Программа гражданско-патриотического воспитания "Моё Отечество"
рабочая программа по теме

Клепчурова Светлана Ивановна

   Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала воспитанников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

 гражданско-патриотического воспитания «Мое Отечество»

на 2015 - 2018 годы

1. Паспорт программы

Разделы паспорта программы

Содержание разделов программы

1. Название программы

Программа патриотического воспитания «Моё Отечество» на 2015 - 2018 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап:  практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Моё Отечество»

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
  • разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей  и культуры;
  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • проводить мониторинг реализации программы;
  • принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

  • обобщить результаты работы учреждения;
  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;
  • спланировать работу на следующий период.  

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;

* Письмо  Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России»;

4. Содержание программы

  • Паспорт программы
  • Пояснительная записка
  • Целевой блок
  • Содержание программы
  • Механизм реализации программы
  • Диагностика эффективности содержания деятельности
  • Ожидаемые результаты реализации программы
  • Литературные источники

5. Заказчик программы

Государственное казенное образовательное учреждение Астраханской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

6. Аннотация программы

Программа гражданско -  патриотического воспитания «Моё Отечество» на 2015 - 2018 годы  составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа  рассчитана на учащихся  младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение воспитанниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

   Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала воспитанников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

       В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.   

7. Предполагаемый результат

   Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем подростков, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание воспитанников себя как россиян, определяющих будущее России:

  • в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
  • в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере - осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

2. Пояснительная записка

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитании и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества». Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе.

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения подростков в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

3. Целевой блок

  Цель программы:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание подростков;
  • создать условия для реализации каждым воспитанником собственной гражданской позиции через деятельность органов детского самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  • формировать  у  детей чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;
  • физическое развитие воспитанников, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  • воспитывать у подростков готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

4. Содержание деятельности.

4.1. Программа включает в себя следующие  направления:

 

  1. Направление «Моя малая Родина»

Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе своего родного края, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Изучать историю родного края;

2. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

2. Направление « Я – гражданин»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

3. Направление «Великая Держава»

Цель: формирование патриотических чувств и сознания подростков на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Задачи:

1. Увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

2.  Изучение истории и культуры Отечества;

3.  Воспитание чувства гордости за свою страну; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

4.2. Формы  и методы воспитательной работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
  • встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
  • интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
  • конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
  • празднование Дней воинской славы;
  • уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
  • митинги, литературно-музыкальные представления, концерты

     к знаменательным датам;

  • предметные недели;
  • показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы;
  • физкультурно-оздоровительные соревнования;
  • походы и экскурсии по родному краю;
  • проектная деятельность с использованием ИКТ. 

4.3. Педагогические технологии:

  • Проектно – исследовательская деятельность
  • Коллективно - творческое дело
  • Деятельностный подход в воспитании
  • Педагогика сотрудничества
  • Технология проблемного обучения
  • ИКТ

4.4. Взаимодействие структур ГКОУ АО «Созвездие» в рамках программы:

 

4.5. Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы:

 

5. Механизм реализации программы.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.

         Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

         Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатели, старшая вожатая и воспитанники.

5.1. Поэтапное содержание реализации программы

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

Сроки

I этап  (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы

администрация, педагоги, совет Державы.

январь

2015 г.

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

администрация, педагоги

февраль

2015 г.

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, педагоги

январь - май

2015г.

4. Организация работы МО по теории и практике патриотического воспитания

администрация

ноябрь

2015 г.

II  этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности

администрация,

психологи

2015–2018 г.

3. Ежегодное исследование эффективности программы

Замдиректора по УВР

2015–2018 г.

4. Проведение на базе учреждения праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей

администрация,

2015–2018 г.

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию подростков

администрация, руководитель МО

2015г.

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с совершенствованием содержания воспитания детей

Замдиректора по УВР

воспитатели

Май

2015 г., 2018 г.

7. Внедрение  программы «Воспитание патриота Отечества»

администрация, воспитатели

2015 г.

8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках МБОУ СОШ №57, бойцах «горячих точек».

педагоги

воспитанники

2015–2018 г.

9. Формирование гражданско-патриотической позиции подростков через систему традиционных дел:

  • экскурсии по родному краю  
  • конкурс  гражданско-патриотической песни;
  • выставки рисунков «Мой край», «День защитника Отечества»; «Война глазами детей» и др.
  • праздники «День героя Отечества», «День защитника Отечества», «День Победы» и др.
  • игра «Зарница» и др.

администрация, воспитатели

2015–2018 г.

III этап (аналитический)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания .

