программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"
методическая разработка (9 класс) по теме
С.С.Самарова, воспитатель высшей категории
Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря – к безработице.
Когда ребенок воспитывается не в семье, а в условиях детского дома процесс личностного их профессионального самоопределения осложняется. Это связано как с особенностями психического развития детей-сирот, так и с условиями организации их жизнедеятельности.
Общая цель профориентационной работы – подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Цель программы:
- формирование у воспитанников детского дома сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_profminutkam_22222.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- УТВЕРЖДАЮ
Зам директор____________Н.А.Лебедева
«_______» _________________2010 г.
- ПЛАНИРОВАНИЕ
- ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
- «ПРОФМИНУТКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
Вологда,
2010
Пояснительная записка
Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря – к безработице.
Когда ребенок воспитывается не в семье, а в условиях детского дома процесс личностного их профессионального самоопределения осложняется. Это связано как с особенностями психического развития детей-сирот, так и с условиями организации их жизнедеятельности.
Какие факторы влияют на самоопределение детей-сирот?
1. Чувство незащищенности, неверие в собственные силы и возможности,
которое может перерасти в иждивенчество, зачем думать о будущем обо мне должны позаботиться.
2. Искажение границ личностного пространства (условия жизнеустройства: общие спальни, отсутствие личных вещей, отсутствие места, куда никто не может войти).
3. Склонность к психологическому слиянию (все пошли учиться на продавца и я вместе со всеми).
4. Отсутствие ясного образа будущего.
5. Организация жизнедеятельности (ограниченные социальные контакты, слабая связь с семьей, родственниками или совсем отсутствует, нет позитивных примеров жизненного самоопределения, опекающий стиль в отношениях «взрослый-ребенок»).
Каким образом компенсировать эти негативные факторы, мешающие формированию способности к самоопределению?
Очень важно не пропустить, когда воспитанник начинает самоопределяться через позицию «социального иждивенца». Роль воспитателя развенчать представление о выгодности и удобстве такого способа жизни. Изначально потребности в самоопределении у ребенка нет. Она формируется взрослым через создание ситуаций свободного выбора, в выражении индивидуальности каждого. Через выбор профессии ребенок определяет свое место в жизни, где он будет себя чувствовать значимым и востребованным. Ведущая идея в работе с детьми-сиротами: «Важно, что ты будешь мастером в своем деле, сможешь найти свое место в жизни и позаботиться о себе и своих близких». Через эту установку достигается главная цель – найти свое место в жизни. А для этого ребенка необходимо учить проектировать собственное будущее.
Что ребенок желает в будущем?
- Какой будет его семья, какую роль он будет выполнять по отношению к родным и близким.
- Представление об образе жизни (где будет жить, чем будет заниматься, как будет проводить свободное время.
- Ритм и динамика жизни (спокойная или связанная с рисками, переменами мест).
У воспитанника должно быть сформировано представление о способах достижения этого будущего:
- последовательность шагов по получению профессии;
- знания о способностях, которые нужно развивать.
Дети-сироты живут в условиях социальной изоляции, поэтому представления о мире, окружающей деятельности искажены. Источники получения информации ограничены. Поэтому педагогам необходимо организовать специальную деятельность по расширению кругозора, обучать самостоятельному поиску информации, организовать специальные условия для приобретения ребенком собственного опыта.
С точки зрения самоопределения важно, чтобы ребенок мог ответить самому себе в любой значимой ситуации на ключевые вопросы: Кто я такой? Что я делаю? Зачем я это делаю?
Как выявить способности к самоопределению?
В этой ситуации забота детского дома об обоснованном выборе профессии его воспитанников, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые, детский дом реализует свою гуманистическую функцию: помочь молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение.
Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.
Система профориентации – это организованная управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения подростка.
Общая цель профориентационной работы – подготовка воспитанников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Определение профессиональной пригодности подростков по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций
5. Социально-трудовая адаптация воспитанников.
6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у подростков позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства; Профессиональное воспитание – процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания – воспитание личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами (чувство долга, ответственности, профессиональной честности, достоинства).
Наиболее востребованными в учреждениях для детей – сирот являются профессиональное просвещение и профессиональное воспитание.
В качестве осознанного результата на уровне детского дома предстает программа профессиональной ориентации для воспитанников детского дома.
Данная программа по курсу «Профминутки с элементами музейной педагогики» ориентирована на современные тенденции изменения мира профессий и требования к специалисту, реализуется в рамках программы детского дома «Нравственное, гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы-интерната».
