Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности
статья по английскому языку по теме
В данной статье рассматривается проектная деятельность на уроке английского языка как один из способов повышения познавательной активности школьников и формирования самостоятельности в работе с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_sposov_povysheniya_aktivnosti_i_samostoyatelnosti.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
пос.Пироговский Мытищинского района
Методическая тема:
«Метод проектов на уроках английского языка как способ повышения активности и самостоятельности»
Доклад подготовила:
учитель английского языка
Елина Н.А.
10 января 2013г.
Введение
Задача современного образования состоит не только в передаче знаний учащимся, но и в том, чтобы научить детей применять полученные знания на практике, и таким образом способствовать развитию личности школьника. Для решения поставленной задачи необходимы новые, более эффективные методы образования, направленные на индивидуальное развитие личности. Среди современных образовательных технологий, на мой взгляд, метод проектов является одним из лучших способов развития таких личностных качеств, как:
А) творческая и познавательная активность,
Б) самостоятельность в информационном пространстве (добывать и применять знания)
В) умение самостоятельно мыслить, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
Г ) умение ставить задачи для разрешения конкретных проблем.
Д ) умение эффективно сотрудничать в группах и парах.
Возникновение метода проектов
Метод проектов возник в начале 20 века. Основателями его считаются американские ученые Дж.Дьюи и В.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. В 1931 году метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах профессора Евгении Семеновны Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Метод проектов привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно учащиеся приобретают опыт, знакомятся с алгоритмом проектной деятельности и включаются в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Проектная деятельность в изучении иностранного языка
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, в понятие которой входят:
- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
- социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
- языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
- учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
- компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
- повышению личной уверенности учащихся;
- развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
- развивает у учащихся исследовательские умения.
Профессор Е.С.Полат предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим признакам:
1) вид деятельности: исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Примерный план проведения проекта [Полат Е.С. Метод проектов] .
1.Подготовительный этап.
Выбор темы проекта, его типа, количества участников. Формулирование варианта проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя в виде наводящих вопросов, ситуаций, способствующие определению проблем; здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждение). Обсуждение основополагающих и учебных вопросов с учащимися. Формирование групп. Обсуждение плана работы в каждой из групп. Обсуждение возможных методов исследования, Создание критериев оценивания и ознакомление с ними учащихся. Проведение стартовой презентации учителя.
2.Основной этап.
Самостоятельная работа в группах. Поиск информации в разных источниках. Анализ информации и отбор материала для публикаций и презентации. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в кружках, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). Корректировка планов работы в группах. Индивидуальные консультации учащихся. Определение сроков выполнения работ учащимися.
3.Заключительный этап.
Демонстрация и защита работ. Выводы. Оценка качества выполнения проекта.
Анализ результатов выполнения проекта.
Рефлексия участников проекта.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже на начальном этапе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность на начальном этапе изучения готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в дальнейшем. Метод проектов изменяет и отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися, которые изучают язык уже не первый год. Однако, практика показывает, что и менее подготовленные ученики (2, 3 год обучения) могут достаточно успешно реализовывать проекты. Несомненно, роль учителя в работе с такими детьми велика. Учитель должен провести значительную предварительную работу, сообщив как минимум необходимые источники информации (веб-сайты, ссылки, учебные пособия), а также в ходе выполнения проекта контролировать и направлять учащихся при необходимости.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Применение метода проектов на практике
Следует отметить, проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Мы начинали выполнять первые проекты с учащимися 1-го года обучения (5 класс) на базе курса «Английский язык для российских школ» (авторы: О.В. Афанасьева, И.В.Михеева). Учащиеся оформляли так называемый «Альбом Британии». Этот проект долгосрочный, рассчитан на один год, но реализуются он при выполнении восьми краткосрочных проектных работ в соответствии с изучаемой учебной ситуацией. Первая проектная работа, называлась «Символы стран Соединенного Королевства». Учащиеся были поделены на 4 группы. Задача каждой группы состояла в подготовке презентации об одной из стран королевства. Участникам группы необходимо было озаглавить свою работу, указав название страны, указать столицу и название нации государства, нарисовать флаг страны и растение-символ. Предполагалось также устное выступление с пояснением, почему именно это растение является символом, почему таким является флаг. Предварительно учащимся была показана вводная презентация. А в работе с последующими классами, кроме вводной презентации, были представлены работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждались достоинства и недостатки работ, давались рекомендации по оформлению. Данный проект, как и все последующие, был рассчитан на одну неделю. Выполнялся на листах формата А2. Защита проекта проходила после контрольной работы в рамках обобщающего урока. На уроке еще раз прорабатывался материал страноведческого характера, что способствовало, прежде всего, развитию социокультурной компетенции. После выступлений была проведена викторина на усвоение пройденного материала. В конце урока были отмечены положительные стороны каждого проекта и давались рекомендации на будущее. Выслушивались мнения самих участников проекта (этап рефлексии). На этом проект “Альбом Британии” не заканчивался. Далее, в течение года наш «Альбом» был пополнен такими проектами как: «Королевы Великобритании», «Крупнейшие города стран Соединенного Королевства», «Достопримечательности Лондона: Биг Бен», «Футбольные команды Великобритании», «Дни недели», «Английский алфавит».
