"Лучший читатель класса"
методическая разработка (11 класс) на тему
Конкурс "Лучший читатель класса" приурочен к Международному дню школьных библиотек, может проводиться и в рамках предметной недели русского языка и литературы. Разработка предназначена для обучающихся старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshiy_chitatel_klassa.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
«Лучший читатель класса»
(название мероприятия)
Пояснительная записка: Конкурс "Лучший читатель класса" приурочен к Международному дню школьных библиотек, может проводиться и в рамках предметной недели русского языка и литературы. Разработка предназначена для обучающихся старшей школы.
Цели: выявить учащихся с высоким уровнем читательской культуры; вызвать у учащихся устойчивый интерес к книге; способствовать повышению читательской культуры, развитию кругозора и эрудиции; развивать творческие способности и навыки публичного выступления.
Форма проведения: конкурс.
Участники: учащиеся 11 класса, библиотекарь (подготовленный ученик)
Оснащение: мультимедийная установка, выставочный стенд, справочные и периодические издания, листы с заданиями для участников, протокол судейства для жюри.
Использованная литература: статья И.Б.Гореловой в приложении к ежемесячному теоретическому и научно - методическому журналу "Среднее профессиональное образование", № 10, 2009.
Ход конкурса
Ведущий: Дорогие друзья! Я приветствую вас на конкурсе «Лучший читатель класса». В этом году мы приурочили его к Международному дню школьных библиотек, который отмечается 26 октября 2015 года.
Участникам конкурса предстоит пройти ряд испытаний. Мы будем говорить о книгах, чтении, творчестве и, я думаю, вы узнаете много нового, интересного и познавательного. В сентябре учащиеся 11 - А класса участвовали в отборочном туре. Ученики, набравшие наибольшее количество баллов, вышли в финал (представление участников конкурса) – это Прусаков Григорий, Меднова Полина и Максимов Александр.
А сейчас разрешите представить членов жюри: директор школы Ильин А.В. (председатель), Амельченкова Е.Ю. (зам. директора по УВР), Тихомирова Л.А. (зам. директора по ВР).
Разминка
Ведущий: Мы начинаем наш конкурс с разминки. Участникам конкурса предстоит разгадать кроссворд, чтобы по вертикали получилось слово «книга».
Чтобы слово угадать,
Надо много книг читать.
Ты послушай мой совет
И найдёшь любой ответ.
Пока конкурсанты разгадывают кроссворд, я проведу разминку со зрителями. Ответьте на мои вопросы:
- Кем были первые создатели книг? (Монахи)
- Что означает выражение «от доски до доски» и каково его первоначальное значение? (Оно означает делать что-то от начала до конца, а первоначально это означало прочитать книгу буквально от одной доски до другой, т. к. книжные переплёты делались из досок)
3. Какой материал для письма использовали в Древнем Египте? (Папирус)
4. Какой материал для письма использовали древние русичи? (Бересту)
5. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Книга)
Разминка закончена. Давайте посмотрим, как справились с кроссвордом наши игроки.
1.
П | У | Ш | К | И | Н |
2.
Э | Н | Ц | И | К | Л | О | П | Е | Д | И | Я |
3.
А | Н | Н | О | Т | А | Ц | И | Я |
4.
К | А | Т | А | Л | О | Г |
5.
Ч | А | Й | К | А |
- Автор поэмы «Медный всадник»
- Вид справочного издания
- Краткая характеристика содержания книги
- Часть справочно-поискового аппарата библиотеки
- Пьеса А. П. Чехова
1 этап «Книга»
Ведущий: 1-й этап нашего конкурса посвящён книге. Как сказал Фрэнсис Бэкон «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Действительно, книга на протяжении многих веков была и останется ещё долго одним из основных источников информации. Что же означает слово «книга»?
Библиотекарь: Слово "книга" образуется от праславянского глагола "кнети", то есть "знать". Книга прошла большой исторический путь – от неразвитости, примитивной слитности до современной изощренности высокотехнических средств передачи информации.
«Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга – бесценный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится
Если ты выпустишь книгу из рук».
В. Боков.
Ведущий: Сейчас наши участники продемонстрируют нам свои умения быстро и эффективно находить нужную информацию в книге. Задание заключается в том, чтобы за 2 минуты найти в учебнике ответ на предложенный вопрос и указать элемент справочного аппарата книги, который был использован.
А пока конкурсанты выполняют это задание, давайте попробуем отгадать мои загадки.
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета)
Склеен, сшит,
Без дверей, а закрыт.
Кто его открывает –
Многое знает. (Журнал)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Газета, журнал)
Ну, а теперь послушаем ответы наших игроков. (Учебник по русскому языку - предисловие; учебник по химии - предметно-именной указатель; учебник по биологии - приложение).
2 этап «Периодические издания»
Ведущий: 2-й этап нашего конкурса посвящен периодическим изданиям. К периодическим изданиям относятся газеты и журналы. Я думаю, вас заинтересует информация о первой русской газете и первом русском журнале.
Библиотекарь: Рукописная газета "Куранты" начали выходить регулярно 375 лет назад. Само слово "currens" в переводе с латинского означает "текущий". Зарождалась газета в Посольском приказе и предназначалась, говоря современным языком, для информирования царя и боярской думы о событиях иноземной жизни.