Цель программы:
- формирование у воспитанников детского дома сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- создавать условия для осознанного выбора профессии;
- способствовать осознанию воспитанником ценности собственного «Я»;
- способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни;
Новизна идеи заключается в:
- создании условий получать данные о предпочтениях, склонностях и возможностях воспитанников для профессионального самоопределения;
- расширении кругозора детей о профессиях и способах самоопределения;
В основе содержания прораммы лежат:
- нормативно-правовые документы по трудовому воспитанию;
- научно-популярная литература;
- статьи в журналах: «Методист», «Воспитание школьников», «Детский дом» и др.
Условия реализации программы:
-воспитанники детского дома в возрасте 14-16 лет;
-наличие отдельного помещения для проведения мероприятий;
-наличие необходимого оборудования (компьютеры, наглядные пособия …... );
-сотрудничество с фондом «Виктория».
Использование методов :
-наглядного (используется по мере необходимости);
-словесного (теория преподносится в форме дискуссии, беседы, сопровождающейся ответами на вопросы воспитанников);
-исследовательского (работа по изучению истории профессии, работа по накоплению материалов в школьный музей по выпускникам Октябрьского д/д, школы-интерната №1, детского дома имени В.А.Гаврилина); -создании ситуации успеха;
-практического (профессиональные пробы)
Принципы, лежащие в подборе материала и проведении занятий:
- доступности;
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил воспитанников.
- систематичности и последовательности;
Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые воспитанники приобретают в процессе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
- учета возрастных и индивидуальных особенностей подростков;
Суть данного принципа составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
- рефлексивности
Принцип рефлексивности призван обеспечить решение задачи осознания основными субъектами профессиональной ориентации результата, определяющего успешность организации профориентационной работы. Рефлексия воспитанников позволяет первоначально осмыслить, а затем осознать индивидуальный образовательный маршрут.
Форма реализации :
- проведении профминуток - 1 - 2 раза в неделю
- продолжительность профминуток- 20-45 мин
Формы работы:
- теоретические и практические занятия (профессиональные пробы);
Профессиональные пробы предполагают выполнение конкретной деятельности в специально запланированных жизненных ситуациях, в учебных, игровых, досуговых.. Пробы позволяют лучше понять свои собственные возможности.
- деловые и ролевые игры;
Деловая игра – форма коллективной деятельности, предполагающая в процессе имитации реальной ситуации нахождение путей решения типичных проблем коллективного воздействия, поведенческих коммуникаций, а также решения задач обучения, воспитания и развития ее участников. В процессе игры дети могут получить представление о нормах, правилах, традициях социальной жизни, приобрести необходимые практические знания и навыки в профессиональной сфере, уметь вырабатывать самостоятельную аргументированную позицию по актуальным социальным вопросам.
Ролевая игра – форма коллективной работы, предполагающая принятие и проигрывание социальных ролей, отвечающих требованиям общества, построенная по определенным правилам игрового действия по созданию макетов, замещающих объекты реальной ситуации.
- часы общения;
Среди разнообразных форм воспитательной работы педагога час общения занимает особое место. На часе общения в ходе непосредственного общения воспитателя и воспитанника обсуждаются волнующие ребят нравственные, этические проблемы, происходит познание учащимися своего «я», формируется система их отношений к окружающему миру, сплачивается детский коллектив. Час общения проводится с различными воспитательными целями. Формы и технологии часов общения могут быть разнообразными в зависимости от поставленной цели, возраста воспитанника, опыта воспитателя и т.д. Важность неформального, искреннего, доверительного разговора педагога и воспитанника особенно возрастает в подростковом возрасте.
Практика показывает, что воспитательный эффект часа общения значительно выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время. Успешному проведению часа общения способствует его тщательная подготовка, которая, как правило, включает следующие этапы:
- Определение темы часа общения;
- Формирование целей и задач часа общения;
- Создание инициативной группы детей (Совет дела);
- Распределение поручений между воспитанниками, подготовка ими творческих заданий, анкетирование детей, приглашение гостей для участия в часе общения (если это предусмотрено его содержанием);
- Оформление классной комнаты и т.д.
Воспитателю важно помнить, что час общения – это совместное творчество педагога и воспитанника, совместный поиск ответов на волнующие вопросы, возможность для ребят поговорить, не боясь ошибиться или быть не понятыми.
- беседы;
Среди разнообразных форм воспитательной работы педагога беседа занимает особое место.
Содержание бесед - профминуток должно быть таким, чтобы они помогли ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира на конкретном материале и доступных примерах. Детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
- Осознание воспитанником ценности собственного «Я» (выявление уровня самооценки, склонностей, способностей, интересов, устремлений и собственных возможностей);
- Знание того, что нужно для будущей успешной деятельности по выбранной профессии;
- Умение соотнести результаты самооценки со знаниями по профессии.
- Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия
рассматриваемым проблемам, доступностью восприятия их детьми старшего школьного возраста, педагогической целесообразностью. В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект:
- социализация и воспитание творческой личности ребенка средствами музея;
- воспитание чувства гражданского долга;
- профессиональная ориентация воспитанников;
- расширение кругозора.
- тренинги;
Тренинги – форма коллективной работы, представляющие собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений, с целью формирования и совершенствования социальных умений и навыков, повышения эффективности социальной деятельности.
- экскурсии на предприятия;
Готовясь к экскурсии, воспитанники изучают профессии по книгам, составляют прфессиограмму (портрет профессии). Заранее составляется план беседы с работниками предприятия. Затем осуществляется выезд на предприятие, в дальнейшем по возвращению домой обсуждение и оформление результатов. Для детей-сирот такая форма полезна тем, что она расширяет социальный опыт воспитанников, показывает взрослых людей в реальной производственной ситуации, дает возможность для расширения сферы общения.
- посещение музеев учреждений начального, среднего и высшего образования
Музейная экскурсия как форма просветительской работы обладает рядом признаков, особо благоприятных для воздействия на подростковую аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность детей в получении знаний. Свойственная экскурсии динамичность, перемещение во времени и пространстве способствует активному восприятию информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения – интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление подростка к массовым формам восприятия в кругу сверстников.
Ожидаемые результаты:
Дети должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда
Воспитанники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Данный курс занятий по «Профминуткам с элементами музейной педагогики» предполагает стать средством просвещения в выборе профессии подростков, серьезным подспорьем в работе воспитателя, источником самообразования педагога.
Литература.
.
- Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Чернявская А.П. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. – 247 с.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. /
под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие
«ИНЭК», 2007. - 327 с.
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 496 с.
- Программа «Точка опоры» 2006-2008 г.г.: сборник информационных материалов о деятельности программы содействия профессиональному и социальному самоопределению детей-сирот в детских учреждениях «Точка опоры» с 2006-2008 год/ сост. С.М. Конюшенко. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.-177 с.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ПРОФМИНУТКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» ( 8 класс)
№ п/п |
| Кол-во минут |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Образование и профессия: Закон и Право
Деловая игра «Мой взгляд». Профессиональные биографии интересных людей
Упражнение «Основной мотив выбора профессии» Игра «Угадай профессию» Тренинги
Профессии, которые выбирают наши выпускники (встречи с выпускниками) Игра «Азбука профессий» | 30 30 30 30 40 30 30 30 30 30 20 40 20 20 20 20 20 20 20 40 |
9 класс
№ п/п |
| Кол-во минут |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | Анкета «Жизненное и профессиональное самоопределение воспитанников 9 класса» Мир профессий, или какую дверь открыть. Что я знаю о мире профессии? (история профессий) Тип профессий по предмету труда, по характеру труда Азбука делового человека. Слагаемые успеха – час общения По предмету труда тип – "человек–человек": Педагог (учитель, воспитатель) Врач, медсестра Бармен, официант Секретарь-референт Продавец Милиционер По предмету труда тип – "человек – знаковая система": Бухгалтер, кассир Библиотекарь Юрист По предмету труда относится к типу – "человек – художественный образ": Парикмахер Повар Фотограф, видеооператор По предмету труда тип - "человек-техника ": Водитель Мерчандайзер Электрогазосварщик, газосварщик, газорезчик По предмету труда тип - "человек-природа ": Агроном Животновод Ветеринарный врач Профконсультации (встречи с выпускниками школы – интерната №1, детского дома на базе школьного музея). Поисковая деятельность «Мы частицу себя в этих стенах оставили на век» (практическое занятие – работа по накоплению материалов в школьный музей по выпускникам Октябрьского д/д, школы-интерната №1, детского дома имени В.А.Гаврилина) Профессии, которые выбирают (профессиональные встречи на базе музеев училищ, колледжей, техникумов, предприятий…) Самые актуальные профессии ближайшего будущего «Защита профессий» (написание и защита рефератов) Экспозиция «Высота» Круглый стол «Уровень образования и выбор профессии» | 45 45 45 45 45 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 5 час 45 45 45 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Использование элементов музейной педагогики на уроках химии.
В наше время учителя все чаще задумываются о новых формах обучения, таких, которые не просто дают готовые знания и требуют отчета о выученном, а позволяют детям проявлять инициативу, сделать выбор вид...
Мастер-класс "Использование элементов музейной педагогики на уроках географии"
для учителей географии...
Урок-путешествие с элементами музейной педагогики «Изобразительно-выразительная роль прилагательных».
Данный урок разработан для учащихся 6 класса. Уроку предшествовала большая предварительная работа: посещение краеведческого музея г. Новохоперск (знакомство с флорой и фауной Новохоперского райо...
Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики
Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...