На втором этапе обучения учащиеся 6 класса продолжали работу над созданием «Альбома Британии». Большая часть проектных работ (как и на первом этапе) была ориентирована на сбор информации страноведческого характера, посвященной жизни Великобритании. Во всех проектных заданиях предусматривается знакомство учащихся с английскими пословицами и поговорками, а на их основе предлагается выполнить работу, тематически связанную с основной проблематикой той или иной учебной ситуации. Например, работая над учебной ситуацией №6 «I love food» , учащимся предлагалось следующее проектное задание: Одна из любимых английских поговорок звучит так: “ The proof of the pudding is in its eating” (Чтобы узнать каков пудинг, надо его отведать). Знаешь ли ты, что это за блюдо? Выясни, как и из чего его готовят, и напиши рецепт его приготовления в своем «Альбоме». Учащиеся 6-го класса, в частности, девочки, приняли активное участие в данном проекте, красочно оформив плакаты и предложив различные варианты рецептов. В этом году планируется проведение данной работы с учащимися 6г, в классов по усложненному сценарию. Пуддинг необходимо будет не только нарисовать, но и приготовить. Оценивать результат данной работы будет предложено мальчикам.
В рамках четвертой учебной ситуации “At home” и на основе английской пословицы “ My house is my castle” («Мой дом – моя крепость») учащимся предлагалось выяснить сколько «Официальных резиденций у Королевы Великобритании» и где они находятся. Учащиеся делились на четыре группы, прорабатывая следующие темы: Резиденции в Англии, Резиденции в Шотландии, Резиденции в Уэльсе, Резиденции в Северной Ирландии. Данный проект можно представлять как в форме привычных плакатов (А2), так и в форме презентаций MC PowerPoint. В проекте должна быть представлена информация о месте нахождения, об интерьере (приложить фотографии). Защита проекта предполагает не только презентацию, но и устное сопровождение. Тем самым отрабатывается изученный лексический и грамматический материал.
На третьем этапе обучения (7 класс) проектные работы для УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева носят личностно-ориентированный характер и нацелены на сбор информации страноведческого характера, посвященной жизни своей родной страны. Для реализации проекта учащимся необходимы не только языковые знания и адекватные средства выражения, но и знания фактов экстралингвистической реальности.
На данной ступени в 2011 году учащимся 7 б класса был предложен проект в рамках учебной ситуации №4 «Праздники.Фестивали.Традиции» на тему: «Особенности празднования Рождества в англоязычных странах»/ «What is special about Christmas in English-speaking countries: Great Britain, the USA, Australia, New Zealand?». Данный проект не был предусмотрен авторами курса и не совсем соответствовал идеям проектных работ данного курса. Инициативу проявили сами учащиеся, предложив провести данное исследование (см.Приложение №1).
Задачи проекта: обобщить знания по теме «Праздники. Tрадиции. Фестивали», обогатить словарный запас учащихся новой лексикой, расширить знания в области страноведения, закрепить навыки аудирования и говорения, повысить мотивацию и познавательную активность в изучении английского языка, и способствовать развитию умения самостоятельно действовать в информационном пространстве.
Учащиеся были поделены на 4 группы с назначением руководителя группы, который в свою очередь ставил задачи перед каждым членом группы и руководил процессом одновременно.
Стоит отметить как положительные стороны этого проекта, так и отрицательные. Те задачи, которые были поставлены в начале проекта, были в целом решены. Ребята узнали много новой информации о том, как празднуется Рождество в других странах, обогатили свой словарный запас. Каждая группа составляла список ключевых слов и выражений, необходимых для понимания текста. Делалось это для того, чтобы после защиты можно было провести небольшую викторину, тест и определить уровень понимания прослушанного текста. К оформлению проекта все группы подошли творчески, подготовив презентации в MC Power Point. Многие использовали музыкальное сопровождение. Проект был запланирован как среднепродолжительный (1 месяц). Однако, сроки реализации данного проекта пришлось сдвинуть. В итоге, работа над проектом продолжалась почти 2 месяца. На мой взгляд, это связано с тем, что на тот момент у учащихся еще недостаточно были сформированы навыки поиска и обработки информации. Учащиеся находили необходимые данные, но выделять главное в тексте, а также адаптировать информацию под свою возрастную группу затруднялись. Кроме того, ощущалась нехватка языковых знаний. В работе было использовано много новых лексических единиц, отработка которых занимала время. Были назначены дополнительные консультации для отработки произношения. После защиты проекта, ребята поделились своими ощущениями: « Да, было сложно, волнительно, но все же интересно».