Первый русский литературный частный журнал « Трудолюбивая пчела» издавался ежемесячно с января по декабрь 1759 (2-е изд. 1780) в Петербурге А. П. Сумароковым. Журнал имел сатирическую направленность и отразил оппозиционные настроения дворянства по отношению к правительству императрицы Елизаветы.
Ведущий: А сегодня у нас речь пойдёт о современных научно-популярных и профессиональных журналах. Если профи хочешь стать, спец. журналы надо знать! И помогут нам в этом наши конкурсанты, которые подготовили рекламу этих журналов. Реклама должна быть краткой (не более 3 мин.), познавательной и интересной.
(Выступления участников)
3 этап «Художественная литература»
Библиотекарь: Академик Д. С. Лихачёв так писал о значении литературы в нашей жизни: «Литература даёт … колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех её сложностей, служит ... проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом, делает нас мудрыми…»
Ведущий: Итак, 3-й этап конкурса – Художественные произведения. Отправимся сначала в мир поэзии. Сейчас вы услышите небольшие отрывки их лирических стихотворений поэтов начала 20 века и ваша задача – назвать их имена.
1-й отрывок:
Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
(М. И. Цветаева)
2-й отрывок:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
(А. А. Ахматова)
3-й отрывок:
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигаются,
Значит, это кому-нибудь нужно?
(В. В. Маяковский)
4-й отрывок:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(С. А. Есенин)
5-й отрывок:
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
(А. А. Блок)
Ведущий: А теперь наши конкурсанты прочитают свои любимые стихи и постараются объяснить нам, почему они их выбрали. Итак, объявляю конкурс чтецов!
(Выступления участников)
Ведущий: Спасибо всем участникам за прекрасное исполнение стихов. А сейчас давайте обратимся к прозе. Лучшие романы, повести, рассказы русских писателей экранизированы. Многие экранизации стали классикой отечественного кино. Интересно, а какие были первые экранизации русских художественных произведений?
Библиотекарь: С 1909 года в России начало развиваться кинопроизводство, в котором ведущее место занимают 2 фирмы – «Братья Пате» и Торговый дом "А. Ханжонков и К°". Именно Александр Ханжонков снял первые экранизации классических произведений, которые стали пользоваться успехом у зрителей. Это иллюстрации произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Льва Толстого, Александра Островского, Н. Некрасова, Ф. Достоевского.
Ведущий: Сейчас вы посмотрите 3 фрагмента экранизаций произведений русских писателей. Задача конкурсантов определите названия и авторов этих художественных произведений. (Фрагмент «Война и мир». Фрагмент «Мастер и Маргарита». Фрагмент "Тихий Дон").
4 этап «Библиографический обзор»
Ведущий: Вот и наступил последний этап нашего конкурса, во время которого участникам предстоит попробовать свои силы в библиографическом обзоре книг. Академик С. И. Вавилов писал: «Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинку золота в массе песка». Библиография – ключ к знаниям. Недаром эмблема библиографии – это большой золотой ключ. Что означает слово библиография и чем она занимается?
Библиотекарь: Термин "библиография" возник в Древней Греции и первоначально означал "книгописание" (biblion – книга и grapho – пишу). Лишь с середины 17в. он стал употребляться в смысле "книгоописание". Библиография – это отрасль научной и практической деятельности, в задачи которой входят информация о произведениях печати и их пропаганда.
Вот сейчас наши участники и займутся информированием и пропагандой книг. На нашем конкурсе представлена выставка «Учись учиться», эпиграфом этой выставки стало латинское изречение “Libri amici, libri magistri”, что “означает книги – друзья, книги – учителя”. Справедливость этого изречения мы постараемся доказать, сделав вместе с участниками библиографический обзор изданий, представленных на этой выставке.
У наших конкурсантов было домашнее задание: сделать презентацию одной из книг с выставки.
(Выступления участников конкурса)
Ведущий: Спасибо всем за совместный обзор. Наш конкурс закончен, и я попрошу жюри подвести итоги.
А пока жюри подводит итоги, я хочу предложить вам послушать песню и назвать имя автора стихов. (Звучит песня на слова С. Есенина)
Жюри называет победителя и награждает участников.
Меднова Полина – лучший читатель класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка по теме « Кто лучший президент класса?» в 6 классе.
Разработка урока для 6 класса....
"Лучший читатель книг". Конкурсный проект по продвижению чтения.
Данный проект способствует продвижению чтения и повышает престиж читающего ребенка. В материале представлено портфолио проекта: паспорт, план работы, 2 сценария финального конкурса для 2-4 кл. и для 5...
Урок литературного чтения в 5 классе "Лучший читатель - это я!"
Урок- беседа по рассказу Л.Пантелеева "Честное слово"...
Конкурс "Лучший читатель"
Конкурс "Лучший читатель"...
Положение о конкурсе "Лучший читатель"
Положение о конкурсе "Лучший читатель"...
Конкурс «Лучший читатель библиотеки».
Конкурс в библиотеке на лучшего читателя года...
Лучшие читатели библиотеки "Школа здоровья" за период с сентября 2015 по 23 декабря 2015 г
В номинации "Самый читающий класс" - 2-а. Классный руководитель Изотова Надежда Константиновна.В номинации "Лучшие читатели":2-в класс - Васюшкина Марина, Кремнева Ксения, Шилова Елена3-а класс - Бесс...