Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В связи с переходом от сдачи устных экзаменов к формам ГИА и ЕГЭ стал актуальным вопрос о целенаправленной, систематической, качественной, самостоятельной подготовке учащихся к экзаменам.

Так как при подготовке к ГИА и ЕГЭ учитель на протяжении многих лет был генератором идей и поставщиком информации, то учащиеся стали пассивными слушателями и исполнителями. Проанализировав результаты ГИА и ЕГЭ за несколько лет, было выявлено, что сдающие экзамен затрудняются самостоятельно проявить неординарные подходы к решению заданий, следуя алгоритму, ранее предложенному учителем. Для этого мы разработали план (алгоритм) самостоятельной подготовки учащихся  по одному из разделов.

План работы.

  1. Анализ работ предыдущего года.
  2. Работа с демоверсией на экзаменуемый год.

а) работа со спецификацией;

б) работа с кодификатором.

в) работа с демонстрационным материалом

3.        Выполнение заданий по темам с предварительным штудированием устного материала.

Рекомендуем для использования один из разделов, предлагаемых на ЕГЭ и ГИА.

Раздел I. Источники географической информации

В экзаменационной работе задания этого раздела сгруппированы в блоки по четыре задания. Перед каждым таким блоком дается карта, на основе которой выполняются эти задания. В этих заданиях проверяются умения определять направление по карте, измерять расстояния при помощи масштаба и умение «читать» карту - умение представить облик показанной на карте территории и решить с помощью карты задачи, возникающие в повседневной жизни.

Источники Географической Информации

Сравнение свойств географической карты и плана местности. План местности. Географическая карта

Карта – уменьшенное обобщенное условно-знаковое изображение поверхности Земли (ее части), других планет или небесной сферы, построенное в масштабе и проекции (т.е. по математическому закону).

Различие карт по масштабу. В зависимости от масштаба карты делят на три группы: крупномасштабные, среднемасштабные, и мелкомасштабные. Крупномасштабные карты имеют масштаб 1:200 000 и крупнее. К этой группе относятся топографические карты. Среднемасштабные имеют масштаб мельче 1:2 000 000 и до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным картам относят карты, построенные в масштабе мельче 1:1 000 000.

При создании карты производится строгий отбор того, что на ней будет изображено и написано. Этот отбор называется картографической генерализацией. Как правило, чем мельче масштаб карты, тем меньше на ней показано объектов, т. е. тем строже ее генерализация. Важную роль в картографической генерализации играет назначение карты и ее тематика.

План местности – чертеж местности, выполненный в условных знаках и в крупном масштабе (1:5000 и крупнее). Построение планов осуществляется в ходе глазомерной, инструментальной или комбинированной съемок непосредственно на местности или на основе расшифровывания аэрофотоснимков. Планы отражают небольшую по площади территорию (несколько километров), и поэтому при их построении кривизна земной поверхности не учитывается.

Отличие плана от карты:

1) на планах изображаются небольшие участки местности, поэтому они строятся в крупных масштабах (например, в 1 см – 5 м). Карты показывают значительно большие территории, их масштаб мельче;

2) план изображает местность подробно, сохраняя точные очертания изображаемых объектов, но только в уменьшенном виде. Крупный масштаб плана позволяет отразить на нем практически все объекты, находящиеся на местности. На карту, имеющую более мелкий масштаб, все объекты нанести не удается, поэтому при создании карт производится генерализация объектов. Точные очертания всех объектов на карте также показать нельзя, поэтому они искажаются в той или иной мере. Многие объекты на карте, в отличие от плана, изображаются внемасштабными условными знаками;

3) при построении плана кривизна земной поверхности не учитывается, т. к. изображается небольшой участок местности. При построении карты она учитывается всегда. Карты строят в определенных картографических проекциях;

4) на планах нет градусной сети. На карту обязательно наносят параллели и меридианы;

5) на плане направление на север считается направлением вверх, направление на юг – вниз, на запад – влево, на восток – вправо (иногда на плане направление север – юг показано стрелкой, которая не совпадает с направлением вверх – вниз). На картах направление север – юг определяется по меридианам, запад – восток – по параллелям.

Сравнение способов картографического изображения. Способы изображения объектов и явлений на картах

Условные знаки – обозначения, применяемые на картах для изображения различных объектов и их качественных и количественных характеристик. С помощью условных знаков обозначают как реальные объекты (например, населенные пункты), так и абстрактные (например, плотность населения). Условные знаки предназначены для того, чтобы указать вид и некоторые характеристики изображенных на карте объектов (явлений) и определить их положение в пространстве.

