Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
статья на тему
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskih_navykov_uchashchihsya_na_urokah_geografii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии.сл1
Как строить урок , чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету?(сл2)
С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Ученик не может стать высококлассным исследователем без прикладного исследования, также как летчик не может стать высококлассным пилотом без реальных полетов в небе. Когда, в каком возрасте надо обучать исследовательским навыкам? Ответ на этот вопрос прост: чем раньше, тем лучше. Следом возникает другой вопрос: как организовать исследовательскую деятельность, чтобы ее результаты были практически значимыми.сл3
Основы исследовательского обучения представлены в трудах таких специалистов, как Н.Г. Алексеев, М.В. Кларин, Р.И. Кузьмин, А.С. Обухов А.Н. Подьяков А.И. Савенков, И.П. Павлов.
В настоящее время педагоги многих стран осознали необходимость реформирования национальных систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Как показывает опыт, наиболее эффективно решить эту задачу можно, используя методы обучения, позволяющие моделировать поведение учащихся в конкретной ситуации. Лучше всего для этого подходит применение исследовательского метода [сл4]
На уроках географии, считаю, что необходимо применять активные методы обучения, в том числе исследовательский, который формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов. Назначение исследовательского метода – приобщение учащихся к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала.
Сл5
Стандарты второго поколения определяют что, в возрасте от 11 до 14 – 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий,сл6 обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, классификация, наблюдение, умения и навыки проводить эксперимент, умения делать выводы и заключения. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.[1, с.4]
Применение исследовательского метода:сл
-деятельность учителя заключается в подборе заданий, в управлении деятельностью учащихся;
-деятельность учащихся – самостоятельный поиск новых знаний.
Возможность применения:
1) наличие базовых знаний.
2) знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития учащихся.
3) объем новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить нежелательно.
4) у учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5) учащиеся должны владеть методами научного познания.
Достоинства:
-развитие мышления,
-развитие творческих способностей,
- развитие коммуникативных навыков (при групповой работе),
- обеспечивает овладение методом научного познания в процессе поиска,
- формирует черты творческой деятельности,
- дает полноценные , осознанные знания.
Недостатки: требуется много времени на получение результата.
В проекте стандартов второго поколения дается общее число учебных часов за четыре года обучения-238, из них 34 ч.( 1ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч(2ч в неделю) в 7,8, 9 классах.сл
Таким образом, возникает противоречие между применением исследовательского метода как основы развития творческих способностей у учащихся и сокращением учебных часов по параллелям.
Исследовательская деятельность учащихся невозможна без эксперимента. Эксперимент – это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Например, при изучении темы: « Реки» в 6 классе можно изготовить макет «Реки»: деревянная рейка длиной 1 метр с углубление посередине. Верхняя часть макета приподнимается на подставке, нижняя опускается в поддон. Вопрос: «Сделайте предположение, почему у одной реки течение медленное, спокойное, а у другой быстрое, стремительное?» Для того, чтобы убедиться в наших предположениях, проведем эксперимент. Кладем кусочек пенопласта на верхнюю часть макета и льем воду. С помощью секундомера определяем скорость течения «реки». Она равна 1 метру в секунду. Верхнюю часть макета опустили на уровне нижней части и эксперимент повторили. Скорость течения воды 2 метра в секунду. Сделали вывод: течение быстрее, где уклон реки больше, т.е. на горных реках. Течение реки медленное на равнинных реках, так как уклона у реки нет. Результаты эксперимента ученики должны оформить по схеме: название эксперимента, оборудование, цель исследования, ход работы, рисунок, результаты исследования. В результате формирую такие навыки учащихся: выдвижение гипотезы, наблюдение, умение проводить эксперимент, умение делать вывод.
