Доклады на августовских встречах
учебно-методический материал на тему

Донцова Елена Павловна

Инновационные процессы в Алексеевской школе. Доклад и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon innovatsionnye_protsessy_v_alekseevskoy_shkole.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Инновационные пути развития образования

  • Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.
  • Педагогическая инновация –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

  Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством.

   Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

  Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

  В этих условиях учителю, руководителю воспитателю, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

  Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

  Учителя нашей школы, в том числе и преподаватели дисциплин естественно-математического цикла, активно используют в своей работе современные образовательные технологии, такие как:

  • Проблемное обучение.
  • Метод проектов.
  • Игровые технологии. 
  • Педагогика сотрудничества.
  • Групповые технологии
  • Технология индивидуализации обучения (воспитания).
  • Технологии уровневой дифференциации. 
  • Технология на основе
    личностно-ориентированное развивающее обучение.
  • Технология саморазвития (М.Монтессори).

   Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы.

  Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании.

    Как и другие общеобразовательные учреждения,  МБОУ Алексеевская СОШ не осталась в стороне от инновационных процессов, происходящих в системе образования. В 2007 году были определены  стратегические направления инновационного развития:

1. Формирование устойчивой системы доступного качественного образования через информатизацию образовательного процесса в рамках реализации Программы    развития школы.

2. Развитие воспитательной системы.

3. Совершенствование государственно-общественных форм  

управления и социального партнерства.

      Программа развития школы представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, охватывающих изменения в структуре управления школы, в содержании и технологиях образования, в общественно-управленческих механизмах.  В 2006-2007 учебном году с этой Программой развития школа участвовала в конкурсе общеобразовательных учреждений Ростовской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и стала победителем.

      Как же адаптируется коллектив маленькой сельской школы к тем нововведениям, которые диктуются современным развитием образования?

            В пункте «Информатизация образовательного процесса школы» мы наметили ожидаемые результаты и индикаторы  их проявления:

 Результат

Индикаторы проявления

Информатизация управленческой деятельности

Администрация работает в режиме электронного документооборота; обучена  ИКТ - компетентности и активно внедряет в свою деятельность  средства мультимедиа; обеспечена информированность всех участников образовательного процесса, социальных партнеров  и широкой общественности о деятельности системы образования в школе.

Информатизация учебно-воспитательного процесса

Большинство учителей школы используют информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательной деятельности; создана система взаимодействия учителей в области использования ИКТ для повышения качества образования; эффективная система компьютерного мониторинга для отслеживания качества знаний учащихся; комплектация оборудованием рабочих мест учителя; обеспечение  программными продуктами для проведения уроков с ИКТ учителей школы; наличие  медиатеки.

Информатизация  деятельности служб и подразделений, сопровождающих образовательный процесс: библиотека, социальный педагог.

Качественные изменения в использовании средств ИКТ по данным  направлениям.

      В связи с обновлением оборудования   классов, отдельных программно-аппаратных комплексов для использования в учебно-воспитательном процессе, оснащение компьютерами рабочих мест заместителя директора по УВР, библиотекаря, учителей - предметников происходят постепенные  качественные изменения в системе работы школы: стал привычным электронный документооборот в работе администрации, учителей-предметников. Это предполагает широкую ИКТ- компетентность педагогического коллектива, поэтому на базе школы  в 2007 году были организованы курсы  ИКТ - пользователя,  которыми руководили преподаватели из Ростовского института ИПК и ПРО и школьный учитель информатики. Ежегодно педагоги школы повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации. Так в 2011-2012 учебном году прошли курсы: 4 педагога -24%.

В школе была создана локальная сеть, что существенно облегчило работу администрации школы по управлению образовательным процессом.

      Немаловажным направлением является информатизация учебно-воспитательного процесса.  Много сложностей было у коллектива на этом тернистом пути, но все понимали, что сложности эти временные при желании двигаться вперёд не только в личностном развитии, но и в целом в образовательном процессе. Проведя мониторинг по проблеме активности использования ИКТ, мы увидели существенные изменения, позволяющие говорить о положительной динамике в этом вопросе: если в 2007 году доля педагогов, активно использующих ИКТ в своей практике, составляла 22 %, то в 2009 году – 55%, а в 2011г. – 85%.  И, как ни странно, некоторым учителям в развитии активности использования ИКТ помогали  учащиеся школы. Были созданы рабочие группы, в которые входят учителя и учащиеся, увлечённые и творческие. Их работа строится в нескольких направлениях: помощь в учебной работе, участие в воспитательной работе, обслуживание школьного сайта, работа в школьном издательстве (газета «Школьное окно»). Такой творческий союз позволил решить многие проблемы: развитие активности познавательной деятельности учащихся, повышение качества образования, повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

      Одной из важнейших проблем всегда была проблема удержания внимания учащихся на уроке. Компьютер позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. Наглядность, изменение формы изучения и повторения материала, его образное представление  делает компьютер незаменимым помощником в работе любого учителя. Большинство учителей – предметников, имея в своём кабинете компьютер, мультимедиапроектор и оргтехнику, строит урок таким образом, что позволяет вывести необходимую на уроке наглядность на широкоформатный экран, демонстрировать подготовленные учителем компьютерные аудио- и видеоматериалы, презентации.

     В школе разработана программа «Одарённые дети». Изменения нашли отражение и в реализации этой программы. Многие дети, которые заинтересованы в углублённом изучении того или иного предмета, получают электронные индивидуальные задания, материалы по предмету, что позволяет им самостоятельно,  под руководством опытных педагогов, получать дополнительные знания в той или иной области знаний. Вследствие развития познавательной деятельности учащихся наметился стабильный рост участников районных и общероссийских предметных олимпиад.

      В системе воспитательной работы постепенно стала нормой практика использования ИКТ: сделаны интересные проекты: «Памятные места моего села», «Безопасность движения», «Природа моего края», «Поклонимся великим тем годам», « Красная книга нашего края», «Опалённое войной детство», «Я здесь живу» и др.

      Итоги использования компьютерных технологий:

-повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);

-осуществление индивидуального подхода в обучении;

-расширение объёма предъявляемой учебной информации;

-обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

-улучшение организации урока (нужный материал всегда имеется в достаточном количестве);

-повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;

-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

     

      Одним из критериев инновации в образовании выступает результативность процесса как определённая устойчивость положительных результатов в деятельности всего коллектива общеобразовательного учреждения. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что постепенно, с пробами и ошибками, но уверенно и оптимистично коллектив нашей школы адаптируется в системе инноваций современного образования.

    Подводя итог, хочется сказать, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.

Федеральный государственный стандарт нового поколения и учебно- методические комплекты по физике для основной, средней и профильной школы...

Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"

Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...

Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"...

Доклады на августовских встречах

Выступления на заседании районного МО математиков. Текст выступления и презентация....