Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
статья на тему
В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
г. Невинномысска Ставропольского края
Выступление на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
Учитель химии Александрова Т.Г.
"Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"
учитель химии МБОУ СОШ № 16 Александрова Татьяна Георгиевна
21 - 23 февраля 2015 года я прошла обучение на авторском семинаре Ю.С Мануйлова: "Современный урок как среда формирования универсальных учебных действий", который проходил в г. Москва.
Хочу поделиться тем, что понравилось мне на этом семинаре и что я начала использовать в своей работе.
В содержании образования за последнее десятилетие произошла смена акцента требований с предметных знаний, умений и навыков на формирование универсальных учебных действий.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, разработанного в идеологии новых ФГОС, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы, чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования. Педагогу надлежит формировать универсальные учебные действия, которые в ФГОС отождествляются с умениями и способами.
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Как известно, хороший урок требует от учителя культуры, опыта, мастерства, человеческих качеств. Но их источником все же следует считать мировоззренческие установки, складывавшиеся у педагога под влиянием того или иного образа жизни, тех или иных философско-педагогических концепций. То есть концептуально урок предстает в виде временной среды пребывания ребенка.
Урок является ведущей частью всего комплекса обучения, то есть средой, в которой пребывают определенное время учитель и ученик. Задача учителя – сделать эту среду наиболее приемлемой для ученика и самого себя.
Цели урока необходимо формулировать на уровне желаемых достижений, во взаимозависимых и понятных каждому ребенку и родителю терминах «иметь» и «уметь». Это важно практически. Чтобы нечто иметь, прежде нужно что-то уметь и наоборот. Такая трактовка существенно расширяет возможности целеполагания. Существенно и то, как разводятся понятия цели и задач. Процессы не могут быть целями, в виду их незавершенности.
Воспитывать, формировать, развивать и т.д. - это задачи, которые выполняет учитель, уровень их достижения невозможно отследить в рамках отдельного урока. Например, как учитель оценит на сколько он сформировал у учащихся умение работать в группе или на каком уровне у ребенка воспитана любовь к природе. Теперь же формулируя цель в формате "иметь - уметь" учитель имеет реальную возможность проследить уровень достижения этой цели каждым ребёнком на этапе рефлексии.
Как указывает Ю.С.Мануйлов, «Урок в концепции средового подхода – это урок без пространственных границ, строгих целей и программ, жестких графиков, этапов, без непосредственной власти возвышающегося над учениками учителя, без «театра одного актера», контроля и результата «здесь и сейчас». Это урок применения новой управленческой теории и технологии, базирующейся на знании закономерностей развития и формирования личности учащегося, среды его обитания, образа жизни и правил построения и осуществления действий, направленных на получение педагогического результата.
Ещё одно требование ФГОС второго поколения наличие технологической карты. Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов. Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. И эта карта действительно нужна. Возможно, сначала создание технологической карты будет забирать у педагога гораздо больше времени, чем написание традиционного конспекта урока. Но когда придет осознание для чего это делается, время значительно сократится, а технологическая карта станет незаменимым помощником. В частности при самоанализе урока учитель зачастую просто пересказывает все, что происходило на уроке и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения, не говоря уже о том, какие универсальные учебные действия формировались на различных этапах урока. В традиционном плане описывается в основном содержательная часть урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
А теперь разберём на конкретном примере формирование УУД на уроке открытия новых знаний по теме: "Соли, строение, названия". (Технологическая карта фрагмента урока прилагается.)
Цели определены в формате "иметь - уметь". Иметь - представление о новом классе неорганических соединений; навыки работы в группе. Уметь - составлять формулы солей, давать им названия, оценивать работу по шаблону. Далее согласно поставленным целям были определены способы и средства их достижения, а также обозначены действия учителя на каждом этапе урока.
Согласно теории средового подхода в обучении слова, начинающиеся на "со" означают способы, т.е. то, что будут делать учащиеся для достижения цели, а слова, начинающиеся с буквы "о" означают действия учителя.
