Система оценивания при переходе на ФГОС
методическая разработка на тему

Филиппова Ирина Викторовна

   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является одним из инструментов реализации требований стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
    В связи с реализацией ФГОС ООО в каждом классе необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных,  личностных результатов, используя разного рода контрольно-измерительные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_sist._otsenki.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания при переходе на ФГОС

   Основная особенность нового стандарта ФГОС заключается в максимальной ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательного учреждения, в соответствии с новым законом об образовании.

   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы является одним из инструментов реализации требований стандарта и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
   В связи с реализацией ФГОС ООО в каждом классе необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных,  личностных результатов, используя разного рода контрольно-измерительные материалы.

   Оценка на единой критериальной основе,  формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся освоить эффективные средства управления учебной деятельностью,  способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий:

 смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла («значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов;

 сформированности внутренней позиции обучающегося,

сформированности самооценки, мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

сформированности морально-этических суждений.  

     Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.  К ним относятся:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и находить средства её осуществления;

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Оценка метапредметных результатов может осуществляться в  специально сконструированных диагностических задачах, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий, учебных и учебно-практических задачах учебных предметов. «Оценочный лист по метапредметным результатам» может быть представлен в следующем виде:

класс

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД 

Познавательные УУД 

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3.Проговаривать последовательность действий на уроке.

4.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с материалом учебника.

5.Учиться работать по предложенному учителем плану.

 6. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

2.  Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать

небольшие тексты.

5.  Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

6. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

7. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. 

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.

Такая оценка результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Инструментом оценки динамики индивидуальных образовательных достижений может послужить портфель достижений.

В связи с этим можно разработать критерии оценочной деятельности, рейтинговой системы оценивания;

разработать пакет диагностических методик в соответствии  с критериями оценки результатов; технологические карты с учетом организационно-педагогических условий оценивания образовательных достижений учащихся по учебным темам или блокам, включая раздел «Оценочная деятельность учителя, ученика», прописывая  виды оценочной деятельности. Например, умение использовать готовые критерии, работать с эталонами, корректировать свои знания, умение выявлять свои достижения, определять образовательные маршруты и так далее.

    Для осуществления критериального подхода  разработать критерии оценки умений как предметных общеучебных, так и творческих. Так, например, можно разработать десятибальную шкалу оценивания обученности учащихся.

     Так же в работе можно использовать и разного рода  «Рейтинговые карты по предметам, по темам».   Рейтинговая система оценивания учебных достижений школьников может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленной задаче.

    Рейтинговая система позволяет более объективно оценить индивидуальные достижения школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

    Рейтинг - это система оценки накопительного типа, которая отражает успеваемость школьников, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в соответствии с его реальными достижениями, система поощрения успевающих учащихся.   Главная цель рейтинговой системы оценивания - влияние на активность учащихся в получении знаний, а также оценка динамики уровня знаний на каждом этапе их усвоения.

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся основана на учете накапливаемых баллов за текущие результаты обучения. Для обеспечения непрерывного контроля учебной деятельности школьников необходимо выбрать модель рейтингового оценивания. Каждый вид деятельности учащихся оценивается соответствующими баллами по разработанной рейтинговой шкале, т.е. вместе с привычной пятибалльной системой, работа ученика оценивается еще и по системе "рейтинг". Рейтинг - индивидуальный коэффициент учащегося определяется по результатам всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе рубежного, итогового контроля.

  Этапы введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений учащихся:

Разработка оценочной шкалы по теме (модулю) с учетом требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с программным материалом и учебником.

Ознакомление с оценочной шкалой и суммой баллов учащихся и родителей.

Изучение материала по теме, занесение результатов в рейтинговый лист учащегося.

Подведение итогов по теме и составление рейтинговой шкалы по классу.

Перевод суммы баллов в оценку и выставление в журнал.

