Досуговая программа по музейной педагогике
рабочая программа по теме

Шушукина Людмила Александровна

(КОМНАТА РУССКОГО БЫТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА») (возраст – 5-12 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_programma_po_muzeynoy_ped-ke.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБОДО «ЦДТ»)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

от ____________ № ___

                        УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора  МБОДО «ЦДТ»

                 ____________ Р.Н.Кургина

                 ____________

Досуговая программа по музейной педагогике

(КОМНАТА РУССКОГО БЫТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА»)

(возраст – 5-12 лет)

 Разработал: методист Шушукина Л.А.

г. Тула

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                             Стр.

  1. Введение.--------------------- ---------------------------------------------------------------------  3
  2. Пояснительная записка. ------------------------------------------------------------------------  4
  3. Направления деятельности комнаты русского быта. ------------------------------------- 6
  4. Принципы работы.
  5. Формы работы по программе музейная педагогика. -------------------------------------  6
  6. Этапы реализации программы. ---------------------------------------------------------------- 7
  7. Содержание работы комнаты русского быта « Крестьянская изба». -----------------  9
  8. Взаимодействие с семьей. ---------------------------------------------------------------------- 9
  9. Учебно-тематический план  для обучающихся 5-6 лет.  --------------------------------- 9
  10. Учебно-тематический план  для обучающихся 6-7 лет.  -------------------------------- 10
  11. Учебно-тематический план обучающихся 8-12 лет. ------------------------------------- 10
  12. Прогнозируемые результаты (5-7 лет) ------------------------------------------------------ 11
  13. Критерии мониторинга для дошкольников. -----------------------------------------------  11
  14. Прогнозируемые результаты для обучающихся 8-12 лет .-------------------------------11
  15. Используемая литература -----------------------------------------------------------------------13
  16. Приложение 1. Диагностика по ознакомлению детей с истоками русского народного творчества. -------------------------------------------------------------------------- 13
  17. Приложение 2. Диагностическая методика обследования детей

- Беседа с детьми ----------------------------------------------------------------------------------16

- Наблюдение за ребёнком во время занятий и игр --------------------------------------- 17

- Беседа с родителями.--------------------------------------------------------------------------- 18

       

  1. Введение

Воспитание гражданина и патриота, знающего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня – не может быть успешна решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она  изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

И только сейчас мы стали возвращаться к историческому наследию поколений, появился интерес к обычаям и традициям русского народа, истории народной культуры, её культурного значения.

        Наши дети – это поколение, которому жить на земле после нас. Каким оно будет? Сохраним ли мы историю русского народа? Будет ли существовать русский народ? Эти насущные вопросы для всех на данный момент. Заложить фундамент необходимых знаний в наших силах.

        Ребёнок, впитавший в себя знания о своей земле, русском народе, его традициях, которые преподносятся методически грамотно и структурировано на современном этапе, не может не вырасти гармонично развитой личностью с чувством гордости за свою принадлежность к великому русскому народу. Такому поколению по силам построение общества, где человеческие ценности: ум, доброта, щедрость, трудолюбие, смелость, забота о ближнем будут на первом месте. «Мудрость предков – зеркало потомков» - гласит народная мудрость. Досуговая программа по музейной педагогике ”КОМНАТА РУССКОГО БЫТА «КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА»” рассчитана на обучающихся 5-12 лет.

        Педагоги МБОДО «Центр детского творчества» (далее - Центр)   реализуют в своих дополнительных общеобразовательных  программах темы, связанные с историей России, с русским народным творчеством, русской культурой, знакомят обучающихся с традиционными русскими промыслами, циклом народных праздников и т.д. “Комната русского быта «Крестьянская изба»” является местом практического применения детьми полученных знаний, а также центром полезного, развивающего, творческого досуга.

