Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Байкалова Ольга Ивановна

Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское управление образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

ТЕМА: «Диагностика и прогноз – две стороны подготовки к единому государственному экзамену»

Выполнил: Капарчук Ольга Ивановна, учитель математики,

г. Абакан МБОУ «СОШ № 1»

Абакан – 2013г.

Образовательная система школы относится к открытым, динамичным, вероятностным, самоуправляемым, самоорганизующимся системам.  Развиваются такие системы на основе внутренних и внешних ресурсов, создавая тем самым необходимые условия для саморазвития ее субъектов.

Рассматривая проблему трансляции синергетических стратегий в образование, следует подчеркнуть, что они ценны в связи с тем, что в них:

  • делается акцент на самоинтеграции человека. Положение «человек есть, что он сам из себя делает» (Ж.П. Сартр) в синергетическом прочтении звучит: человек есть то, что он из себя делает путём самоорганизации;
  • объектом управления обучением выступает совокупное многообразие способов и средств, стимулирующих совместную творческую деятельность по созиданию питательной среды образования, способствующей проявлению внутренних источников саморазвития и самоорганизации не только у учащихся, но и других участников данных процессов.

Синергетическая суть образовательных программ также должна заключаться в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой. Поэтому процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего должна предусматривать нелинейные ситуации открытого диалога, прямой и обратной связи, ситуации пробуждения собственных сил и способностей обучающегося.

В качестве цели современного учебного процесса с позиции синергетики рассматривается формирование саморазвивающейся личности как человека культуры. В данном случае содержание обучения требует новых принципов структурирования, отражающих системно-целостное единство человека и мира.

В качестве оптимальных средств применения идей синергетики в организации образовательного процесса предлагаются:

  • интеграция предметного и социального содержания деятельности в процессе обучения;
  • интеграция делового и эмоционального компонентов в обучении;
  • исключение жёсткого руководства обучением, открытость иному мнению, критичность и лояльность в оценке идей, суждений, утверждение совместной деятельности;

творческое отношение к организации деятельности педагога и учащегося.

Сегодня я остановлюсь на использовании этих  средств на примерах проведения  диагностики и контроля.

Находясь в условиях нестабильной образовательной парадигмы, приходится сталкиваться с различными, порой полярными точками зрения на самые разные проблемы, в частности на проблему диагностики и контроля знаний обучающихся. Так что позволю себе изложить учительский взгляд на проблему диагностики и контроля, да и на математическое образование в целом. Для того чтобы организовать системную подготовку старшеклассников к ЕГЭ (единый государственный экзамен) учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей, а также уровень обучаемости и обученности по предмету, поскольку достаточно часто приходится брать детей, которых в основной школе обучал другой учитель. Встает вопрос о проведении диагностики в плане изучения обучаемости и обученности старшеклассников. Для диагностики предлагаю рассмотреть следующие типы контроля.

Типы контроля 

Как тематический, так и рубежный контроль знаний учащихся (в том числе и итоговая аттестация) требует соотнесения корпуса задач-измерителей с формой контроля. При этом необходимо определить цели и задачи, которые он преследует, с тем, чтобы полученные результаты были адекватны заявленным целям и решали поставленные задачи.

Любой контроль можно отнести к одному из двух типов.

Контроль первого типа проверяет владение базовыми навыками, освоение определенных образовательных стандартов, т.е. по сути, достижение обучаемым уровня функциональной грамотности. Его главной задачей является диагностика уровня подготовки обучаемого.

Контроль второго типа проверяет готовность обучаемого к продолжению образования, к освоению нового знания или нового вида деятельности.  Его главной задачей является прогноз  на будущее и, как следствие, ранжирование «входного потока» обучающихся.

Очевидно, что этот контроль решает разные задачи и существенно различаются по целям. Каждый из них предполагает свой концептуальный подход, собственную «идеологию», и именно поэтому система аттестационных задач-измерителей, применяемых для достижения поставленных целей, должна быть построена на принципах, адекватных этим целям.