При разработке оценочной шкалы можно применить следующие виды рейтинга:

  • стартовый рейтинг - это определение начального уровня знаний;
  • текущий рейтинг включает оценку работы ученика на уроках;
  • дисциплинарный рейтинг включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
  • творческий рейтинг - это самостоятельная работа ученика во внеурочное время.

   Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы. Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ, тестов, сдача зачетов, решение задач и т.д. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написание рефератов, выполнение проектов), за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, за решение задач повышенной сложности. Дополнительными баллами также поощряется активное участие в практических и семинарских занятиях, работа консультантом, ассистентом на зачетах, проведение занятий с учеником, пропустившим уроки (5-20 баллов). Если ученик отсутствовал на уроке, то за пропущенную работу получает "0" баллов. Если учащийся набирает не удовлетворяющее его количество баллов, он имеет право "добрать" недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях). Такие работы ученик может выполнить в специально отведенное время.

Рейтинговый балл по изученному модулю переводится в оценку и выставляется в журнал. Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71 - 85% - оценку "хорошо", а 56 - 70% - оценку "удовлетворительно".

Начиная с 1 сентября и до окончания учебного года, полученные баллы за все виды учебной деятельности учащегося суммируются. По количеству набранных баллов выставляются полугодовые и годовые оценки. Ученики, набравшие 86% - 100% от общей суммы баллов за I полугодие, за год освобождаются от зачетов за полугодие, от итоговой контрольной работы.

    Рейтинговое оценивание знаний можно начать использовать уже  с 5-го класса. Применение творческого рейтинга с 5-го класса активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает их творческие способности, интерес к математике. Активность учащихся на уроках возрастает, дети перестают испытывать страх перед опросом, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их способностей, возможностей и трудолюбия.

Используемая рейтинговая система оценивания знаний позволяет:

  • определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; получить объективную динамику усвоения знаний в течение учебного года;
  • дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
  • отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда; повысить объективность оценки знаний.

    Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности школьников очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности учащихся за счет целого ряда факторов.

Во-первых, стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к конкретной теме, а, следовательно, к предмету в целом.

Во-вторых, процесс обучения и контроля охватывает всех учащихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками.

В-третьих, дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации.

В-четвертых, развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся.

    Рейтинговая система помогает старшеклассникам при выстраивании индивидуальной образовательной траектории, при планировании и достижении результатов обучения в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Рейтинговая система оценивания знаний заставляет ученика заниматься предметом систематически, быть внимательным на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению учебной мотивации, развитию интереса к изучаемому предмету. Данная система развивает аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, позволяет психологически перевести учащихся с роли пассивных "зрителей" в роль активных участников педагогического процесса. Рейтинговое оценивание способствует контролю целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также формированию самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетентностей

     В отечественной педагогике этот метод завоевывает все больше и больше популярности и используется не только в вузах, но и во многих школах. Современные подходы в образовании требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от традиционных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной заинтересованности, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют новые подходы.

     Итак, становится ясно, что для достижения реальных результатов необходимо не только осознание всеми педагогическими коллективами необходимости инновационной работы по конкретизации и доработке системы мониторинга оценки качества образования, но и понимания глобальности изменений, связанных с организацией процесса обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система оценивания в соответствии с ФГОС на уроках английского языка»

«Система оценивания в соответствии с ФГОС на уроках английского языка»...

Система оценивания в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компонент...

Система оценивания образовательных результатов по ФГОС НОО.

Данный материал содержит текстовый документ и презентацию. В материале представлена система оценивания результатов, согласно новым стандартам....

Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...

Деловая игра «Стандарты второго поколения, система оценивания в условиях реализации ФГОС»

Уважаемые коллеги, все мы с недавнего времени перешли на федеральный государственный образовательный стандарт на ступени начального общего образования и в 5-6 классах основного общего образования Мы с...

Система оценивания в соответствии с ФГОС в начальной школе по английскому языку

Система оценивания в соответствии с ФГОС в начальной школе по английскому языку, презентация...

Роль психолога в системе оценивания в соответствии с ФГОС НОО

В разработке содержатся результаты мониторингов учащихся в оценке личностных достижений...