Таким образом на уроке формировались следующие УУД:
Способы | УУД |
Сопоставление | Познавательные (структурирование знаний) |
Сосредоточение на объекте познания | Регулятивные (целеполагание) |
Сосредоточение | Познавательные (выделение главного) |
Созерцание | Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) |
Сотрудничество | Коммуникативные (работа в команде) |
Совершенствование | Познавательные (применение информации) |
Сохранение | Познавательные (структурирование информации) |
Сопоставление | Регулятивные (сличение способа действий и результата с заданным эталоном) |
Достижение поставленных целей легко проследить, предложив учащимся выполнить задние: Из перечня веществ выбрать формулы солей и дать им названия. Если учащийся правильно выбирает формулы, то он имеет представление о классе "соли", а если правильно называет формулу соли, то умеет давать названия.
При самоанализе такой подход к подготовке урока даёт возможность чётко обозначить какие формы и методы работы были использованы на уроке и какие универсальные учебные действия при этом формировались у учащихся.
Таким образом использование элементов средового подхода в обучении даёт возможность познакомиться с системой проектирования и формирования универсальных учебных действий в практике конструирования, анализа и проведение урока.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УУД Универсальные учебные действия Знания Умения Навыки
Универсальные учебные действия в более узком значении в широком значении умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
умения ФГОС способы Универсальные учебные действия УУД
Универсальные учебные действия УУД умение строить высказывание формулировка проблемы рефлексия деятельности структурирование знаний поиск информации смысловое чтение моделирование постановка вопросов разрешение конфликтов умение выражать свои мысли управление поведением партнера планирование учебного сотрудничества целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция самоопределение смыслообразование нравственно эстетическое оценивание оценка Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные Виды универсальных учебных действий
Урок – это среда, в которой пребывают определённое время учитель и ученик
Целеполагание «Вниз по лестнице, ведущей вверх» Иметь Чтобы нечто иметь , прежде нужно что-то уметь и наоборот. Уметь Иметь Уметь
Задачи Воспитывать Формировать Развивать
Урок в концепции средового подхода Ю.С. Мануйлов формирование личности развитие личности образ жизни среда обитания действия правила результат учащийся теория и технология Урок
Технологическая карта современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов
Загадка Отдельно я не так вкусна, Но в пище каждому нужна
Тема: «Соли, их состав и названия»
Состав солей NaCl Na 2 S NaNO 3 Na 3 PO 4 1.Соли –это сложные или простые вещества? 2.Проанализируйте состав солей. 3.Сформулируйте определение данного класса соединений.
Что такое соли? Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и ионов кислотного остатка. Соли образуются при замещении атомов водорода в кислоте на ионы металлов. Например: HCl Na Cl HNO 3 NaNO 3 H 2 S Na 2 S H 2 SO 4 Na 2 SO 4
Алгоритм составления формулы соли бескислородной кислоты Первое действие: записываем степени окисления элементов, находим наименьшее общее кратное Al 3+ S 2- Второе действие: находим индекс алюминия 6 : 3 = 2 Третье действие: находим индекс серы +3 2 - 6 : 2 = 3 Al 2 S 3 6
Алгоритм составления формулы соли кислородсодержащей кислоты Первое действие: находим наименьшее общее кратное 6 Второе действие: находим Ca 2+ (PO 4 ) 3- индекс кальция 6 : 2 = 3 Третье действие: находим индекс кислотного остатка 2 + 3 - 6 : 3 = 2 Ca 3 (PO 4 ) 2
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа +2 - 3 +3 - 2 +2 - + - 2 М g PO 4 Al SO 4 Cu NO 3 K CO 3 Mg 3 (PO 4 ) 2 Al 2 (SO 4 ) 3 Cu(NO 3 ) 2 K 2 CO 3 Составьте формулу соли
Названия солей бескислородных кислот Составление названия солей, образованных от бескислородных кислот: называем электроотрицательную часть соединения – неметалл , его латинское название с суффиксом – ид (в именительном падеже); называем электроположительную часть – металл (в родительном падеже). NaCl – хлор ид натрия Al 2 S 3 – сульф ид алюминия FeBr 2 – бром ид железа ( II ) FeBr 3 – бром ид железа ( III )