администрация, педагоги

2018г.

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, руководитель МО, педагоги

2015–2018 г.

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы

администрация, педагоги

2017-2018г.

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ

администрация

2018 г.

6.  Диагностика эффективности содержания деятельности.

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
  • система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
  • участие в творческой работе  по проблемам патриотического воспитания;
  • участие (результаты) воспитанников детского дома в школьных, муниципальных, краевых  конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию

7.  Оценка эффективности реализации программы.  Прогнозирующий результат.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
  • формирование позиций гражданина-патриота России;
  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
  • готовности к защите Отечества;
  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

  • волонтерский клуб «От чистого сердца» (численность, количество детей, ветеранов);
  • историко-патриотические стенды и выставки;
  • выступления и беседы на патриотическую тему;
  • участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
  • проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
  • организация военно-спортивных игр;
  • оформление газет, информационных бюллетеней патриотической направленности;

Результативность реализации Программы измеряется стремлением воспитанников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

8.  Литературные источники.

  1. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  
  2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006год.
  3. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
  4. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
  5. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
  6. Программа гражданско - патриотического воспитания разработанная МАОУ СОШ№2 «Воспитание Патриота Отечества» на 2012-2014г.
  7.  Интернет сайт МГИУ - http://www.vospitau.ru/patriot/index.html - патриотическое воспитание детей и подростков.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мероприятия

по реализации программы «Моё Отечество»

 на 2015 – 2018 годы

Название мероприятий

Срок

исполнения

ответственные

Гражданско-патриотическое направление

1.

Мероприятия, посвященные Победе в Великой  Отечественной войне

ежегодно

Заместитель директора по УВР

2

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

ежегодно

Заместитель директора по УВР

3

Мероприятия, посвященные воинам – интернационалистам

ежегодно

Воспитатели

4.

Организация встреч воспитанников с бывшими военнослужащими: воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

ежегодно

Заместитель директора по УВР

5

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

ежегодно

Заместитель директора по УВР, воспитатели

6

Проведение смотров песни и строя

ежегодно

Муз.руководитель

7

Организация и проведение экскурсий в музеи боевой и трудовой славы, посещение воинских частей и памятников.

ежегодно

Заместитель директора по УВР

8

Детское самоуправление:

  • поздравление ветеранов войны и труда;
  • работа волонтерского клуба  по оказанию помощи ветеранам войны и труда;
  • работа клуба журналистики;

ежегодно

Старший вожатый, воспитатели

9

Встреча с ветеранами войны и героями тыла

ежегодно

Заместитель директора по УВР, совет ветеранов

10

Участие в районной игре «Зарница»

ежегодно

Администрация

11

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы.

ежегодно

Воспитатели

12

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

ежегодно

Заместитель директора по УВР, соц.педагог

13

Организация тематических недель

ежегодно

Воспитатели

14

Участие в международном общественном проекте - Автопробег «Наша Великая Победа».

ежегодно

Администрация

15

Организация показа и последующего обсуждения научно-популярных, документальных и художественных   фильмов на военно-исторические темы

ежегодно

Воспитатели

16

Проведение  физкультурно-оздоровительных соревнований

ежегодно

Заместитель директора по УВР, воспитатели

Краеведение

1

Проведение литературно-музыкальных представлений, концертов  к знаменательным датам;

Воспитатели

2

Проведение тематических классных часов «Почетные граждане города»

ежегодно

Воспитатели

3

Встречи с интересными людьми

ежегодно

Заместитель директора по УВР

4

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Край родной», «Астрахань литературная» и пр.

ежегодно

Воспитатели

5

Организация походов по родному краю

ежегодно

Администрация

6

Создание альбомов о родном крае

ежегодно

Воспитатели

Методическое обеспечение

1

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов

ежегодно

Заместитель директора по УВР

2

Создание СD – и аудифонда

ежегодно

Муз.руководитель

3

Организация подписки на периодические издания

ежегодно

Библиотекарь

4

Разработка сценариев традиционных праздников

ежегодно

Заместитель директора по УВР

6

Разработка положений о различных спортивных соревнованиях

ежегодно

Заместитель директора по УВР

7

Освещение опыта работы в средствах массовой информации

ежегодно

Старший вожатый

8

Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации

ежегодно

Ответственные за мероприятие

9

Подведение итогов

2018 год

Заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического и нравственного воспитания

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают обучающихся к тому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовали в поли...

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

ПЛАН Месячника гражданско-патриотического воспитания « Мое Отечество»

: воспитание патриотизма у учащихся на героических подвигах и традициях русского народа....