Исходя из этого, в возникла необходимость создания программы по музейной педагогике, которая знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей, театрализованных игр и многим другим, что сделает  жизнь обучающихся интереснее и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Одновременно   ставится задача – создать развивающую среду по реализуемой программе. Развивающей средой послужило объединение  имеющихся предметов крестьянского быта в экспозицию и создать в Центре «Крестьянскую избу».  Включение комнаты русского быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом.  Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Досуговая программа по музейной педагогике “Комната русского быта «Крестьянская изба»” опирается на очень известную концепцию в мировом музееведении – концепцию Детского музея. По мнению основательницы первого детского музея Анны Галлуп «музей должен стать местом, где дети не только видят различные экспонаты, но и  ощущают себя свободными участниками многочисленных интересных приключений и действий». Данная досуговая программа позволяет осуществлять поиск новых форм работы с детской аудиторией (игра, театрализация, активный диалог, выставки, праздники). Детский музей – место живого общения, в том числе людей разных поколений.

При знакомстве с предметами музейной экспозиции в комнате русского быта «Крестьянская изба», обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Программа апробируется в течении учебного года, при необходимости может корректироваться. 

Новизна программы.

Программа по музейной педагогике, реализуемая в комнате русского быта «Крестьянской избе» не содержит принципиально новых изобретений и открытий. Её новизна заключается в том, что обучающиеся могут прикоснуться к прошлому через созидательную деятельность, погрузиться в атмосферу русского быта, именно в «Крестьянской избе».

Расположение: «Крестьянская изба»  не имеет свободного помещения  и находится в учительской, т.к. Центр детского творчества не имеет возможности отдельного её расположения. Состоит из 3 частей: 

1 экспозиция - крестьянская изба,

2 экспозиция – предметы крестьянского быта,

3 экспозиция – предметы орудия труда. 

Интерактивность: В комнате русского быта воссоздана уютная обстановка русской избы, сделанные руками педагога баба и дед, люлька с младенцем (не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания). Комната русского быта отражает специфику  не только  для детей дошкольного возраста, а также пригодна для изучения младшими и средними школьниками.   По мере возможности «Крестьянская изба»   пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов,  совместные работы детей и родителей воспитанников.  

  1. Пояснительная записка.

        В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передаёт национальную самобытность народа. Дети – будущее нашего общества. Если  мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Именно поэтому при знакомстве детей с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым. И возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.  Знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками языческих времён, православными праздниками, историей позволит  ребятам стать  лучше, чище, духовно богаче.

Всё это послужило созданием в Центре программы деятельности по музейной педагогике и комнаты русского быта  «Крестьянская изба», направленную на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время. Роль комнаты русского быта как нельзя лучше выражают слова Д.С. Лихачёва: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширясь, эта любовь к родному переходит к своей стране…».

Комплексная реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих программ) (далее - программа) в объединениях социально-педагогической направленности: «Класс эстетического развития», «Знай и умей», «Будущий первоклассник»; в объединениях художественной направленности: «Юный художник», «Роспись по дереву», «Потешки», «Обучение игре на гитаре», «Вокальное пение», «Природа и фантазия» и  досуговой программы по музейной педагогике дают возможность более детального изучения, глубокого осмысления и понимания важности всех выше перечисленных понятий. Мероприятия и занятия в комнате русского быта «Крестьянская изба» проводятся с использованием музейных экспонатов в системе и целенаправленно:

  1. Быт русского народа (хозяйственная деятельность, и соответственно, предметы быта, труда, жизнедеятельности);
  2. Художественные народные промыслы (изготовление игрушек из глины, теста, роспись изделий, тряпичные куклы и т. д.)
  3. Русские народные праздники (покров, рождество, масленица, пасха, троица и др.)
  4. Русские народные игры (городки, крепости, катание на санях, снежки, катание на лошадях, игры с берёзовыми венками, прыжки через костёр и др.)
  5. Фольклор (пословицы, поговорки, заклички, потешки, пестушки, обрядовая поэзия, т.е. народное творчество, совокупность обрядовых действий).
  6. Поэзия (сказы, былины)
  7. Обряды.
  8. История родного края.

