Работа с текстом на уроках литературы
презентация к уроку на тему
В презентации представлены виды работы с текстом на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass-prezent.ppt | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы работы над художественным произведением : 1. Вступительные занятия к изучению литературного произведения. 2. Чтение произведения. 3. Изучение текста художественного произведения. 4. Заключительные занятия в системе работы над произведением.
Вступительные занятия могут содержать: - слово учителя; – беседу по личным впечатлениям; – рассматривание картин; – предварительную творческую работу с последующим её обсуждением; – использование ТСО; – экскурсии и т.д.
1. вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания; 2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
3. занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся; 4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
Главным условием и основой всех уроков литературы является чтение
Чтение Классное Домашнее
Формы контроля за ходом чтения : 1. Викторина (учитель читает отрывок, школьники должны написать, кто произнес эти слова, или где происходит действие и т.п.) 2. Выполнение заданий (назвать любимые страницы, наиболее запомнившиеся эпизоды, высказывать впечатление от прочитанной книги; поставить вопросы, которые хотелось бы обсудить в классе).
3. Самостоятельная формулировка вопросов, которые хотелось бы обсудить в классе. 4. Задания, акцентирующие внимание учеников на эмоциональной тональности произведения (назвать самые грустные или радостные эпизоды и пересказать их). 5. Кроссворд по тексту произведения
По горизонтали: 3. Как называется инструмент бондаря?5. Отец Митраши считал, что этот предмет «лесу добрее матери бывает».6. Как называется лес, в который отправились ребята.8. "... деревья стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа". Из-за какого природного явления это происходит?10. Как звали собаку Антипыча?11. Куда попал Митраша?
Анализ художественного произведения в школе - это процесс углубленного вчитывания, умного, осмысленного чтения текста.
Условно можно выделить в качестве основных разновидностей анализа детальный разбор текста (или текстуальный), выборочно - направленный и обзорный. Твердых границ между этими разновидностями нет
Задача обзорного изучения - осмыслить сюжетную канву, тематическую основу, композицию произведения в целом или его части, чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться в тексте.
Выборочно - направленный разбор текста - это изучение его с известной степенью заостренности на какой-либо проблеме. . При выборочно - направленном разборе ученики обращаются к тексту, ищут доказательства для тех предположений, какие будут высказаны.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель» «Несколько лет тому назад» «Это случилось осенью, Недавно ещё» 1816 год Хозяин, человек Лет 50-ти, свежий и бодрый,
Детальный (текстуальный) разбор. Объект - глава, эпизод или другие компоненты произведения. То есть текстуальный анализ предполагает пристальное рассмотрение текста на разных его глубинах и уровнях.
Литературоведческие приёмы анализа: 1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа.
2. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - это основные приемы освоения композиции.
3. Наблюдения над стилем писателя. Приемы изучения стиля разнообразны. Нахождение эпитетов или глаголов. Подстановка пропущенных в художественном тексте слов, объяснение выбора
4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя — с прототипом
5. Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения
6. Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя
7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.).
Пробудить у учеников сопереживание, активизировать воображение, сформировать читательские качества помогают выразительное чтение, рассказывание.
1. Логически последовательный рассказ. Он заставляет вникать в цепь фактов и их внутреннюю связь, обостряя первоначальные представления школьников.
2. Выборочный рассказ о впечатлениях от произведения (что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что яснее всего представляется). При таком рассказывании школьник раскрепощен в выборе фактов и поэтому наиболее активен в творческом их освоении.
3. Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.
Приемы, помогающие «пересоздавать» текст: устное словесное рисование, составление киносценария и инсценирование
Пути разбора: «вслед за автором», «по образам» и проблемно-тематический.
Марья Ивановна Пётр Гринёв Екатерина II Швабрин Иван Кузьмич Василиса Егоровна Савельич Пугачёв
Заключительные занятия - это этап анализа, его завершение, а не урок прощания с произведением, поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, на заключительных занятиях должны найти свое законченное выражение.
На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции. После уроков по драме - инсценировки, обсуждение сценических и кинематографических версия, составление различных трактовок ролей.
Завершающие уроки по изучению эпических произведения включают задания творческого и исследовательского характера, сопоставление позиций критиков, самостоятельной работы («проба пера», «создаем иллюстрации», «пишем рассказ», «сочиняем сказку»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пошаговая работа с текстом на уроках литературы
Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации....
Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие
В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использо...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)
Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...