На четвертой ступени обучения (8 класс) учащимся традиционно предлагается разработка проектных работ. Темы проектов указаны в рабочих тетрадях, в конце каждого раздела и соответствуют тематике той или иной учебной ситуации. В этом году учащиеся 8 б класса в рамках учебной ситуации №2 «English – a global language» проводили исследование под названием «Роль английского языка в современном обществе». Перед учащимися стояла непростая задача найти и представить информацию о том, как английский язык влияет на языки таких стран, как Франция, Германия, Россия, Китай и Япония. Фактически речь шла об английских заимствованиях в соответствующих языках. При этом учащимся необходимо было также представить вкратце информацию о странах и нациях, живущих в той или иной стране, а также сообщить данные о географическом положении. Данное исследование позволило углубить знания учащихся о некоторых странах Европы и Азии в рамках изучаемого материала. Данный проект был рассчитан на время изучения всего раздела №2 (17 уроков) в течение 5 недель. Защита проекта проходила после проведения Контрольной работы в качестве урока-обобщения знаний и урока-экскурсии по странам мира. Учащиеся приготовили свои работы в виде презентаций MC Power Point. Очень творчески подошли к оформлению своих работ. Следует отметить то, что каждая группа в своей презентации составила таблицу с английскими заимствованиями в том или ином языке, показав тем самым, что английский язык оказывает значительное влияние на языки этих стран. Основная цель исследования была достигнута.
Напомню, что проекты на начальном этапе изучения (5-6 класс) являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. Начальный этап работы с проектами вызвал необходимость разработки критериев оценки. Приведенная ниже таблица была разработана учителями английского языка и была взята мною на основу для оценивания работ учащихся.
Критерии оценки проекта (5-6 класс)
№ п\п | Критерии оценки | Баллы |
1. | Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
|
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
|
|
3. | Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
|
|
| Итого: 12-14 баллов – “5” Итоговая отметка: |
|
В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 7-8 классов чаще всего используют мультимедийные презентации. Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.
Критерии оценки мультимедийных проектов (7-8 класс)
№ п\п | Критерии оценки | Баллы |
1. | Критерии оценки презентации (5 баллов):
|
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
|
|
3. | Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
|
|
| Итого: 13-15 баллов – “5” 10-12 баллов – “4” 7-9 баллов – “3” Итоговая отметка: |
|
Кроме отметок и оценки товарищей, можно вводить специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап изучения английского языка.
Заключение
Следует заметить, что ребята, участвующие в проектах, очень гордятся своими работами и действительно в большинстве своем проявляют активность и значительную самостоятельность в поиске информации, ее обработке и представлении. Не все получается так, как хотелось бы. Однако радует то, что дети порой сами выступают с инициативой провести то или иное исследование, что свидетельствует о ярко выраженной познавательной активности. Они хотят учиться, и, в конечном счете, я уверена, проектные работы будут проводиться исключительно с положительным результатом, который будет выражаться в развитом активном самостоятельном мышлении, в способности не просто запоминать и воспроизводить знания, а еще и применять их на практике. Важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать.
Список используемой литературы
- Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: 1-й год обучения, 5 класс: книга для учителя – изд. Дрофа, 2009г.
- Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: 2-й год обучения, 6 класс: книга для учителя – изд. Дрофа, 2009г.
- Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: 3-й год обучения, 7 класс: книга для учителя – изд. Дрофа, 2009.
- Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык: 4-й год обучения, 8 класс: книга для учителя – изд. Дрофа, 2012.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные языки в школе.-2000.-№2,3-С.17-19,23-24.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. , Петров А.Е.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /; под ред. Полат Е.С. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. – М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная разработка "Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся"
Пояснительная записка, паспорт, публикации по теме проекта. Методические рекомендации по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку в основной школе....
Метод проектов на уроках английского языка как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
В данной статье двются рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка на разных ступенях обучения....
Активный метод ИКТ проектов на уроках английского языка, как способ формирования УУД в рамках ФГОС
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, необходимо развитие универсальных учебных действий,...
Активный метод ИКТ проектов на уроках английского языка, как способ формирования УУД в рамках ФГОС
В статье представлен активный метод ИКТ проектов на уроках английского языка в начальной школе....
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся».
Презентация по теме «Метод проектов на уроках английского языка как способ развития творческой активности учащихся»....
«Активный метод ИКТ проектов на уроках английского языка, как способ формирования УУД в рамках ФГОС»
Данная статья будет полезна учителям английского языка при подготовке различных проектов с учащимися....