Урок литературного чтения в 5 классе "Лучший читатель - это я!"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок- беседа по рассказу Л.Пантелеева "Честное слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_5_klasse.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Дубовое
Чаплыгинского района
Клыкова Е.В.
с.Дубовое
2009 г.
Тема : Лучший читатель – это я!
(Беседа по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово» )
« Положи твоё сердце у чтения»
Цель:
Показать многообразие детской литературы;
воспитывать учащихся на поступках героев – их сверстников;
развивать память, речь, мышление;
развивать интерес и любовь к книгам и чтению.
Оборудование:
Иллюстрации (портреты литературных героев, эпизоды рассказа);
портреты писателей; плакаты :
- «Советы читателю»:
Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще событий.
Читайте внимательно и вдумчиво.
Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.
Читайте. Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали ни одной строчки из новой книги.
- Читается трояким образом:
первое, читать и не понимать;
второе, читать и понимать;
третье, читать и понимать даже то, что не напечатано.
Я. Б. Княжнин
3. Книжная выставка «По страницам детских книг».
Форма урока: «Путешествие в чудный город Книгоград»
Ход урока:
- Вступление.
Учитель:
Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в чудный город Книгоград. Что же это за город?
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке - словно дом…
Обложку – дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд,
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из прошлого в грядущее пройдёшь.
Ответы учащихся (это книжный шкаф, библиотека)
Учитель.
Ключиком, который распахнёт двери чудесного города станет волшебное слово – ответ на задачки деда Буквоеда.
Дед Буквоед:
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
- Говорит она беззвучно,
Но понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней, -
Станешь лучше и умней.
- Языка не имеет, а у кого побывает, тот много знает.
Учащиеся. Книга.
- Определение темы и цели урока.
Учитель.
Ребята, тема нашего урока - «Лучший читатель – это я!»
Путешествуя по страницам, по улицам и площадям сказочного города, мы докажем, что каждый из вас – лучший читатель.
Прочитайте эпиграф нашего урока:
«Положи твоё сердце у чтения».
Такое наставление сделал своему сыну древнеегипетский писец Кхроди.Как вы понимаете это высказывание?
Учащиеся.
Научись читать и полюби чтение.
- Основная часть урока.
а ) Учитель.
Всех путешественников встречает Фонтан мудрых мыслей. Каким же бывает чтение?
Учащиеся. (Плакат).
Читается трояким образом:
Первое, читать и не понимать;
Второе, читать и понимать;
Третье, читать и понимать даже то, что не напечатано.
Учитель.
Так говорил известный русский писатель, издатель журнала Яков Княжнин.
Мы будем учиться читать и понимать даже то, что не напечатано.
б) Кто же жители Книгограда? Назовите литературных героев и книги, где они поселились.
Учащиеся.
Незнайка – Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Буратино и Мальвина – Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Барон Мюнхаузен – Распе «Приключения Мюнхаузена»
Крокодил Гена и Чебурашка – Глеб Успенский «Голубой вагон»
Учитель.
Правильно, вы хорошо помните литературных героев.
в) Беседа по содержанию рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»
Учитель.
А узнали ли вы героя на остановке «Книжный дом»? Кто он? Как вы догадались?
-Прочитайте в тексте описание внешности мальчика.
Учитель.
Да, этот мальчик из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово». Леонид Пантелеев – это псевдоним писателя Еремеева Алексея Ивановича.
- Что такое псевдоним?
-Посмотрели ли вы, когда был написан рассказ и что это было за время – 1941 год.
Учитель.
Интересна история создания этого рассказа. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, редколлегия журнала «Костёр» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на вопросы, что такое дом, честь. Рассказ был опубликован в №6 журнала, который вышел в первые дни войны. Содержание его оказалось очень созвучным суровому военному времени.
Работая сегодня над содержанием рассказа, постараемся прочитать в нём то,что не напечатано.
- Что такое честное слово?
-Как произошло знакомство рассказчика с мальчиком?
Что он узнал из разговора с ним?
-Как чувствовал себя мальчик в городском саду?
- Почему он не мог уйти?
- Как рассказчик попытался ему помочь?
- Прочитайте диалог майора с мальчиком (в лицах).
- Как отнеслись к маленькому мальчику командир и рассказчик, взрослые мужчины?
- Как вы оцениваете мальчика и его поступок?
- Прочитайте эпизод, в котором автор выражает уверенность в том, что мальчик вырастет настоящим человеком.
- Чему учит этот рассказ?
-Приходилось ли вам давать честное слово? Сдержали вы его?
Учитель.
г ). Чтобы научиться понимать даже то, что не написано, нужно следовать советам, которые всем желающим предложат в Парке читательской культуры.
Прочитайте выразительно и запомните их.
- Заключительная часть урока.
Учитель.
Продолжаем наше путешествие по Книгограду.
Кто ещё живёт в городе? (Ответы учащихся)
Правильно, это детские писатели.
По стрелке прочтите Ф. И. О. писателя, покажите его портрет и назовите известные вам его произведения.
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А. П. Чехов «Белолобый»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
А. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Л. Н. Толстой «Акула», «Лев и собачка»)
Учитель.
Л. Н. Толстой учил детей грамоте,написал для них «Азбуку», «Рассказы о животных», М. Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», Аксаков «Аленький цветочек».
Учитель.
б). Самая замечательная улица в городе – это улица Любимых книг.
-Кто её жители? Расскажите (Ответы учащихся).
Учитель.
в ). Вы на самом деле лучшие читатели. Много знаете и помните.
-Что вы прочитали за неделю и записали в дневник? (Чтение учащимися 2 – 3 записей).
5. Окончание урока.
Учитель.
Учиться писать в дневнике – целое искусство. Вы обязательно научитесь это делать, как Куранова Лида.
-(Чтение страницы из читательского дневника учащейся 7 класса Курановой Лидией).
-Выступление библиотекаря. Рекомендация книг для чтения. (Обзор книжной выставки «По страницам детских книг»).
-Чтение наизусть подготовленным учащимся стихотворения М. Цветаевой «Книга в красном переплёте».
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...
Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"
Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.
Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....