Дополнительная образовательная программа "Актерский кружок "Творчество"
рабочая программа на тему
Рабочая программа дополнительной образовательной программы " актерского кружка Творчество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа актерского кружка "Творчество" | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок актерского мастерства «Творчество»
Цель: приобщение учащихся к театральному искусству, обогащение духовных потребностей ребенка, развитие его творческой активности.
Задачи:
- пробудить эстетическое чувство и творческое начало;
- освоить необходимые навыки актерской техники;
- развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой
- эмоциональный отклик;
- развить природные детские способности ребят: фантазию,
- воображение, внимание, контактность.
Краткое описание курса
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.
Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Структуру программы составляют введение и три основных раздела, включающих вопросы технологии организации и постановки мини-спектаклей.
Занятия кружка проводятся 5 часов в неделю (в течение года должно быть проведено 170 часов) для старшей группы, и 4 часа в неделю для младшей группы (140 часов)
Программа рассчитана на 1 год обучения
Форма контроля деятельности кружка – отчетный концерты
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников.
Ведение актерского кружка “Творчество” в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Актерское творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся.
Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
Образовательная область и предмет изучения
Актерский кружок – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Театр – это, с одной стороны, универсальное искусство, где конечный результат, произведение, создается трудами различных художников: драматургов, артистов, режиссеров, композиторов, живописцев. С другой стороны, только совместные усилия людей разных профессий, их коллективный труд могут воплотить в жизнь чудо театрального спектакля. Не случайно так велик интерес и детей, и взрослых и к театру, и к кружковой деятельности. Не только просмотр спектаклей в профессиональном театре, но и желание самому воплотить на сцене образ другого человека, выйти на театральные подмостки, поучаствовать в создании спектакля – желание прикоснуться к миру театра – знакомо, наверное, каждому.
Данная программа включает в себя программу «Актерское мастерство»
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность курса
При разработке данной программы учитывался опыт аналогичных образовательных объединений и театральных кружков. В ее основе лежит система обучения актерскому мастерству в высших театральных учебных заведениях, основы которой были заложены К.С.Станиславским и развиты его учениками и последователями. Так же в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах.
Из актерских групп лишь средняя - ставит перед детьми и педагогами чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Первая ступень кружка - младшая группа - вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью.
- Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель – Приобщить ребенка к миру искусства через театральную деятельность.
Основной задачей работы кружка является социализация и личностный рост каждого ребенка. Более конкретные задачи формулируются каждой возрастной группой.
- Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная программа предлагается для детей в возрасте от 6 до 14 лет и рассчитана на две возрастные группы, в каждой группе ребенок может заниматься в течение одного года.
- Младшая - дети 6-11 лет (1-5 класс общеобразовательной школы);
- Средняя – дети 12 – 17 лет (6 – 11 класс)
Несмотря на то, что каждая группа имеет свои собственные задачи и направления деятельности, взаимное общение между группами происходит как во время повседневных занятий, так и во время совместных работ.
Основное направление работы кружка – занятия по актерскому мастерству в течение года распределяются неравномерно, то есть в отдельные периоды времени группы занимаются только тренингом, или сочетают эти занятия с репетициями, или все время посвящается репетициям спектакля или концерта.
- Перспективы развития кружка
Актерский кружок– «живой» организм, находящийся в постоянном развитии и поиске. В перспективе желательно было бы введение преподавания вокала и более углубленного изучения истории театра.
Кроме того, в будущем возможно создание на базе театрального кружка любительского театра, труппу которого составили бы выпускники кружка.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития, активизация его познавательных интересов;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Воспитательные:
- Воспитание культурного зрителя, понимающего и любящего театр.
- Адаптация ребенка в коллективе.
Развивающие:
- Развитие личностных и творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов;
Образовательные:
- Знакомство детей с миром театрального искусства.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Основной целью работы с детьми данной группы является следующие:
- раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
Преобладающими задачами на данной ступени являются следующие:
Развивающие:
- Развитие творческих способностей детей;
- Снятие внутренних зажимов.
Образовательные:
- Ознакомление с основными компонентами профессии актера.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе;
- Воспитание зрительской культуры.
- Методы работы и педагогической деятельности
В основе занятий лежат принципы обучения актеров в театральных ВУЗах, однако все они адаптированы для применения в работе с детьми и подростками: максимальное количество времени отводится на практические занятия, то есть освоение материала происходит в процессе решения учащимися увлекательных творческих задач.
