Программа гражданско-патриотического воспитания "Моё Отечество"
рабочая программа по теме
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала воспитанников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya_moe_otechestvo.docx | 38.69 КБ |
plan_meropriyatiy_po_programme.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
гражданско-патриотического воспитания «Мое Отечество»
на 2015 - 2018 годы
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа патриотического воспитания «Моё Отечество» на 2015 - 2018 годы |
2. Сроки реализации | I этап: проектный Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи:
II этап: практический Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Моё Отечество» Задачи:
III этап: аналитический Цель: анализ итогов реализации программы; Задачи:
|
3. Основание для создания программы |
* Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»; |
4. Содержание программы |
|
5. Заказчик программы | Государственное казенное образовательное учреждение Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
6. Аннотация программы | Программа гражданско - патриотического воспитания «Моё Отечество» на 2015 - 2018 годы составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение воспитанниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала воспитанников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
7. Предполагаемый результат | Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем подростков, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание воспитанников себя как россиян, определяющих будущее России:
|
2. Пояснительная записка
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитании и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества». Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения подростков в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
3. Целевой блок
Цель программы:
создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание подростков;
- создать условия для реализации каждым воспитанником собственной гражданской позиции через деятельность органов детского самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у детей чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- физическое развитие воспитанников, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у подростков готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
4. Содержание деятельности.
4.1. Программа включает в себя следующие направления:
- Направление «Моя малая Родина»
Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе своего родного края, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Изучать историю родного края;
2. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.
2. Направление « Я – гражданин»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3. Направление «Великая Держава»
Цель: формирование патриотических чувств и сознания подростков на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.
Задачи:
1. Увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
2. Изучение истории и культуры Отечества;
3. Воспитание чувства гордости за свою страну; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
4.2. Формы и методы воспитательной работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- празднование Дней воинской славы;
- уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты
к знаменательным датам;
- предметные недели;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- физкультурно-оздоровительные соревнования;
- походы и экскурсии по родному краю;
- проектная деятельность с использованием ИКТ.
4.3. Педагогические технологии:
- Проектно – исследовательская деятельность
- Коллективно - творческое дело
- Деятельностный подход в воспитании
- Педагогика сотрудничества
- Технология проблемного обучения
- ИКТ
4.4. Взаимодействие структур ГКОУ АО «Созвездие» в рамках программы:
4.5. Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:
5. Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатели, старшая вожатая и воспитанники.
5.1. Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Участники деятельности | Сроки | |
I этап (проектный) | |||
1. Создание и программирование работы творческой группы | администрация, педагоги, совет Державы. | январь 2015 г. | |
2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете | администрация, педагоги | февраль 2015 г. | |
3. Изучение научно-методической литературы | администрация, педагоги | январь - май 2015г. | |
4. Организация работы МО по теории и практике патриотического воспитания | администрация | ноябрь 2015 г. | |
II этап (практический) | |||
1. Создание мониторинга развития личности | администрация, психологи | 2015–2018 г. | |
3. Ежегодное исследование эффективности программы | Замдиректора по УВР | 2015–2018 г. | |
4. Проведение на базе учреждения праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей | администрация, | 2015–2018 г. | |
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию подростков | администрация, руководитель МО | 2015г. | |
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания детей | Замдиректора по УВР воспитатели | Май 2015 г., 2018 г. | |
7. Внедрение программы «Воспитание патриота Отечества» | администрация, воспитатели | 2015 г. | |
8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках МБОУ СОШ №57, бойцах «горячих точек». | педагоги воспитанники | 2015–2018 г. | |
9. Формирование гражданско-патриотической позиции подростков через систему традиционных дел:
| администрация, воспитатели | 2015–2018 г. | |
III этап (аналитический) | |||
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания . | администрация, педагоги | 2018г. | |
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания | администрация, руководитель МО, педагоги | 2015–2018 г. | |
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы | администрация, педагоги | 2017-2018г. | |
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ | администрация | 2018 г. |
6. Диагностика эффективности содержания деятельности.
- наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
- система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
- участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
- участие (результаты) воспитанников детского дома в школьных, муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
7. Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
- сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
- формирование позиций гражданина-патриота России;
- стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
- готовности к защите Отечества;
- гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
- волонтерский клуб «От чистого сердца» (численность, количество детей, ветеранов);
- историко-патриотические стенды и выставки;
- выступления и беседы на патриотическую тему;
- участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
- проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
- организация военно-спортивных игр;
- оформление газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;
Результативность реализации Программы измеряется стремлением воспитанников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
8. Литературные источники.
- Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006год.
- Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
- Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
- Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
- Программа гражданско - патриотического воспитания разработанная МАОУ СОШ№2 «Воспитание Патриота Отечества» на 2012-2014г.
- Интернет сайт МГИУ - http://www.vospitau.ru/patriot/index.html - патриотическое воспитание детей и подростков.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мероприятия
по реализации программы «Моё Отечество»
на 2015 – 2018 годы
№ | Название мероприятий | Срок исполнения | ответственные |
Гражданско-патриотическое направление | |||
1. | Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
2 | Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
3 | Мероприятия, посвященные воинам – интернационалистам | ежегодно | Воспитатели |
4. | Организация встреч воспитанников с бывшими военнослужащими: воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы; | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
5 | Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт» | ежегодно | Заместитель директора по УВР, воспитатели |
6 | Проведение смотров песни и строя | ежегодно | Муз.руководитель |
7 | Организация и проведение экскурсий в музеи боевой и трудовой славы, посещение воинских частей и памятников. | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
8 | Детское самоуправление:
| ежегодно | Старший вожатый, воспитатели |
9 | Встреча с ветеранами войны и героями тыла | ежегодно | Заместитель директора по УВР, совет ветеранов |
10 | Участие в районной игре «Зарница» | ежегодно | Администрация |
11 | Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы. | ежегодно | Воспитатели |
12 | Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; | ежегодно | Заместитель директора по УВР, соц.педагог |
13 | Организация тематических недель | ежегодно | Воспитатели |
14 | Участие в международном общественном проекте - Автопробег «Наша Великая Победа». | ежегодно | Администрация |
15 | Организация показа и последующего обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы | ежегодно | Воспитатели |
16 | Проведение физкультурно-оздоровительных соревнований | ежегодно | Заместитель директора по УВР, воспитатели |
Краеведение | |||
1 | Проведение литературно-музыкальных представлений, концертов к знаменательным датам; | Воспитатели | |
2 | Проведение тематических классных часов «Почетные граждане города» | ежегодно | Воспитатели |
3 | Встречи с интересными людьми | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
4 | Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Край родной», «Астрахань литературная» и пр. | ежегодно | Воспитатели |
5 | Организация походов по родному краю | ежегодно | Администрация |
6 | Создание альбомов о родном крае | ежегодно | Воспитатели |
Методическое обеспечение | |||
1 | Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
2 | Создание СD – и аудифонда | ежегодно | Муз.руководитель |
3 | Организация подписки на периодические издания | ежегодно | Библиотекарь |
4 | Разработка сценариев традиционных праздников | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
6 | Разработка положений о различных спортивных соревнованиях | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
7 | Освещение опыта работы в средствах массовой информации | ежегодно | Старший вожатый |
8 | Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации | ежегодно | Ответственные за мероприятие |
9 | Подведение итогов | 2018 год | Заместитель директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"
Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...
Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»
Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...
Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...
Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"
Программа гражданско-патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...
ПЛАН Месячника гражданско-патриотического воспитания « Мое Отечество»
: воспитание патриотизма у учащихся на героических подвигах и традициях русского народа....