Презентация "Портфолио старшеклассника как способ повышения самостоятельности"
учебно-методическое пособие на тему
Данная работа рассматривает значение портфолио, его виды и значимость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuyte.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, мы рады приветствовать вас снова в нашей школе. Мы продолжаем работу над темой «Самообразование и саморазвитие школьника в рамках современной школы»
Несмотря на то, что это опорная, но всё-таки школа, поэтому мне бы хотелось начать с проверки домашнего задания: вам нужно было разработать основные цели к воспитательной программе. Я готова выслушать вас.
Что ж, в принципе всё как в нормальной школе, будем выполнять по ходу занятия.
С домашним заданием мы разобрались, теперь перейдём к новой теме, которая звучит «Значение портфолио в самообразовании ученика»
Цель нашего занятия:
- Выявить значимость портфолио при формировании самостоятельности старшеклассников;
- Проанализировать существующие виды портфолио с целью выбрать наиболее приемлемое для современного образования
Поскольку тема опорной школы связана с саморазвитием и самообразованием школьника, то следует сказать, что именно эти критерии связаны с индивидуальностью учащегося, а что лучше позволит раскрыть личностные качества каждого ребёнка, как не портфолио.
Скажите, пожалуйста, может быть кто-нибудь уже работал с методикой портфолио? Тогда я попрошу вас помогать мне в ходе нашей работы.
Мне бы хотелось спросить вас, как вы думаете, что же такое портфолио?
Готовясь к нашему разговору, я просмотрела много методической литературы и пришла к выводу, что в принципе, все определения портфолио можно свести к двум основным:
- целенаправленное собирание работ учащихся, которые показывают усилия учащихся, их развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана
- Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения
Вы знаете, что в современном обществе приоритетными становятся не столько знания, сколько способности людей адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место. Не для кого из вас не секрет. Что становление таких умений может обеспечить современный образовательный процесс, в котором в центре внимания педагога – личность ученика, его активная самостоятельная познавательная активность.
В качестве возможной формы организации такого образовательного процесса мы и рассматриваем сегодня технологию портфолио, практическая реализация которого требует построения определённого алгоритма действий.
Каковы же цели портфолио?
- Представить отчёт по процессу образования подростка
- Увидеть картину значимых образовательных результатов в целом
- Обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте
- Продемонстрировать его способности применять на практике приобретённые знания и умения
Исходя из этих целей, портфолио помогает решить следующие педагогические задачи:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
- Закладывать предпосылки и возможности для успешной социализации
В таком случае возникает вопрос: «Кому же в большей степени нужно портфолио?»
Как вы видите, во-первых, родителям учащихся, ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями школьного психолога, на записи индивидуальных бесед(конечно в рамках педагогической этики), на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личностного роста, таблицы взаимоотношений в классе, анализ участия ученика в жизни класса и школы, родитель начинает более серьёзно задумываться о причинах возникающего взаимонепонимания собственного ребёнка.
Во-вторых, Классному руководителю, учителю, ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности ученика, делая промежуточные выводы о развитии ребёнка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учёба, общение во дворе, занятия в кружках, взаимоотношения в семье, с друзьями.
И ученику, в большей степени, особенно ему. Хотя, конечно же, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещён. Но таблица, в которой отражено, к примеру, имеющее место снижение успеваемости, общее число отрицательных и положительных выборов в «Рейтинге популярности», показатели повышения или понижения уровня активности, оценки за четверть с выведением среднего балла по каждому предмету – это демонстрационный материал для индивидуальной работы с учеником.
Исходя из всего сказанного, можно сделать промежуточный вывод о том, что Технология портфолио позволяет
интегрировать три составляющие процесса обучения:
- Преподавание
- Учение
- Оценивание
Чтобы разработать алгоритм реализации технологии портфолио, необходимо определить, с какой целью мы работаем, какой тип портфолио целесообразно использовать, чтобы обеспечить полноценное формирование и развитие личности старшеклассника.
Для того, чтобы нам легче было в этом разобраться, я предлагаю вам небольшой творческий эксперимент. У каждой группы на столах лежат большие листы - это своеобразное портфолио, какого-то ученика, имя его условно написано сверху. Ваша задача – при помощи клея и выданных вам нарезанных листочков с характеристиками, сформировать ваше портфолио и защитить его, обосновав выбор тех или иных критериев.
Защита творческих проектов
Выделяются Различные типы портфолио, содержания и цели создания которых являются схожими.
Виды портфолио:
- Портфолио отчёт
- Рефлексивный портфолио
- Тематический (проблемно-исследовательский) портфолио)
- Портфолио успешности
- Портфолио документов
- Портфолио отзывов
- Многоцелевое (комплексное)портфолио
- Портфолио достижений
Давайте поговорим о каждом виде портфолио
- Портфолио отчёт или портфолио работ представляет собой широкий спектр работ по учебным дисциплинам. Его цель – показать, что учащийся справился с программой обучения.
- Рефлексивный портфолио, или портфолио самооценки, имеет своей целью обучение адекватной самооценке собственных достижений и возможностей, рефлексию собственной деятельности.