Названия солей кислородсодержащих кислот Составление названия солей, образованных от кислородсодержащих кислот: называем электроотрицательную часть соединения – ион кислотного остатка (в именительном падеже); ион кислотного остатка- латинское название с суффиксами: -ат для высшей степени окисления; -ит для низшей степени окисления.; называем электроположительную часть – металл (в родительном падеже). Na 2 SO 4 – сульф ат натрия Na 2 SO 3 - сульф ит натрия Fe (NO 2 ) 2 – нитр ит железа ( II ) Fe (NO 3 ) 3 – нитр ат железа ( III )
Номенклатура солей F – Cl – Br – I – S 2- SO 3 2- SO 4 2- CO 3 2- SiO 3 2- NO 3 – NO 2 – PO 4 3- PO 3 – ClO 4 – Na F Фтор ид натрия Na Cl Хлор ид натрия Na Br Бром ид натрия Na I Иод ид натрия Na 2 S Сульф ид натрия Na 2 SO 3 Сульф ит натрия Na 2 SO 4 Сульф ат натрия Na 2 CO 3 Карбон ат натрия Na 2 SiO 3 Силик ат натрия Na NO 3 Нитр ат натрия Na NO 2 Нитр ит натрия Na 3 PO 4 Орто фосф ат натрия Na PO 3 Мета фосф ат натрия NaClO 4 Хлор ат натрия
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Mg 3 (PO 4 ) 2 Al 2 (SO 4 ) 3 Cu(NO 3 ) 2 K 2 CO 3 ортофосфат сульфат нитрат карбонат магния алюминия меди калия Дайте название соли
Способы УУД Сопоставление Познавательные (структурирование знаний) Сосредоточение Регулятивные (целеполагание) Сосредоточение Познавательные (выделение главного) Созерцание Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) Сотрудничество Коммуникативные (работа в команде) Совершенствование Познавательные (применение информации) Сохранение Познавательные (структурирование информации) Сопоставление Регулятивные (сличение способа действий и результата с заданным эталоном)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Тема: "Соли, строение, названия"
Тип урока: открытия новых знаний
Цель: - Иметь представление о новом классе неорганических соединений, навыки работы в группе.
- Уметь составлять формулы солей, давать им названия, оценивать работу по образцу.
Цель/результат | Способы | Средства | Управленческие действия | |
Трофика | Стихии | |||
Сосредоточение | Загадка про соли | Интереса | Обращение | |
Уметь различать классы неорганических соединений | Сопоставление | Набор карточек с формулами основных классов неорганических соединений (сопоставить формулы соединений и их класс) | Поиска | Озадачивание |
Уметь выделять и формулировать цель | Сосредоточение | Неиспользованные карточки (новый класс соединений) | Интереса | Озадачивание |
Уметь выделять главное | Сосредоточение | Определение класса соли (формулировка понятия) | Направленного внимания | Опрашивание |
Уметь составлять формулы солей | Созерцание | Алгоритм составления формул солей | Направленного внимания | Объяснение |
Сотрудничество | Работа в группах (составление формул солей с различными степенями окисления металлов и кислотных остатков) | Коллективного поиска | Объединение учащихся в группы Озадачивание | |
Уметь давать названия солям | Созерцание | Таблица названий кислотных остатков | Направленного внимания | Объяснение |
Сотрудничество | Работа в группах (дать название составленным формулам) | Коллективного поиска | Озадачивание, опрашивание | |
Уметь выполнять действия по алгоритму | Совершенствование Сохранение | Самостоятельная работа по составлению и названию формул солей | Практического применения | Отрабатывание Обобщение |
Уметь корректировать свои действия, отталкиваясь от обстоятельств и результата | Сопоставление | Взаимопроверка по эталону | Доброжелательности | Оценивание Обговаривание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
Проектная работа по формированию УУД на уроках химии...
Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".
Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием
Задачи по химии с медицинским содержанием...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта...
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС
Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...