Доклады на августовских встречах
учебно-методический материал на тему

Донцова Елена Павловна

Выступления на заседании районного МО математиков. Текст выступления и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная школьная инфраструктура.

В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2008 года президент Дмитрий Медведев рассказал о разработке Национальной образовательной стратегии — инициативы «Наша новая школа».

Школа всегда отражала суть эпохи, цементировала ее, создавая ее фундамент. Смена эпох, безусловно, период болезненный для школьного образования. Может, потому слово «реформа», несмотря на понимание ее неотвратимости и необходимости для дальнейшего развития, в педагогической среде зачастую воспринимается как нечто отрицательное, даже разрушительное. Тем не менее инновационное развитие экономики, смена технологий, индивидуализация потребностей и глобальная конкуренция заставляют школу кардинально менять свой вектор развития: она должна готовить ребенка к профессиональной мобильности, к возможному переучиванию, инициативности и умению творчески смотреть на окружающий мир. Все это заставляет школу, хочет она того или нет, становиться иной.

В первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

     При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

  • содержание образования(образовательные стандарты);
  • детско-взрослая общность (система поддержки талантливых детей);
  • статус учителя (развитие учительского потенциала);
  • инфраструктура обеспечения образовательной деятельности;
  •  Здоровье школьников и культура управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.

Цель настоящего доклада осветить направление «Современная школьная инфраструктура». . Суть этого направления состоит в том, что

 облик школ как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Это означает, что помимо описания в образовательных стандартах современных условий реализации образовательных программ должны быть обновлены и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность. В том числе предстоит существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности. Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В тезисах к президентскому проекту определены составляющие школьной инфраструктуры, а именно:

* Материальная составляющая инфраструктуры направлена не только на разработку новых принципов проектирования, строительства школ, но и на изменение качества условий. Школьное пространство должно быть функционально и эстетически грамотно спроектировано, должно обеспечивать физическую и психологическую безопасность, не должно содержать рисков для здоровья. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.
     Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью.

Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.

  • Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания   ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
  • «Российская школа не должна быть ветхой и в прямом, и в переносном смысле» – эти слова президента страны, по сути, касаются не только необходимости создания современной инфраструктуры школ с оборудованными медпунктами, столовыми, спортзалами, медиацентрами, лабораториями, но и выдвигают новые принципы работы школ. Важнейшие из них – переход на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, внедрение в школьную практику управляющих советов, а также отработка моделей деятельности автономных учреждений. Безусловно, должен быть установлен новый порядок проектирования, строительства и формирования материально-технической базы школ. Принципиальное требование сегодняшнего дня – обновление СанПиНов, безопасность и комфортность пребывания ребенка в школьных стенах.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить в направлении развития школьной инфраструктуры:

модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;

практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;

модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;

модели деятельности автономных учреждений общего образования.

 Какой должна быть новая архитектура образовательных учреждений?

Сложно ли сегодня построить школу? Какой должна быть современная школьная инфраструктура? В каком направлении должна развиваться образовательная архитектура и развивается ли она вообще? На эти и другие актуальные вопросы отвечает Павел КАРПОВ, заместитель начальника отдела ключевых направлений образовательной политики и перспективного развития системы образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России.

В своем ответном выступлении он раскрывает существующие проблемы и противоречия.

Мы в своем выступлении не  будем раскрывать их подробно , но хотели бы более подробно остановиться на одной из сотавляющих инфраструктуры

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ В ПРОЕКТЕ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

  Современной школе необходима новая инфраструктура, которая обеспечит разработку и внедрение современных вариативных технологий учебной работы. Эта инфраструктура должна помочь педагогам освоить, использовать и развивать современные образовательные технологии, постепенно трансформировать работу образовательного учреждения, поднять на новый уровень школьный менеджмент. Эта инфраструктура постепенно создается, однако, гораздо медленнее, чем хотелось бы. Частью ее являются учебные материалы нового поколения, включающие, в том числе, разнообразные цифровые образовательные ресурсы.

  Традиционный учебник – удобный инструмент для поддержания репродуктивных методов обучения. Однако, современная школа должна формировать у школьников умения и навыки эффективной жизни в условиях быстро меняющегося мира, поэтому надо переходить на продуктивные формы учебной работы. А здесь учебник, как бы он ни был хорош, недостаточен.

