: - ФГОС на чального общего образования (1-4 классы), - ФГОС основного общего образования (5-9 классы), - ФГОС среднего общего образования (10-11 классы), - ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Главной задачей обновлённых ФГОС (третьего поколения) заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В новой версии всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России , вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.
Новые ФГОС начали действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, начали учиться по обновленным ФГОС. Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей. Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.
Позитивные моменты: - повышается прозрачность системы образования; - любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей ; - качество образования повысится за счет единства содержания; - достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания; - определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Второй иностранный язык и ЕГЭ по иностранному языку. Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. В новых образовательных стандартах написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей … и при наличии в организации необходимых условий», -эта норма стала правилом с 1 сентября 2022 года. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. По новому стандарту образования его включили в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
Финансовая грамотность С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Министерство просвещения поясняет, что о введении нового предмета речь не идет, так как это повысит нагрузку на учащихся. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и др. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания , которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни», -подчеркнули в Минпросвещения . –Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, где акцент сделан на формирование российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, её исторической роли, территориальной целостности.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС: - Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. - Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. - Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). - Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). - Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). - Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. В школах 50 регионов России с 1 сентября было запланировано открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет. Но хотя большинства учителей создана возможность пользоваться примерными рабочими программами, как считают авторитетные учёные-педагоги, для того, чтобы не заниматься бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на работу с детьми.
Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС. упрощённое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; Принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов; Отсутствие методических рекомендаций авторов УМК.
ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Как составить рабочую программу по предмету с учетом ФООП и ФГОС С 1 сентября 2023 года на смену примерным приходят федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), а с ними и федеральные рабочие программы по учебным предметам. Рассказываю, как учителю составить рабочую программу с учетом всех требований
Что такое рабочая программа Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины. -Примерные рабочие программы больше не используются. Их заменили федеральные рабочие программы.
Для чего нужна рабочая программа Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования. Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода . Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.
Программа Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем. А может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.
Чем отличается образовательная программа от рабочей программы Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП). ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования. Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.
Содержательный раздел ФОП Организационный раздел ФОП Федеральные рабочие программы учебных предметов Федеральный учебный план Федеральная рабочая программа воспитания План внеурочной деятельности Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы Компоненты содержательного и организационного разделов представлены в таблице.
Кто должен составлять рабочую программу Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде. Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.
Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице: Начальное общее образование Среднее и основное общее образование Русский язык Русский язык Литературное чтение Литература Окружающий мир История Обществознание География Основы безопасности жизнедеятельности
Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ. Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.
Состав рабочей программы ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование. Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе. Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты , которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.
В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.
Как составить рабочую программу по новому ФГОС Полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты. Вот список этих документов: ФГОС соответствующего уровня образования: -ФГОС начального общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 ; -ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 ; -ФГОС среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 .
Федеральная рабочая программа по учебному предмету. Ее можно найти на портале «Единое содержание общего образования». Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС и ФООП. Положение о рабочей программе школы. В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.
Содержание рабочей программы Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами. Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68 ). Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.
Планируемые результаты ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел. За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов: -личностные, - метапредметные , -предметные по годам обучения. Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы. Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания
Тематическое планирование Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы: -перечень тем для изучения; -количество академических часов, которые отводятся на освоение тем ; - информацию об использовании электронных (цифровых) ресурсов по каждой теме. Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить. В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса. Календарно-тематическое планирование следует включить в рабочую программу, только если этого требуют локальные акты школы.
Как подобрать учебники к рабочей программе Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 . В соответствии с п. 37.3 ФГОС ООО школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам: -русский язык, -математика, -физика, -химия, -биология, -литература, -география, -история, -обществознание, -иностранные языки, -информатика.
По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме. Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня. Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.
Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы». В этот столбец необходимо внести: -электронные учебники и пособия, -виртуальные библиотеки и лаборатории, -мультимедийные презентации, -игровые образовательные программы, -учебные видео- и аудиоматериалы, -электронные тренажеры, -коллекции цифровых образовательных ресурсов. Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание — соответствовать законодательству об образовании.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АСПЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века.Премьер-министр РФ Д.А. МедведевПроцесс развития России связан с р...

Образовательные стандарты – инструмент реализации образовательной политики в современной России.
Образовательные стандарты школьной ступени (на основе курсовой переподготовки)...
Презентация по теме" АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО"
Данная презентация демонстрирует, как работают активные методы обучения на разных этапах урока для достижения образовательных результатов....
Мастер-класс по теме"«АМО как эффективный инструмент достижения образовательных результатов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО».
Данный мастер-класс демонстрирует активные методы обучения на разных этапах урока, соответствующего ФГОС ООО, выявляет достижения образовательных результатов через конкретные методы, применяемые на ур...
Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»
Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...

ЭФУ как инструмент успешной реализации образовательного процесса при работе с детьми со статусом ОВЗ
Санаторная школа-интернат №133 – единственное образовательное учреждение в Западной Сибири, которое с успехом занимается консервативным лечением заболеваний позвоночника, в котором созданы услов...
Федеральные образовательные программы основного общего и среднего общего образования инструмент реализации ФГОС
Новые ФГОС обеспечат комфортные условия обучения детей...