- Краткая характеристика тем занятий;
На первом этапе детям предлагаются дисциплины по следующим направлениям:
- Введение в мир сцены (обучающие занятия).
- Посещение спектаклей;
- История театра;
- Развитие творческих способностей (развивающие занятия).
- Театральная игра;
- Пластика;
- Сценическая речь.
- Предполагаемый результат и механизм оценки получаемых знаний.
Главный показатель – это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Успехи, достигнутые учениками на занятиях по развивающим дисциплинам, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам школы на концертах и мероприятиях.
К концу обучения дети должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Знания:
- Знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- Различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- Знать основное строение театра, его происхождение;
- Знать основные виды театральных кукол.
Умения:
- Уметь в течение длительного времени (20-40 мин.) концентрироваться на просмотре спектакля, концерта, прослушивании музыки и т.д.;
- Уметь построить связный рассказ о своих впечатлениях от увиденного, сравнить с предшествующими впечатлениями;
- Уметь выполнить разминку, подготовить свое тело к работе под руководством педагога;
- Уметь выполнить артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством педагога.
Навыки:
- Выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и фантазию в присутствии постороннего человека;
.Методическое обеспечение
- Формы и режим занятий
Занятия проходят 5 раз в неделю по 3-4 часа (в зависимости от среднего возраста группы). В младшей группе должны заниматься не более 10 человек, так как это позволяет педагогу уделить достаточно внимания каждому ребенку, что особенно необходимо в младшем возрасте. В средней группе может заниматься до 15 человек: такое количество детей оптимально как для проведения занятий, так и для организации спектаклей и концертов.
- Ожидаемые результаты
Комплекс дисциплин, входящий в данное объединение, призван подготовить ребенка к полноценному выступлению в спектакле или концерте. Кроме того, он нацелен на развитие личностных характеристик ребенка, его творческих способностей.
- Формы подведения итогов
Результаты, достигаемые учащимися на занятиях, демонстрируются ими как во время концертов и мероприятий, так и в процессе работы в объединении «Актерское мастерство», то есть при создании и исполнении спектакля.
- Материально-техническое оснащение.
Для полноценных занятий и проведения мероприятий кружка необходимы:
- Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общекружковых мероприятий и занятий.
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
- Гримерная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
- Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества кружка.
Информационное обеспечение программы
- Список литературы для педагогов и воспитанников
- К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
- К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
- Б.Е.Захава «Мастерство актера и режиссера»
- М.А.Чехов «О технике актера»
- В.К.Львова, Н.К.Шихматов «Сценические этюды»
- П,М,Ершов «Режиссура как практическая психология»
- П,М,Ершов «Технологии актерского искусства»
- В.И Немирович-Данченко «О творчестве актера»
- В.О.Топорков «О технике актера»
- Н.А.Акимов «Театральное наследие»
- Б.Голубовский «Пластика в искусстве актера»
- И.Кох «Основы сценического движения»
- В.И.Гугова «Сценическая речь»
- В.Н.Березкин «История сценографии»
- Сб. «Мейерхольд и художники»
- Й.Свобода «Тайна театрального пространства»
- Сб. «Техника сцены»
- С.В.Мерцалова «История костюма»
Тематический план работы кружка
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
4.09 | Инструктаж по ТБ. Актер – что это значит?! Работа со сценарием «Трагедия Беслана» | 2ч | |
8.09 | Сценарий «Трагедия Беслана» Творческое взаимодействие с партнерами на сцене. Тренинг | 2ч | |
11.09 | Работа со сценарием. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. | 2ч | |
22.09 | Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 2ч | |
25.09 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. | 2ч | |
29.09 | Основы актерского мастерства. | 2ч | |
2.10 | Голос и речь человека. Работа над сценарием «Русь, ремесленная!» | 2ч | |
6.10 | Жест, мимика, движение. Работа над сценарием «Русь, ремесленная!» | 2ч | |
9.10 | Урок актерского мастерства на развитие памяти. Работа над сценарием «Русь, ремесленная!» | 2ч | |
13.10 | Практическое занятие на развитие внимания. | 2ч | |
16.10 | Выбор произведения и работа над ним. Выступление «Ремесла Руси» | 2ч | |
