Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnyh_uchebnyh_deystvy_na_urokah_himii.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Химия»
УУД | Средства формирования УУД | Типы заданий |
Личностные | Использование в курсе специальных обучающих программ, имеющих дидактическую нагрузку, связанную с материалом учебника Система заданий, иллюстрирующих место химии как науки в современном обществе | Задания, позволяющие: -воспитать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за российскую науку -обратиться к истории науки -воспитать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки - уметь управлятьсвоей познавательной деятельностью -развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, связь химии с литературой и искусством -воспитать уважение к достижениям химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) -формировать основы экологической культуры, ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание необходимости грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях -осознавать необходимость грамотного обращения с веществами в повседневной жизни, правильного поведения в экстремальных ситуациях |
Регулятивные | Лабораторные работы Экспериментальные задачи Практические работы Расчетные задачи | Задания, позволяющие: -формировать умения планирования своей деятельности -находить алгоритм решения, выдвигать гипотезы -оформлять, проверять и оценивать конечный результат, корректировать - самостоятельно работать с информацией для выполнения конкретного задания |
Познавательные | Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию из различных источников; система заданий на составление знаково-символических моделей, структурно-опорных схем | Задания, позволяющие: -проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения явлений - производить выбор наиболее эффективных способов решения задач -осуществлять структурирование знаний Залогом успешного результативного образования является навык смыслового чтения. Задания, формирующие навык смыслового чтения через: -прием составления сводной таблицы -прием озаглавливания текста - прием составления граф-схем - интерпретацию информации |
Коммуникативные | Комплекс практических работ Проекты Уроки- конференции Дидактические игры Система заданий на развитие устной научной речи Система заданий на развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие | Задания, выполняемые группами учащихся, рабочими парами, и позволяющие: -составить рассказ - дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме |
Как формировать УУД в рамках конкретной предметной дисциплины? Данной проблеме посвящена моя работа. В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: идея развивающего обучения, идея практико-ориентированного подхода, идея использования новых информационных технологий. Формирование УУД на уроках химии продемонстрирую при использование ИКТ, при проектно- исследовательской деятельности обучающихся, при использовании нестандартных уроков и заданий, при организации самостоятельной работы учащихся, при работе с текстом и др.)
В качестве примера представлю конспект одного из моих уроков химии:
Тема: Реакции ионного обмена. Ионные уравнения.
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов | |
ПРЕДМЕТНЫЕ | Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты» «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций» Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения | Усвоение понятий освоение алгоритма написания реакций ионного обмена действия по образцу | |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Регулятивные УУД | Преобразуют практическую задачу в познавательную Планируют собственную деятельность Осуществляют контроль и оценку своих действий | |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку | ||
Коммуникативные УУД | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы Мотивация на решение проблемы | устойчивый познавательный интерес |
Базовыми образовательными технологиями при обучении химии являются:
- технология проблемно-диалогического обучения
- ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Проектная и исследовательская деятельность
- Информационные и коммуникативные технологии
- Разрешение коллизии
Так, технология проблемно-диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. С помощью проблемного диалога формируются весь комплекс УУД:
- регулятивные – умение решать проблемы;
- коммуникативные – вести диалог;
- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы
- личностные – нравственная оценки ситуации, проблема выбора
Исследовательская деятельность обучающихся также играет большую роль в формировании УУД:
В регулятивных – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
В познавательных - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его;
В коммуникативных - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;
В личностных - различать виды ответственности внутри своей и коллективной работы.
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное наблюдение и фиксация результатов.
Заключение
К сожалению, в настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е. не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован традиционно. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись.
Следовательно, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать возможности современного образовательного пространства для развития личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии»
Проектная работа по формированию УУД на уроках химии...
Доклад на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии".
Об обеспечении развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии
В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием
Задачи по химии с медицинским содержанием...
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"...
Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС
Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...