В 8 классе при изучении темы: «Реки» проводим экскурсию на реку Сюверня. Цель: «Формирование практических навыков использования знаний и умений». На реке проводим гидрологические измерения, для которых необходимы приборы: термометр (прибор для измерения температуры воды), кусочек пенопласта (для измерения скорости течения реки), рулетка, верёвка, белая крышка от кастрюли (диск Секки). Вопрос: «Можно измерить ширину реки, стоя на одном берегу?» Для определения ширины методом подобия треугольников потребуются четыре сухие ветки. Выбрать дерево у воды на противоположном берегу реки (точка А). Воткнуть ветку точно напротив дерева на своем берегу (точка В). Отойти на 40 шагов влево от линии АВ и воткнуть вторую ветку (точка С). Пройти в том же направлении еще 20 шагов и воткнуть третью ветку (точка D). Отойти, считая шаги, в противоположном от реки направлении так, чтобы оказаться на одной прямой с точками А иС и воткнуть четвертую ветку (точка Е). Расстояние DE будет равно половине ширины реки. Умножив DE на два, получим ширину реки в шагах. Вывод.
Вопрос: «Как можно измерить глубину реки? Что необходимо иметь, чтобы измерить глубину реки?» Для измерения глубины используем веревку с метками, единичный отрезок которых равен 1 см. На конце веревки привязан камень. Вывод.
Вопрос: «Как вы думаете, будет меняться температура воды на дне реки, у поверхности, у берега, посередине?» Для изменения температуры реки использовался обычный термометр. Вывод.
Предположите, можно измерить прозрачность воды в реке? Абсолютно прозрачной воды не существует. Способность пропускать свет зависит в большей степени от содержания того или много количества взвешенного вещества – или мертвого в виде ила, или живого в виде планктона. Нужно найти белый диск (для этого может быть использована крышка от кастрюли) диаметром около 30 см, прикрепить его к размеченной через 5 – 10 см веревке. Замер производится следующим образом: необходимо встать с теневой стороны
) и погрузить диск (называется такой инструмент диском Секки) до исчезновения. Затем, дав отдохнуть глазам 1 – 2 минуты, его поднимают. Показателем прозрачности считается среднее арифметическое двух глубин – исчезновение и появление диска. Вывод.
Как произвести измерения скорости течения воды? Необходимо узнать время, за которое какой-либо плавающий предмет преодолевает определенное расстояние. Для этого вниз по течению пускается поплавок (пенопластовая пластина, ветка и т.п.), а предварительно замеряется расстояние от одной точки до другой (примерно 10 – 20 метров). Отдельно выяснить скорость течения в середине реки и у берегов.[2.c65]
Итак, простейшие, но необходимые физические показатели состояния воды нами изучены. Результаты экскурсии учащиеся оформляют по схеме: название экскурсии, цель, задачи, название экспериментов, оборудование, ход работы, рисунки, таблицы, результаты исследования, вывод. При выполнении этой работы развиваю такие навыки учащихся: наблюденре, умения проводить эксперимент, умения делать выводы и заключения.
В 9 классе при изучении темы «Электроэнергетика» решается проблема: Западно-Сибирская равнина богата реками, но на реках равнины не построено, ни одной гидроэлектростанции. Ваши предположения по этому факту. Проведем эксперимент.
Для этого необходим: макет реки горной и равнинной, электростанция (на спице крепим барабан с лопастями), чашка Петри, стакан. На горной реке построили электростанцию. Она заняла площадь: ширина – 3см., длина-7см., глубина – 3см. Необходимо высчитать объем. Этот объем воды будет образовывать искусственное озеро. Воду выливаем в чашку Петри и в стакан. Где больше вода занимает площадь? В чашке Петри. Вывод. Так происходит в природе. На равнинных реках исскуственные водохранилища занимают большую площадь. При выполнении данной работы формирую у учащихся такие учебные действия: как умение увидеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, сравнивать, делать выводы, защищать свои идей.
Таким образом, считаю, что развивать у учащихся навыки исследования по географии целесообразно начинать с начала изучения дисциплины. Это позволяет формировать у учащихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. Систематическая работа позволяет развивать в учениках такие приемы умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение и обобщение, умение прогнозировать и моделировать.
Литература:
- Кондакова, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. // М.: «Просвещение». - 2009.
- Крылов, А.В. О гидрологических работах. // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 2.
- Стадник, А.Г. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии. // Волгоград Издательство «Учитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Развитие исследовательских навыков учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формирование...
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...
Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии
Информация об опытеУсловия возникновения опыта. Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...