   Последние годы зарубежные и отечественные издатели начали предлагать традиционные учебники, которые дополнены набором материалов на CD-ROM. Это, по сути, расширенная по своим возможностям учебная книга. Одним из главных ограничений современного учебника, как и прежде, являются ограничения по объему материала, количеству и качеству иллюстративного материала. Прикладывая к учебнику материалы на CD, издатели отчасти снимают это ограничение. Большой выбор подобных материалов можно найти в Интернет. Многие из таких материалов разрабатывают сами учителя и учащиеся в ходе учебной работы.

  Сегодня нашей школе нужны такие цифровые образовательные ресурсы, где компьютер и ИКТ являются не только дополнением к традиционной школьной работе, но и инструментом для содержательной практической работы.

   Именно такие цифровые образовательные ресурсы и инструменты разрабатываются в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО)1, ориентированном на изменение традиционных способов обучения путем внедрения новых технологий, и реализацию системного подхода внедрения ИКТ в учреждениях общего среднего и начального профессионального образования.

Проект ИСО нацелен на интенсификацию процессов обновления школы.

   

     Сделать эти ресурсы доступными каждому педагогу и школьнику позволит единая общедоступная коллекция цифровых образовательных ресурсов. Такие коллекции уже создаются во многих странах мира. Проект ИСО инициирует появление национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов в России. Общий замысел такой коллекции представлен на рисунке.

    Она включает в себя различные типы ресурсов:

– информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования (предметные и тематические коллекции);

– инструменты учебной деятельности;

– системы и средства поддержки организации образовательного процесса;

– учебно-методические материалы (инновационные учебно-методические комплексы – ИУМК);

– ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.

  Получив необходимые информационные, технологические и организационные возможности, педагоги получат возможность обновлять существующие педагогические практики, повышать качество подготовки школьников.

Задача формирования современной школьной инфраструктуры по словам политиков не только сложна, но и решаема.

И решаема на основе взаимодействия и творческой работы всех участников сферы образования.

Доклад: «Современная школьная инфраструктура»

                                 

                                 Выполнили

Учителя МОУ Алексеевская СОШ

Донцова Е.П.

Лахай А.С.

2009г



Предварительный просмотр:

УМК А.Г. Мордковича.

Доклад на августовских педагогических встречах.

Выполнила

учитель  математики

МБОУ  Алексеевской СОШ

Донцова Е.П.

Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год, профессор кафедры математического анализа Московского городского педагогического университета, научный руководитель Всероссийского семинара преподавателей математики педвузов. Александр Григорьевич Мордкович Автор более 100 книг, среди которых учебники для школы по алгебре, учебные пособия для педвузов по элементарной математике и по математическому анализу, различные справочные пособия, пособия для поступающих в вузы, книги для учителей, факультативные курсы .

Основные  положения  концепции  учебников  математики  авторского коллектива  
А.Г. Мордковича :

  • Математика в школе – гуманитарный ( общекультурный) предмет, который  помогает правильно ориентироваться в окружающей  действительности и оказывает существенное влияние на развитие речи обучающихся

  •  Математика описывает реальные процессы в виде математических моделей на математическом языке, основное назначение которого способствовать  организации деятельности

  • Приоритетность  функционально – графической линии

  •  Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, он должен удовлетворять интересам всех учащихся — от «слабых» до «сильных».

  •  Учебник должен быть пригоден для организации дифференцированного обучения и должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала

  • Математика в школе – не наука , а учебный предмет

      Компоненты УМК:

  • Программа
  • Учебник
  • Задачник
  • Методическое пособие для учителя
  • Сборник контрольных работ
  • Сборник самостоятельных работ
  • Блицопрос
  • Тесты

Электронное сопровождение курса «Алгебра» — серия мультимедийных учебных пособий, специально разработанных В. В. Шеломовским к учебникам и задачникам авторского коллектива под руководством А. Г. Мордковича «Алгебра» для 7, 8 и 9-го классов. Пособие является составной частью учебно-методического комплекта для изучения алгебры в общеобразовательной школе. Электронный помощник позволит учащимся самостоятельно разобраться в учебном материале дома, а учителю — организовать учебный процесс на уроке. Пособие содержит несколько сотен интерактивных рисунков, дающих представление о построении графиков, решении уравнений и задач.

  «Живые иллюстрации» — это набор анимационных фильмов для учащихся и педагогов, разработанный О. В. Кирюшкиной к учебнику А.Г. Мордковича «Алгебра—7». Анимация позволяет показать моделируемый процесс с синхронным построением графика, продемонстрировать в динамике построение графиков функций с помощью элементарных преобразований, создать яркий образ, подкрепляющий изучаемое понятие. Анимация сопровождается текстовыми комментариями.