- Тематический портфолио – его цель задаётся в рамках изучения конкретной темы и сама технология выступает как инструмент обратной связи в учебном процессе
- Портфолио успешности как раз и будет отображать успеваемость ученика по отдельным предметам или по всем, включать в себя ведомости по каждой четверти со средним баллом по каждому предмету за четверть, год и т.д.
- Портфолио документов портфель документированных индивидуальных достижений
- Портфолио отзывов оценка учеником своих достижений, проделанный им анализ различных видов деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов деятельности, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками дополнительного образования.
- Портфолио достижений – демонстрация различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его творческой активности
- Комплексный портфолио. С учётом всего изложенного, конечно же, наиболее оптимальным и эффективным типом портфолио, способствующим формированию самообразовательной компетенции, может быть только многоцелевой портфолио: он имеет не конкретную, а комплексную цель, а именно: Демонстрацию достижений, отчёт по результатам учебной деятельности и самооценивание этих результатов.
Делая подобный вывод, мы исходим из того, что сочетание в многоцелевом портфолио функции портфолио достижений, портфолио отчёта и портфолио самооценки позволит объединить их положительные характеристики м минимизировать недостатки.
Обращаю ваше внимание на то, что основой технологии портфолио является развитие способности учащегося к самостоятельному управлению своей учебной деятельностью, поэтому я считаю, что нужно подробнее остановиться на этапах собственной учебной деятельности старшеклассника в рамках комплексного портфолио
Этапы
Собственной
деятельности
- Блок целеполагания Для постановки оптимальных учебных задач учащимся предлагается сопоставить свои потребности и ожидаемый результат с фактическим уровнем знаний и умений
- Блок оценки и выбора средств нацелен на принятие учащимися решения относительно того, какие учебные материалы, технические средства будут использованы для выполнения учебной задачи
- Блок самостоятельной учебной деятельности состоит в накоплении опыта использования изучаемого предмета в различных ситуациях
- Блок обобщения и фиксирования результатов направлен на представления опыта использования изучаемого предмета, демонстрацию учебного продукта в формате портфолио
Немножко отличается алгоритм работы над творческим портфолио или портфолио достижений
- Мой портрет
Мой характер
Мои дела
Любимые занятия
Я в школе
2. Мои цели
Мои цели в учебном году и в каждой четверти
Модель продвижения к цели
Лестница успеха
3. Мои достижения
Мои лучшие работы
Мои награды
Достигнутые результаты
4. Копилка
Демонстрация существующих в школе портфолио (Мельник, Азарова, Радюк, Логвин, Ишкова)
В любом случае, над каким бы видом портфолио ва не работали, как уже было сказано выше, существуют схожие элементы, переходящие из портфолио в портфолио:
Общая характеристика ученика
- Информационный лист
- Резюме
- Автобиография
- Описание жизненных планов
Учебная успешность обучающегося
- Информационные умения и навыки
- Итоги успеваемости
- Итоги контрольных
- Поведенческая культура (Отношение к учебной деятельности, опоздания, пропуски уроков без уважительных причин)
- Создание конфликтных ситуаций на уроке
Познавательная творческая деятельность
- Творческие работы
- Результаты участия в мероприятиях
интеллектуальной направленности.
Участие в общественно значимых мероприятиях
- Выполняемая функция
слушатель
участник
организатор
- Уровень проведения
Следовательно, портфолио рассматривается как организационно-педагогическая технология, способствующая появлению потребности у учащихся в самообразовании, создающая условия для самостоятельной учебной деятельности и дающая возможность самооценки собственной деятельности.
Систематическое развитие умений планировать собственную деятельность, распределять время, сопоставлять и оценивать результаты своего учебного труда, а также овладение учебными навыками и приёмами работы с различными источниками информации, что способствует формированию готовности к самообразованию, подготовке к профессиональному выбору и ориентации в проблемах современной жизни.
И напоследок небольшая рефлексия –
П -
О-
Р-
Т-
Ф-
О-
Л-
И-
О-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета
Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с ...
Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности
В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информ...
ПРИМЕНЕНИЕ ТРУБЧАТОГО АМОРТИЗАТОРА ЭКСЕРТЬЮБА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
На сегодняшний день, одна из острых проблем в преподавании - повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой.Своих учеников я призываю к сознательному, целеустремлённому подходу в отношен...
Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся
Доклад на тему "Особенности организации самостоятельной работы на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся"...
"Дифференцирование и индивидуализация подходов в коллективной и групповой работе,как способ повышения мотивации к здоровому образу жизни и самостоятельным занятиям физическими упражнениями."
Актуальность данной темы заключается в социальном заказе: современное общество заинтересовано в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои способности, решать общественно значим...
Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету.
Статья "Самостоятельная деятельность учащихся, как способ повышения интереса к предмету" - часть моей исследовательской работы. В условиях совр...
Педагогический совет по теме :« Способы повышения учебной мотивации обучающихся, как средство повышения качества образования».
Педагогический совет по теме : Самообразование - одна из форм повышения профессионального образования в деле повышения квалификации, путь к успеху....