Собственная концепция обучения предмета - математика
статья на тему

Данный материал представляет собой эссе по собственной концепции обучения предмета. В нем рассмотрены актуальные проблемы при изучении математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать всестороннему развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Это личностно-ориентированное образование.

При постановке и формулировании целей  руководствуюсь учебными программами, в которых обозначены знания и умения, необходимые для усвоения учащимися материала, концепциями современного образования (в настоящее время - ФГОС при составлении плана уроков) и своей школы, которые ставят главной задачей развитие личности ученика.

В своей работе придерживаюсь методики известных психологов М.В. Зверевой и Л.В. Занкова, которые советуют планировать в целях обучения создание новых для ребенка, не встречавшихся ранее ситуаций. В этих ситуациях необходимо создавать для учащихся условия, в которых бы они обнаруживали новые, заведомо не изучавшиеся знания, решали бы новые незнакомые им задачи, обнаруживали бы способы деятельности, которым их не обучали.

Считаю, что цели обучения необходимо конкретизировать как минимум по трем уровням: 1) уровень усвоения знаний; 2) уровень овладения способами деятельности и применения по образцу; 3) уровень проявления и применения способностей в новой, неизвестной ситуации. Выбор уровня целей обучения связываю, прежде всего, с трудностями усвоения учебного материала школьниками. Простых элементов знания, с которыми учащихся достаточно просто познакомить, очень мало — в основном это знания более трудные, требующие для своего усвоения применения в различных ситуациях. Поэтому не всегда на одном уроке оказывается возможным организовать усвоение материала до необходимого уровня. Так бывает, что учебный материал либо очень сложен, либо уровень подготовленности учащихся недостаточен. В этом случае выстраиваю работу таким образом: на первом уроке по данной теме учащиеся просто воспринимают, знакомятся с изучаемым явлением,  на следующем уроке цель видоизменяю, добиваюсь усвоения изучаемого вопроса на уровне применения знаний по образцу. Далее цель следующего урока - ориентация  деятельности учащихся на более высокий уровень развития.

Конечно, такая постановка целей во многом зависит от  особенностей класса и индивидуально каждого учащегося. В этом случае цели конкретизирую, учитывая уровень класса. Конкретизация целей обучения необходима и возможна. Прежде всего, учитываю требования учебной программы и стандарта образования, а также содержание и объем знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся на данном уроке. Кроме того, стараюсь учесть наличный уровень знаний и умений учащихся, их отношение к учению, мотивы учения.  К сожалению, цели обучения конкретного урока сопоставлены с объективными возможностями учебного предмета, обеспеченностью педагогического процесса и наличным уровнем развития мотивации учащихся и их обученности. Замечу также, что не обязательно ставить цели обучения на каждом уроке разные: возможно достижение какой-то одной цели в течение нескольких уроков.

Постановка конкретных целей необходима как при планировании отдельного урока, так и на более длительные промежутки времени. При выборе целей учитываю особенности развития психических качеств учащихся каждого класса. Вполне возможно, что при изучении одного и того же учебного материала в разных классах могут быть поставлены разные цели развития.

Хотелось бы отметить, что при выборе и достижении целей необходимо учитывать следующие требования:

• формулировки целей должны быть конкретными и реальными;

• цели должны быть реально достижимыми при данных условиях;

• необходимо учитывать и то, что выбор целей должен быть своевременным (для этого важно знать особенности развития сфер школьника, его личностных качеств в определенные возрастные периоды);

• полезно принять во внимание и тот факт, что человек одновременно не может стремиться к двум целям, как не может одновременно идти по разным направлениям. Педагогические воздействия носят целостный характер: невозможно сначала обучать, потом развивать, далее воспитывать. Точно так же индивидуальность и личность школьника не формируются по частям, так как они целостны. Поэтому формирую комплексную цель, предполагающую достижение в единстве целей обучения, воспитания и развития. Отсюда следует очень важное требование к постановке этих целей — все они должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.

В процессе работы сталкиваюсь с множеством проблем. Их  достаточно, но я хочу поговорить лишь о некоторых из них.

Одна из них – достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий. «Все течет, все изменяется…» и хочется нам или нет, приходится вырабатывать новые решения проблемы ее преподавания. Особенно сложным и неоднозначным является вопрос о содержании курса математики. Может быть, стоит подумать, как модернизировать его содержание, как познакомить молодежь с концептуальными понятиями и фактами, которые являются бесценными достижениями человеческого разума и имеют большое общекультурное и жизненное значение?

Является обоснованным мнение, что объем и требования школьной математики сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности «среднего ученика».

Если сохранять объективность, то можно безболезненно сократить обязательный материал, четко определить самый необходимый, с общеобразовательной и житейской точек зрения, базовый объем знаний, который и должен быть добротно усвоен. Кроме того, стоит уменьшить число искусственных задач, а при изложении материала стараться обязательно и обстоятельно демонстрировать его практическую применимость в конкретных ситуациях.

Широкое обсуждение новых программ позволило изъять из них тот материал, который вызвал наибольшие трудности у учащихся. Однако следует учесть, что неумеренное стремление разгружать программы  может привести к противоречию с требованием нашего общества сохранить высокий уровень содержания образования. Опыт работы лучших учителей, широкая экспериментальная проверка программ и учебников, исследования ученых-педагогов подсказали ещё один путь нормализации  нагрузки обучающихся: это достигается, когда в программе четко определено самое существенное.