 

Все учебники линии А.Г.Мордковича соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, рекомендованы Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных учреждениях и включены в Федеральный перечень. Каждый учебник является центром учебно-методического комплекта.

Математический язык и математическая модель- ключевые слова в постепенном развертывании курса, его идейный стержень.

Стиль изложения:

Это учебники, которые интересно читать. Учебники могут читать и читают учителя, и ученики, и родители, поскольку стиль изложения доступный. В то же время изложение характеризуется четкостью, алгоритмичностью, выделяются основные этапы рассуждений с фиксацией внимания читателя на выделенных этапах.

Проблемное изложение материала:

Проблема- это то, что мы сегодня решить не можем и завтра не решим. Это то, что мучает нас продолжительное время, это то, к решению чего мы постепенно приближаемся, это то, что будучи разрешено, приносит радость.

Диалектический подход к введению математических понятий.

Лишь простейшие понятия даются сразу в готовом виде, остальные вводятся постепенно, с уточнениями и корректировкой, а некоторые вообще остаются на интуитивном уровне восприятия до тех пор, пока не наступит благоприятный момент для их точного определения. Функция.

Развивающее обучение.

В УМК практически реализованы принципы развивающего обучения, сформулированные Занковым:

-обучение на высоком уровне трудности;

-прохождение тем программы достаточно быстрым темпом;

-ведущая роль теоретических знаний;

-осмысление процесса обучения; формирование положительной мотивации к учебе (педагогика успеха).

-развитие всех учащихся, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей (4 уровня сложности заданий).

Зачем нужен задачник?

Начиная с 7 класса учебники и задачники выпускаются отдельными книгами. Наличие отдельного учебника позволяет авторам излагать материал в каждом параграфе настолько подробно, насколько это необходимо для того, чтобы ученик смог самостоятельно разобраться в материале. Ведь основная задача школы состоит не в том, чтобы набить головы учеников математической информацией, а в том, чтобы научить их самостоятельно добывать и перерабатывать информацию.

В чем преимущество задачника? Во-первых, в том, что он «избыточен»: даже половину имеющихся в задачнике упражнений в обычном классе за учебный год не решить. То есть учитель освобождается от традиции «обкладываться» массой задачников при подготовке к уроку. Во-вторых, наличие отдельного задачника позволяет выстроить систему упражнений по 4 уровням сложности: устные, средней трудности, выше среднего, трудные.

  • Идея опережения одна из технологий развивающего обучения (В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой)
  • В учебниках А.Г.Мордковича заложена большая и малая перспектива.
  • Кроме повторения и объяснения отводится некоторое время для изучения материала, который будем проходить через 30 или 50 уроков.
  • Идея опережения, заложенная в учебниках Мордковича, легко воспринимается детьми.

Алгебраический материал. 5-6 класс.

  • Обыкновенные дроби, обязательный материал: сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Опережение : приведение дробей к общему знаменателю, сравнение, сокращение дробей, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
  • Геометрический материал.
  • Углы: прямой, острый, тупой, развернутый, биссектриса угла, сумма углов треугольника.
  • Составление математической модели задач со 2 урока 5 класса – идея задач с параметром, решение графическим способом уравнений с модулем (в 6 кл), задачи на проценты с 5 кл, от простого к сложному: метод определения 1%. (Как результат физика 8 кл: вес увеличился на 20% ? Умножить на 1,2 )
  • Алгебра 7-9 класс.
  • Пропедевтика решения степенных и показательных уравнений, действия со степенями .
  • Функционально- графический способ решения уравнений и неравенств
  • Нестандартное перемещение графиков (введение новой системы координат).

                       

10-11 класс.

  • Продолжается реализация развивающей концепции математического языка.
  • Из основных содержательных линий выбрана функционально – графическая.
  • Жесткая схема: функция- уравнения- преобразования. По этой схеме строится раздел: тригонометрия, изучение степенных, показательных и логарифмических функций, уравнения, выражения.
  • Учебник пронизывает идея уровневой дифференциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.

Федеральный государственный стандарт нового поколения и учебно- методические комплекты по физике для основной, средней и профильной школы...

Доклад на августовской педагогической конференции учителей Ельниковского муниципального района "Патриотическое воспитание школьников"

Доклад был представлен на августовской педагогической конференции. Тема доклада "Патриотическое воспитание школьников"...

Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"...

Доклады на августовских встречах

Инновационные процессы в Алексеевской школе. Доклад и презентация....