Самоанализ открытого урока
материал (5 класс) на тему

Анализ проведенного открытого урока по литературе, выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 5 классе  (13.11.20012)

Учитель: Тимошенко Евгения Алексеевна.

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний.

Тема: Сказка как жанр фольклора.

Цель: Углубить и систематизировать знания по теме «Фольклор» на примере жанра сказки.

Задачи:  

образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную деятельность в процессе восприятия и анализа художественного произведения.

 развивающие: формировать творческие способностей детей, развивать умение работы с учебником и с художественным текстом.

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, привитию положительных качеств личности на примере героев  сказок, воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к произведениям устного народного творчества.

Форма урока: урок-путешествие  с элементами ролевой игры.

Оборудование: Мультимедиапроктор, презентация по теме урока, детские сказки и рисунки, сказки, учебник по литературе под ред. Т.Ф.Курдюмовой, раздаточный материал, толковый словарь, выставка из книг.

Оформление доски: тема урока «Путешествие  в страну  сказок», эпиграф  к  уроку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А.С.Пушкин, детские иллюстрации к сказкам, портреты сказочников, схема для проведения  урока: «сказочный дом».

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Формы реализации методов: разноуровневые задания, самостоятельная работа учащихся. Для повышения мотивации и качества урока  были использованы следующие методы: словесный (слово учителя, беседа, сообщения), наглядный (презентация по теме урока, выставка книг, иллюстрации учеников), практический (анализ сказок, задания по тексту, выстраивание схемы). В основе  разработки урока  лежит  совместная деятельность учителя и учащихся с применением мультимедийной презентации «Путешествие в страну сказок».

 

План урока:

1.Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.

2. Вступительное слово учителя. Определение темы и целей урока.

3. Повторение: 3 вопроса от сказочной шкатулки.

4. Сообщение ученика, показ портретов сказочников.

5.Постановка проблемы - название урока, эпиграф, работа со словарем.

6. Слово учителя о плане урока и роли ребят.

7. Физминутка.

8. Обобщение материала. Проверка домашнего задания по карточкам, выводы в схему:

- строение сказки (доска) – примеры из сказок (работа по группам - №1).

- классификация, анализ - примеры из сказок (работа по группам - №2).

- качества героев, викторина по портретам -  примеры из сказок (работа по группам - №3).

9.Возвращение к проблеме, обсуждение, вывод: цитата.

10. Подведение итогов, задание на дом, оценивание, награждение.

Данный открытый урок проводился мною в рамках темы «Преемственность образовательного процесса при переходе обучающихся из начального  в среднее звено общеобразовательной школы». Основной проблемой для всех участников образовательного процесса в этот момент становится снижение успеваемости учащихся.

В 5 «В» классе обучается 17 , из них 6 мальчиков и 11 девочек. Большинство из них 2000 года рождения. С первых дней обучения в классе выделилась группа учеников, имеющих достаточно высокий уровень развития и проявляющих ярко выраженные лидерские качества. Ученики этой группы (7 человек) внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат, но своего превосходства перед другими они не подчеркивают.

Остальные учащиеся не проявляют на уроках высокую активность,  справляются с домашними заданиями не всегда ,  2-3 ученикам адаптация к среднему звену школы дается с трудом. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, проявляют сотрудничество и поддержку. За прошедшее с начала занятий время  в 5 А классе были проведены беседы с родителями наиболее слабых учеников (напомню: в классе есть один ребенок, обучающийся по программе 8 вида, один ученик только в этом году начал работать в коллективе, до этого Матеров Артем обучался индивидуально), поддерживается постоянный контакт с классным руководителем.

Вначале года вместе с классным руководителем Будько Е.В. в классе было проведено тестирование и анкетирование  всех учащихся, что позволило:

-  выявить уровень саморегуляции  произвольного внимания учащихся (у большинства учеников уровень ниже среднего);

- провести диагностику их  речевого развития (у большинства детей речь уровень развития связной, грамотной речи ниже возрастной нормы);

- оценить сформированность понятийного мышления;

- выявить мотивы учебной деятельности у ребят.  
Данные исследования позволили  определить потенциальную «группу риска», т.е. тех учащихся, которым может понадобиться психолого-педагогическая поддержка.- ГРУППА №3  Выявлены дети, которые могут работать на базовом уровне  – ГРУППА №1. Способные, с устойчивой мотивацией обучения, ребята, занимающиеся на уровне выше среднего  объединены в ГРУППУ №2. Таким образом, и вы увидели это на примере индивидуальных домашних заданий (вопросы и задания ребята выполняли дома, соблюдая разделение по группам, но каждый анализировал свою сказку), реализуется  дифференцированный подход  в процессе обучения.  

Изучение курса литературы в этом классе ведется по учебнику-хрестоматии, под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Содержание курса  учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. Большое внимание мы уделяем выразительному чтению вслух. Пока проблемы с техникой чтения отсутствуют лишь у трети класса.  Поэтому каждый урок мы несколько минут посвящаем артикуляционной гимнастике, проговариванию скороговорок, выслушиваем выступления тех учеников, кто, по желанию, выучил и выразительно рассказал нам стихотворение по теме или о времени года, о своем увлечении и т.д.       

Кроме того, разминка играет другую,  важную роль: она настраивает класс на работу, учит слушать других, служит своеобразным символом готовности  к коллективному взаимодействию, что в нашем классе бывает очень необходимо.

В контексте данной темы ребята с удовольствием участвовали в выполнении необычных заданий, на уровне класса мы сочиняли и выбирали лучшие сказки на новогоднюю тему, рисовали иллюстрации к понравившимся сказкам, проводили сказочную викторину. В результате выбрали 2 лучших проиллюстрированных сказки, которые  участвовали в международном дистанционном конкурсе «Новогодняя сказка» на сайте Педсовета.

Представленный  урок соответствует типу урока обобщения и систематизации изученного материала. Мы завершаем  тему « Фольклор»,  и  главной задачей было не просто повторить уже изученный материал, а научить детей правильно оценивать значение фольклорных произведений в жизни каждого человека, улавливать за интересным сюжетом, выдуманными персонажами и описанными  чудесами более глубокий смысл. По итогам домашнего задания и наблюдения за  ребята в ходе работы поставленные задачи  можно считать достигнутыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ открытого урока "Устройство амортизатора"

Урок проводился в 10 Б классе. Класс однородный по уровню интеллектуального развития. Учащиеся мотивированны на учение, хотя познавательный интерес к предмету не достаточно высокий. У отдельных учащих...

Самоанализ открытого урока по физической культуре

Раздел: Баскетбол Тема урока:Совершенствование технических действий в баскетболе....

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Презентация самоанализа открытого урока

Презентация с фото материалом...

самоанализ открытого урока

самоанализ открытого урока...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...