Для создания адекватных измерителей следует конкретизировать требования к математической подготовке, проиллюстрировав каждое из них соответствующими задачами, а также обозначить уровни сложности задач, которые необходимо уметь решать для получения той или иной оценки. Так, измерители достижения уровня функциональной грамотности — задания уровня А («на тройку») - могут представлять собой задачи на одно- или двукратное применение 1—2 основных формул или свойств. В заданиях уровня В («на четверку») номенклатура формул несколько расширена, а число действий увеличено. Задания уровня С («на пятерку») по степени технических сложностей не должны существенно отличаться от заданий уровня В. Однако для их выполнения требуется более высокая степень владения материалом, понимания и осмысленности действий.

Измерители для контроля «на входе» в идеале должны диагностировать готовность обучаемого к освоению нового знания, определять уровень развития его способностей, необходимых для продолжения образования в выбранной области, овладения теми или иными профессиональными навыками и качествами, т.е. наряду с диагностическими обладать и прогностическими качествами. Поэтому требования к измерителям могут зависеть от специфики учебного заведения.  

Таким образом, контроль «на входе» и контроль на «выходе» аналогичны по форме, но со своим списком умений, навыков, методов и идей каждый.

ЭТО позволяет создать систему оценки готовности к обучению в профильной школе и ЕГЭ.

Взяв за основу диагностику уровня обучаемости  Шамовой Т.И., я разработала свои критерии уровня обучаемости по предмету.

Предлагаю рассмотреть следующие 4 критерия:  

  1. Если все задания выполняет сам ребенок или последнее с дозированной помощью, то уровень обучаемости математики «высокий»
  2. Если выполняет три задания самостоятельно или с дозированной   помощью то уровень «средний»
  3. Если выполняет первые два, то уровень «ниже среднего»
  4. Если только первое или второе, то уровень «низкий»

Я преподаю математику на профильном уровне.  Естественно и  в профильном классе существуют различия в уровне обучаемости и обученности учащихся.

Проведенная диагностика  «на входе» по уровню обучаемости и обученности позволяет сделать прогноз о дальнейшем продвижении ученика в изучении математики и создать программу, позволяющую успешно подготовить каждого обучающегося к ЕГЭ. Для этого стараюсь использовать разные формы и методы обучения,        которые зависят от индивидуальных особенностей класса. Многие из них известны учителям и успешно ими применяются - это урок-консультация, урок-зачет, повторительно-обобщающий урок, нестандартные формы уроков.

       Обучая математике, применяю блочное изложение материала, что дает возможность реализовать опережающее обучение и высвобождает дополнительное время для творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Эта система позволяет также увеличить время самостоятельной работы школьников, удачно соединяя общий и индивидуальный режимы.

       В профильном дифференцированном обучении на первый план выдвигаю практикум по решению разноуровневых задач, домашние задания общего и продвинутого уровня на выбор учащегося, перспективные домашние задания (с целью устранения перегрузки учащихся). Применение индивидуальных дифференцированных заданий различной степени сложности позволяет обучающимся самим выбрать задание того уровня, который соответствует его знаниям и способностям. Домашние задания «сильной» части класса  содержат проектные и творческие работы. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности.

Процесс обучения математики строю согласно структуре процесса усвоения учащимися предметных знаний: восприятие → осмысление → запоминание → применение → обобщение.

Дифференцированный подход к математической подготовке, целенаправленная работа с обучающимися, имеющими высокий уровень обучаемости, позволяет добиваться достаточно высоких результатов обученности школьников.  Работа в данном направлении дала следующий результат: 2007-08 учебный год – из 55 выпускников, сдававших обязательный  ЕГЭ по математике 6 человек не набрали минимальный балл, что составило 12,7% от числа сдающих; 31 человек получили отметку «хорошо» и «отлично» - 56,4%. В 2008 – 09 учебном году все выпускники преодолели минимальных порог, средний балл составил 51,9. Исходя из этого  видна положительная динамика.

  •         Таким образом, своевременная диагностика уровня обучаемости и уровня обученности позволяет определить «зону ближайшего развития» каждого обучающегося и выстроить систему работы с ним. Весь последующий контроль позволяет определить, на сколько изменился уровень обучаемости ребенка, на каком уровне обученности он находится, какие изменения произошли в его личностном развитии и скорректировать систему работы с ним.  И тем самым  стимулирует  проявлению внутренних источников саморазвития и самоорганизации не только обучающихся , но и меня – учителя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.

Пример проведения КВН среди учащихся старших классов по химии....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...