Стоит отметить, что наряду с общеобразовательными, стандартными программами в математике стали появляться ещё и авторские творения. Считается, что виною резкого падения интереса учащихся к математике, и как следствие этого, снижение качества обучения, является единая программа обучения для всех учащихся. Была дана установка на широкую дифференциацию обучения (уровневую и профильную), осуществление которой должно повысить качество знаний школьников в единстве с их развитием и воспитанием. Вместе с тем учитель получил право выбора программы, по которой будет осуществляться преподавание. Вот почему в настоящее время большинство учителей переходит на преподавание математики по адаптированным программам на основе государственных стандартов. Хорошая программа развивает самого учителя. Конечно, на одну только учебную программу ориентироваться нельзя, но и не нужно зацикливаться на перекраивании всей программы. Хорошая программа – эта та, которая сочетает в себе учебную базовую программу и творческое восприятие программы самим учителем. Такая программа играет в совершенствовании педагогического мастерства учителя существенное значение. И, на мой взгляд, в работе необходимо использовать такие программы. На своих уроках я вношу много авторских идей в стандартную программу. И каждый год стараюсь внести коррективы в рабочую программу.

Вторая проблема, которая меня волнует на данный момент – это роль информатизации в образовании.

В последнее время в России уделяется большое внимание развитию информационных технологий в различных областях, в том числе в образовании.

Для достижения цели качества обучения могут помочь современные информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.

Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с учителем и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы учащихся.

Считаю, что применение компьютера для обучения – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы. На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Однако не все так безоблачно, ведь материально-техническая база далеко запаздывает за современным образованием.

 Роль практических и лабораторных работ в средней школе является наиболее оптимальным способом изучения структуры и динамики уровневой активизации познавательной деятельности школьников на уроках математики.

Дети часто при изучении нового задаются вопросом: а для чего необходимо изучать тот или иной материал? И лучшим ответом будет проведение практических и лабораторных работ, где они сами почувствуют острую необходимость в изучении конкретного материала. Структура целостной программы эксперимента должна ориентировать не на запоминание, а на понимание принципиальных вопросов изучаемого предмета.

Выполняя работы практического характера, школьники восполняют или, по крайней мере, делают попытки восполнить некоторые проблемы в изучении логики эволюции понятийного аппарата математики, в оценке преемственности ключевых структур понятийного аппарата математики.

Очень рада, что мне посчастливилось работать с одаренными детьми. Одаренным и хорошо ориентированным (положительно мотивированным) школьникам стандартное образование по существу не нужно. Им необходима среда общения соответствующего уровня, в которой они сами найдут своих наставников и получат необходимые знания. Это некоторая «критическая масса» коллективного интеллекта, создаваемого сообществом учителей, а также соответствующая ей творческая атмосфера постоянного поиска.                                                                                 

Внеклассная работа, подготовка к олимпиадам дает очень хороший толчок к саморазвитию учащихся, в том числе и учителю. При изучении математики учащиеся должны обладать разными видами умозаключений разной степени сложности в данном возрасте. Это дает возможность заняться саморазвитием. Учитель дает базовые знания всем. А занятием саморазвития в математической науке должен управлять ученик, и этот труд должен быть индивидуален. В каждой теме школьного курса можно выделить главное и обязательное, а так же и материал менее главный для саморазвития как ученика, так и учителя. Решающую роль в этом играет продуманная и составленная система упражнений, на которую в процессе обучения математике можно наложить разные функции. Таким образом, на уроке должно происходить органическое соединение: сообщение информации учителем с вопросами, приводящими к постановке проблемы, и с вопросами, контролирующими усвоение изучаемого материала. Учитель обучает учащихся составлять план работы над изучаемой темой, выделять новые, неизвестные факты, встретившиеся в данном материале, а также факты из ранее изученного, на которые данный материал опирается. Работу по формированию успешного саморазвития личности учащегося учитель должен отслеживать на каждом отдельном этапе изучения материала. И только на заключительном этапе обучения в средней школе можно подвести итог: сформирован ли у ваших учащихся высокий уровень саморазвития!? Умеют ли они чувствовать необходимость в этом развитии и необходимо ли им это?

Считаю, что такой вариант изучения математики в средней школе наиболее оптимален для развития личности не только среднего учащегося, но и одаренного. К сожалению, на практике есть трудности: недостаточное количество часов, отсутствие мотивации учащихся, материально-техническая оснащенность кабинета математики. Надеюсь, что новые стандарты (ФГОС) обеспечат более высокий уровень преподавания точных наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание собственной концепции обучения предмета математики

Моя работа направлена на  разработку новых приёмов и методов учебного процесса на основе использования ИКТ....

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету химии

В работе  выразили мнение по следующим вопросам:цели обучения;роль практических и лабораторных работ;значение олимпиад, кружков, летних школ и элективных курсов;целесообразность изучения в школе ...

Формирование у учащихся интереса к предмету математики - путь к достижению ими высоких результатов в обучении. Из опыта работы.

В этой статье я обобщила свой опыт работы над темой "Формирование у учащихся интереса к предмету на уроках математики", описала формы, методы и приемы, которые  использую с разными возрастными гр...

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика.

эссе с описанием собственной концепции обучения предмету математика...

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции организации проектной деятельности учащихся.

«Использование внешних ресурсов в процессе  организации проектной деятельности учащихся»....

Эссе "Концепция обучения математике в школе"

Описаны основные методы и приемы работы на уроках математики в школе...

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету биологии

laquo;Современный  урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только координирует их работу. Жан Жак  Руссо...