20.10 | Работа по технике речи. Изучение стихотворений «Ниночка» | 2ч | |
23.10 | Работа по технике речи. Изучение стихотворений «Письмо сыну» Р.Киплинг | 2ч | |
27.10 | Работа по технике речи. Изучение стихотворений «Билет на балет» А.Барто | 2ч | |
30.10 | Распределение ролей. Чтение по ролям. Э.Успенский «Про девочку Веру и обезьянку Анфису» | 2ч | |
3.11. | Репетиционные занятия по технике речи. Э.Успенский «Про девочку Веру и обезьянку Анфису» | 2ч | |
6.11 | Репетиционные занятия по технике движения. | 2ч | |
10.11 | Подготовка оформления спектакля. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина | 2ч | |
13.11 | Репетиция. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина | 2ч | |
17.11 | Организация участников, зрителей и гостей премьеры. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина | 2ч | |
20.11 | Подготовка афиш. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина | 2ч | |
24.11 | Выпуск спектакля. Премьера. «Русь моя, родная» День рождения С.Есенина | 2ч | |
27.11 | Анализ премьеры. | 2ч | |
1.12 | Творческое действие в условиях сценического вымысла. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
4.12 | Творческое взаимодействие с партнером. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
8.12 | Творческое взаимодействие с партнером. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
11.12 | Беспредметный бытовой этюд. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
15.12 | Этюды на движение. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
18.12 | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
22.12 | Беспредметный этюд на контрасты. «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
25.12 | Премьера. Спектакль «Новогоднее путешествие вокруг света» | 2ч | |
5.01 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. Новогодние колядки | 2ч | |
8.01 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. Изучение рождественских колядок | 2ч | |
12.01 | Диалог. Изучение рождественских колядок | 2ч | |
15.01 | Представление «Рождественские колядки. Крещенские забавы» | 2ч | |
19.01 | Интонация, настроение, характер персонажа | 2ч | |
22.01 | Образ героя. Характер и отбор действий. | 2ч | |
26.01 | Имитация поведения животного. | 2ч | |
29.01 | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 2ч | |
2.02 | Обыгрывание элементов костюмов. | 2ч | |
5.02 | Подготовка к литературно- музыкальной композиции «Под мирным небом голубым» | 2ч | |
9.02 | Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. | 2ч | |
12.02 | Выбор произведения и работа над ним. | 2ч | |
16.02 | Работа по технике речи. Литературно-музыкальная композиция. | 2ч | |
19.02 | Сценарий фольклорного праздника «От Навруза до Масленицы» | 2ч | |
26.02 | Распределение ролей. Чтение по ролям | 2ч | |
1.03 | Репетиционные занятия по технике речи. | 2ч | |
4.03 | Репетиционные занятия по технике движения. | 2ч | |
7.03 | Выразительность бессловесного поведения человека | 2ч | |
11.03 | Репетиционные занятия по технике движения. | 2ч | |
15.03 | Подготовка афиш. | 2ч | |
18.03 | Выпуск спектакля. Премьера. | 2ч | |
22.03 | Анализ премьеры. | 2ч | |
25.03 | Конкурсы “Мим” и “Походка”. | 2ч | |
29.03 | Выразительность бессловесного поведения человека. | 2ч | |
1.04 | Ставим спектакль “Немое кино”. | 2ч | |
5.04 | Выбор произведения и работа над ним. | 2ч | |
8.04 | Распределение ролей. | 2ч | |
12.04 | Репетиционные занятия по мимическим и сценическим движениям. | 2ч | |
15.04 | Театральная постановка 71 год Победы ВОв | 2ч | |
19.04 | Анализ театральной программы. 71 год Победы ВОв | 2ч | |
22.04 | Посещение театра. 71 год Победы ВОв | 2ч | |
26.04 | Обсуждение спектакля. 71 год Победы ВОв | 2ч | |
29.04 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. 71 год Победы ВОв | 2ч | |
3.05 | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Встреча на вокзале”. 71 год Победы ВОв | 2ч | |
6.05 | Премьера спектакля, посвященного Великой войне | 2ч | |
10.05 | Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат» | 2ч | |
13.05 | Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат» | 2ч | |
17.05 | Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат» | 2ч | |
20.05 | Подготовка к праздникам «Последний звонок», «Первый аттестат» | 2ч | |
24.05 | Генеральная репетиция праздников | 2ч | |
27.05 | Итоговое занятие. Подведение итогов | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск
Данные требования разработаны на основании «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.
Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...