Но только информационной работы, пусть даже в игровой форме, с использованием русской народной музыки, аттракционов, фольклора, конечно же, недостаточно, чтобы иметь более полное и объёмное  представление о русском народном творчестве. Одной из действенных форм работы по этой теме, я считаю, продуктивную деятельность:  непосредственное, практическое участие детей в подготовке к праздникам при работе с семьёй. Например,

-выпечка сдобы: на Рождество – ряженым; на Пасху –окрашивание яиц, на Масленицу – блины, на первый весенний праздник «Сорок сороковников» - жаворонки и т.д. Подобные занятия обыгрываются фольклорным жанром, дети в национальных костюмах, по возможности в опосредованной обстановке, т.е. в комнате русского быта «Крестьянская изба» (наличие предметов быта, жизнедеятельности: горница, лавки, самовар, самотканные половики и т.д.). Это воодушевляет, заинтересовывает, создаёт атмосферу присутствия русского духа, глубокой старины.

- ряженье, изготовление чучела. Стоит привлечь детей к самостоятельному, мотивированному выбору костюмов, как это действо превращается в увлекательный ритуал. Рождество – зло в образе чучела. Рядятся для того. Чтобы зло не узнало людей; Масленица – рядятся для того, чтобы развеселить и задобрить, распалить солнышко, ускорить весну.

- привлечение детей к изготовлению русских народных игрушек: игрушки-свистульки, кукла-масленица из соломы, пасхальные яйца для игр (с аппликацией, расписные и т.д.)

Цель программы: формирование у обучающихся  патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать предметно-развивающую среду в Центре, способствующую приобщению детей к народной культуре;
  2. Повысить уровень знаний педагогов дополнительного образования о системе музейной педагогики;
  3. Познакомить детей с элементами материальной культуры (жилище, предметы быта, орудия труда, одежда, национальные блюда и др.);
  4. Познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
  5. Организация проведения конкурсов, викторин, экскурсий;

Развивающие:

- Развивать интерес к истории, культуре, быту, языку родного края;

- Развитие творческих способностей обучающихся;

- Развитие интереса к поиску, исследованиям, научно-познавательной деятельности;

- Развитие деятельности обучающихся по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края;

-  Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы

Воспитательные:

- Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

- Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

- Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;

-  Воспитывать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

- Воспитывать бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

- Воспитывать чувство уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и к народу, живущему рядом;

- Сохранение исторического наследия и исторической памяти;

3. Направления деятельности комнаты русского быта:

- Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению комнаты русского быта;

- Проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- Изучать собранный материал и обеспечивать его учёт и хранение;

- Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- Проводить экскурсии для обучающихся, родителей, педагогов;

 - Повысить статус МБОДО «Центр детского творчества».

4. Принципы работы в комнате русского быта:

-  принцип наглядности;

- принцип последовательности и регулярности;

- принцип доступности: вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип эстетической организации развивающей среды: обеспечение эмоционального  благополучия и комфорта каждому ребёнку;

- принцип сотрудничества с семьёй: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.

5. Формы работы по программе музейная педагогика:

- знакомство с предметами музейной экспозиции;

- тематические досуги в комнате русского быта («покровские посиделки», «Рождественские колядки», «Масленица», «Герасим – грачевник», «Пасха», «Русские посиделки» и др.).

- интерактивные, интегрированные, комбинированные занятия в «Крестьянской избе»

(знакомство с русскими народными художественными промыслами, отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучение календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями  русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами) ;

- экскурсии;

- воспитательные мероприятия (русские посиделки, вечера развлечений);

- организационно-массовые мероприятия;

- мастер-классы для педагогов и детей;

- выставки творческих работ по изодеятельности, декоративно-прикладному искусству;

- тематические занятия по общеобразовательным  общеразвивающим программам;

- просмотр презентаций, видеофильмов;

- изготовление русских народных игрушек;

- разучивание хороводов, попевок, потешек, пословиц, частушек и др. для  дальнейшего использования   на мероприятиях;

- участие в конкурсах разного уровня;

- опросники, анкетирование для детей, родителей, педагогов.

