Пошаговая работа с текстом на уроках литературы
методическая разработка по теме
Развитие читательской компетенции становится серьезной проблемой. Данная статья предлагает некоторые пути выхода из сложившейся ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многослойной российской культуры.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его таким важным умением, как умение учиться, что не может быть осуществлено без развития читательской компетенции — постоянно развивающейся совокупности знаний , навыков и умений, т.е.качества человека которое совершенствуется на протяжении всей жизни человек.
Нужно отметить, что проблема развития интереса к чтению у учащихся становится проблемой целого поколения: книга в любой форме отдаляется, интерес к чтению падает. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10-15 лет назад. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и, как следствие, отказывается от чтения. Хотя известно, что воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по литературе для основной школы ставит задачу научить школьников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8-9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается, поэтому позитивное отношение ребенка к чтению должно начать формироваться в начальной школе и окончательно оформиться к концу 7 класса.
«Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли — вот чтение»- говорил С.Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Что такое читательская компетентность? Под умением читать подразумевается следующее:
- умение вычитывать информацию;
- умение размышлять о прочитанном;
- умение давать оценку прочитанному.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание, знание произведений из круга детского чтения, предлагаемых в детских хрестоматиях для каждого класса;
- умение работать с книгой: определение и выбор книг по жанрам, темам и т. д., знание элементов книги и произведения;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова на доступном школьникам каждого года обучения уровне.
В основе развития этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Ученик должен проникнуть «внутрь» произведения, чтоб литературные герои ожили, заговорили, и тогда они будут приняты душой ребенка. Для обогащения субъектного опыта учащихся могут использоваться следующие приемы работы с текстом:
- анализ образа конкретного героя;
- создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту;
- составление детьми аналитических вопросов по тексту;
- рассказ от имени героя;
- работа с иллюстрациями, в т.ч.созданными детьми;
- театрализация;
- составление плана текста, как краткого, так и развернутого;
- выявление и графическое оформление системы образов произведения;
- составление кроссвордов по тексту;
- проведение викторин и конкурсов и т. д.
Целенаправленная и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, формирует положительный интерес к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие
В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использо...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....
Работа с текстом на уроках литературы
В презентации представлены виды работы с текстом на уроках литературы...
Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)
Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...