  1. Этапы реализации программы.

1 этап  -  теоретический

На данном этапе изучается нормативно-правовая  база по созданию комнаты русского быта, методическая литература, осуществляется подборка  материала, проводится его систематизация, определяется структура.

2 этап – методический

На данном этапе идёт разработка структуры и идейного замысла экспозиций, экспозиция  распределяется по тематическому содержанию:

- устройство  «Крестьянской избы»,

- утварь,

-орудия труда,

- русская народная одежда,

- народная игрушка

Разработка программы деятельности комнаты русского быта, согласование работы всех специалистов.

3 этап – практический

Организация и проводятся различные мероприятия педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

Формы работы

Мероприятия

Ответственные

Педсовет

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики

- учитель-логопед

- методист

МО

«Организация работы с детьми в комнате русского быта «Крестьянская изба» с использованием ИКТ и ЭОР.

Методист, педагоги доп. обр.

Мастер-класс

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол, народных игрушек.

- изготовление праздничных открыток

Педагоги доп. обр.

консультация

- Устройство «Крестьянской избы».

- У истоков народной культуры

Методист

Педагог-организатор

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Методист

Мозговой штурм

- Составление методических разработок для работы с детьми в комнате русского быта

Педагоги доп. обр.

Самостоятельная работа

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми в каникулярное время

Педагоги доп. обр.

Круглый стол по обсуждению педагогических идей

- Знакомство с  предметами быта в «Крестьянской избе».

- Проведение открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Педагоги доп. обр.

Работа с детьми в комнате русского быта

Формы работы

Мероприятия

Экскурсии -путешествия

Путешествие по русской избе

Интегрированные, комплексные, интерактивные занятия

План работы

Выставки, конкурсы

- «Осень золотая»,

- «Мастерская Деда Мороза»,

- «Глиняные мастера»,

- «Декоративное чудо»

проекты

- «В мире профессий»,

- «Наш Пушкин»,

- «Хлеб всему голова»,

- «Русская берёзка»

презентации

Праздники, развлечения

4 этап – аналитический

- Анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),

- Обобщение и передача опыта.

Эту работу можно проводить как в форме занятий, так и форме вечеров развлечений с использованием информационных коммуникационных технологий и ЭОР. Экскурсии по памятным и заповедным местам родного края, посещение краеведческих музеев, просмотр презентаций, видеофильмов.

Очень результативна, наглядна и интересна, на мой взгляд, такая форма работы, как проведение занятий с участием людей старшего поколения: рассказ взрослого, сопровождаемый пояснениями педагога и  вопросами детей; непосредственно участие бабушек и дедушек в ходе занятия, когда они не гости, а участники: встают в хороводы, играют в игры, занимаются выпечкой и т. д. Такая совместная деятельность является связующим звеном поколений.И, когда ребёнок не на словах, а на деле воочию видит, что это его бабушка или дедушка – именно те люди, о которых идёт речь – наших предках, именно эти люди – история нашей Родины, это истоки русской культуры, тогда он в полной мере осознает сопричастность к истории, себя, как значимую неотъемлемую частичку этого процесса, и, я уверена, пробудит в себе, пока на развивающимся уровне, все те качества, которые мы стремимся воспитать в нём: любовь к русскому народу, доброту, почтение к старшим, мудрость, справедливость, трудолюбие и т.д.

Работа по данному направлению в деятельности Центра будет содержательной и эффективной через программное содержание в работе объединений, проведение интерактивных, интегрированных занятий, через воспитательную деятельность и организационно-массовые мероприятия.

7. Содержание работы комнаты русского быта «Крестьянская изба» является:

-       посещение экспозиций сотрудниками, обучающимися, их родителями и гостями Центра детского творчества;

-   проведение  комбинированных, интегрированных, интерактивных занятий, воспитательных мероприятий для дошкольников, младших и средних школьников в «Крестьянской избе»;

-     организация экскурсий для детей и их родителей. Темы экскурсий: «устройство русской избы: женская и мужская часть дома», «Старинная посуда и предметы обихода», «Знакомство с русским народным ремеслом»  и др.

- народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники;

- народные календарные праздники.  

8. Взаимодействие с семьей

1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка» (педагоги дополнительного образования).

2. Совместное творчество педагогов, мам и детей: тряпичная кукла, кукла-оберег.

3. Консультация для родителей «Народная музыкотерапия».

4. Показ открытых занятий по ознакомлению детей и родителей с народными инструментами, народным творчеством

5. Консультации для родителей «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника»

6. Демонстрация музейных экспонатов из вспомогательного фонда (слайды,  репродукции, фотографии, музыкальное сопровождение).

7. Обыгрывание обрядов и традиций народных праздников.

  1. Учебно-тематический план   обучающихся 5-6 лет. 

п/п

Мероприятия

Формы работы

Сроки проведения

1.

«Путешествие в прошлое утюга»

занятие-путешествие

сентябрь

2.

В гостях у хозяюшки

Интерактивное занятие

октябрь

3.

«В русской горнице»

Комплексное занятие

ноябрь

4.

Путешествие в сказку «В гостях у Морозко»

Театрализованное представление

декабрь

5.

Пришла коляда – отворяй ворота

Вечер развлечений

январь

6.

«Дудочка»

Интегрированное занятие

февраль

7.

Куклы в народных костюмах

Интегрированное занятие

март

8.

Сороки (Герасим Грачевник)

Интегрированное занятие

апрель

9.

От лучинки до электричества

Комплексное занятие

Май

10.

Русь изначальная

Конкурсная программа

июнь

  1. Учебно-тематический план обучающихся 6-7 лет. 

п/п

Мероприятия

Формы работы

Сроки проведения

1.

Путешествие в мир старинных вещей

занятие- путешествие

сентябрь

2.

«Былины – кладезь народной мудрости»

Интегрированное занятие

октябрь

3.

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник с театрализацией

ноябрь

4.

В гости к бабушке Варварушке

Познавательное занятие

декабрь

5.

Рождественский праздник и святки

Фольклорный праздник

январь

6.

Масленица

Календарно-обрядовый праздник

февраль

7.

Вечера долгие, головушки умные, руки умелые (женское, мужское ремесло)

Интегрированное занятие

март

8.

Как рубашка в поле выросла

Комплексное занятие

апрель

9.

Бабушкин сундук

Интерактивное занятие

май

10.

«Праздник русской берёзки»

Фольклорный праздник с театрализацией

июнь

  1. Учебно-тематический план  для обучающихся  8-12 лет. 

п/п

Мероприятия

Формы работы

Сроки проведения

1.

Я среди родных и близких

Комплексное занятие

сентябрь

2.

Покров – натопи избу без дров

посиделки

октябрь

3.

Годовой цикл труда, развлечений и праздников

Воспитательное мероприятие

ноябрь

4.

Конь в жизни русского крестьянина

Интегрированное занятие

декабрь

5.

«Хранилище русской народности»

викторина

январь

6.

«Колокольные звоны России»

беседа

февраль

7.

Конкурс знатоков крестьянского подворья

Конкурсная программа

март

8.

«День Наума-Грамотника»

праздник

апрель

9.

Праздник пастушков

праздник

май

10.

Народный праздник «Троица»

праздник

июнь

  1. Прогнозируемые результаты (5-7 лет):

Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:

- достижения обучающихся в объединениях при работе сдошкольниками( блоки: «Окружающий мир», «Мир вокруг нас», «Хочу всё знать», «Музыка», «Маленькие художники», «Умелые ручки», «Знакомство с художественной литературой», «Подвижные игры»), а также  приобретение новых знаний по программе «Музейная педагогика»;

- достижения обучающихсяв объединениях художественного творчества при работе с младшим и средним школьным возрастом.

- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

- формирование и обогащение  знаний обучающихся об истории и культуре своего края и русского  народа;

- создание условий для самовыражения и самореализации детей;

  1. Критерии мониторинга для дошкольников

Высокий уровень: Использовать в активной речи потешки, пестушки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, дразнилки, образные выражения. Знать народные приметы, уметь соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.  Знать былинных и сказочных героев, уметь узнавать их в произведениях изобразительного искусства.   Принимать осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.  Знать названия народных праздников  и уметь объяснять, что это за праздник и когда он бывает. Уметь играть в подвижные и хороводные народные игры. Знать историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские). Иметь представление о народных промыслах.Иметь практические навыки в работе с тестом, с глиной, изготовлении тряпичных кукол. Уметь отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень:   Знать потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использовать в речи. Знать народные приметы и замечать их в повседневной жизни. Знать названия некоторых народных праздников и принимать в них активное участие. Знать русские подвижные игры и уметь объяснять правила другим. Знать элементы русского народного костюма и различать головные уборы. Иметь практические умения по работе с тестом, по изготовлению тряпичной куклы.  

Низкий уровень: Знать потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использовать их в речи. Знать народные приметы. Знать названия некоторых праздников, но принимать в них пассивное участие или с инициативы педагога. Знать 2-3 народные подвижные игры и уметь объяснять правила к ним. Различать Иметь элементарные навыки по работе с тестом, глиной.

14. Прогнозируемые результаты для обучающихся 8-12 лет.

- получение дополнительной информации обучающимися по предметам истории, литературы, музыки, ИЗО;

- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

- переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;

- активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения обучающихся в уличные группировки;

- «Крестьянская изба» создает условия для творческой самореализации каждого обучающегося;

- формирование и обогащение  знаний обучающихся об истории и культуре своего края и русского  народа;

- создание условий для самовыражения и самореализации детей;

- стимулирование позитивного поведения обучающихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;

Программа по реализации требует:

- постоянного пополнения информации;

- соблюдения принципа научности знаний и сведений, используемый на занятиях, экскурсиях и в беседах;

- постоянного роста педагогического мастерства в использовании разнообразных приёмов, методов и средств пробуждения у детей интереса  к истории Родины, к её традициям и обычаям;

- накопления и обновления наглядных пособий, нового методического материала;

- постоянной систематически-планомерной работы с детьми;

- преемственности в работе всех педагогов дополнительного образования;

- установления тесного М. Ю. контакта, организации сотрудничествас родителями по вопросам приобщения детей к истокам народной культуры;

- вовлечение детей не только в познавательную, но и в практическую деятельность.

  1. Используемая литература:

  1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. М.: Народное образование, 2002
  2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. ТЦ «Сфера,  2004г.
  3. Князева О.Л., Махалёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999
  4. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  5. Музееведение. Ребёнок в музее (социологические и психологические аспекты)., М., 1993
  6. Некрылова, А.Ф., СоколоваЛ.В.   «Воспитание ребенка в русских традициях»
  7. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008
  8. Рытов Д.А.  «У нашего двора нет веселья конца». СПб.: «Музыкальная палитра» 2006г.  
  9. Рыжова Н.,Логинова Л, Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду». Линка-пресс Москва, 2008
  10. http://www.future.museum.ru/lmp/web/archive/m-pro_5.pdf
  11. http://allbest.ru/o-2c0a65625a2ac78b4c53b89421306d27.html
  12. http://rodnichok2012.ucoz.ru/publ/plan_raboty_komnaty_russkogo_byta/1-1-0-10
  13. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/24/mini-muzey-byt-russkoy-izby
  14. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/russkaja-izba3.html
  15. http://dok.opredelim.com/docs/index-60373.html
  16. http://www.maam.ru/detskijsad/mini-muzei-komnata-ruskoi-stariny.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Музейная педагогика»

Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая....

программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного...

Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства

Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной  педагогики, как наиболее эффективной формы ...

Программа занятий 6-б класса по музейной педагогике

Даты и темы экскурсий на 2014-2015 учебный год...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...