Картографические способы изображения

Способ качественного фона. Применяется для изображения на карте качественных особенностей определенных объектов или явлений, имеющих сплошное распространение на земной поверхности или занимающих большие площади. Суть его заключается в том, что на карте выделяют однородные по определенному признаку (признакам) участки (например, природные зоны) и закрашивают (или штрихуют) их в подобранные для них цвета (штриховки).

Способ ареалов. Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления (например, территория, на которой обитает определенное животное, или территория, на которой выращивается та или иная сельскохозяйственная культура, и т. п.).

Способ изолиний. Изолинии (от греч. isos – равный) – линии на географических картах, проходящие по точкам с одинаковым значением какого-либо количественного показателя (температуры, количества осадков, глубины, высоты и т. д.), характеризующего изображаемое явление. Например, изотермы – линии, соединяющие места с одинаковой температурой; изобаты – линии, соединяющие места с одинаковой глубиной; горизонтали – линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой. Суть способа изолиний заключается в том, что на карте пункты с одинаковыми величинами определенного показателя соединяют тонкими линиями, т. е. наносят изолинии.

Линии движения. Линиями (стрелками) показывают направление движения каких-либо объектов – воздушных масс, ветров, океанических течений, рек и т. п. Определение направлений, измерение расстояний на плане и карте

На плане север – юг показано стрелкой. Если на плане нет стрелки, то считается, что оно север – вверху, юг – внизу.

На карте направления определяются с помощью градусной сети. Направление север – юг соответствует направлению меридианов, запад – восток – параллелей.

Измерения азимутов по картам производят с помощью транспортира.

Азимут – угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке.

Так, если предмет находится строго к северу от точки, в которой находится наблюдатель, то азимут на него составит 0°, к востоку – 90°, к югу – 180°, к западу – 270°. Азимуты могут иметь значения от 0° до 360°. Для того чтобы измерить азимут по карте, нужно через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север – юг. Затем также через точку провести линию, соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут. А затем с помощью транспортира измерить образовавшийся угол (азимут), учитывая, что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке.

Определение географических координат

Градусная сеть и ее элементы. Градусная сеть Земли – система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности – долгот и широт – или нанесения на карту объектов по их координатам.

Для создания градусной сети необходимы определенные точки отсчета. Шарообразная форма Земли определяет существование на земной поверхности двух неподвижных точек – полюсов. Через полюсы проходит воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.

Географические полюсы – математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли с земной поверхностью.

Экватор – воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном рассечении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие). Все точки экватора равноудалены от полюсов. Плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр. Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора. Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями. Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллелей на карте и глобусе можно провести сколько угодно, но обычно на учебных картах их проводят с интервалом 10-20°. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам. На экваторе она самая большая, а на полюсах равна нулю.

При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности – меридианы. Меридианы также можно провести через любые точки эллипсоида. Все они пересекаются в точках полюсов (рис.4). Меридианы ориентированы с севера на юг. Средняя длина дуги 1° меридиана: 40 008,5 км : 360° = 111 км. Длина всех меридианов одинакова. Направление местного меридиана в любой точке можно определить в полдень по тени от любого предмета. В Северном полушарии конец тени всегда показывает направление на север, в Южном – на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат точек земной поверхности – широты и долготы.

Географическая широта – расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли. Началом отсчета является экватор. Широта всех точек на нем равна 0. На полюсах широта составляет 90°. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу – южную.

Географическая долгота – расстояние вдоль параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки земной поверхности. Все меридианы равны по длине, поэтому для отсчета необходимо было выбрать один из них. Им стал Гринвичский меридиан, проходящий недалеко от Лондона (там, где расположена Гринвичская обсерватория). Долгота отсчитывается от 0° до 180°. К востоку от нулевого

Измерение расстояний на карте и плане. Измерение расстояний с помощью масштаба.. Нужно прочертить прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерить это расстояние в сантиметрах, а затем следует умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1 : 100 000 (в 1 см 1 км) расстояние равно 5 см, т. е. на местности это расстояние составляет 1ж5 = 5 (км). Измерять расстояние по карте можно и с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно пользоваться линейным масштабом.

Измерение расстояний с помощью градусной сети. Для расчета расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги 1° меридиана и 1° экватора равна приблизительно 111 км. Для меридианов это верно всегда, а длина дуги 1° по параллелям уменьшается к полюсам. На экваторе его можно тоже принять равному 111 км. А на полюсах – 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее длине 1° дуги каждой конкретной параллели. Чтобы определить расстояние в километрах между двумя пунктами, лежащими на одном меридиане, вычисляют расстояние между ними в градусах, а затем число градусов умножают на 111 км. Для определения расстояния между двумя точками на экваторе, также нужно определить расстояние между ними в градусах, а затем умножить на 111.

ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «Источники географической информации»

Задания В1, В2, С1 и А1 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

В1 Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

В2 Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Ответ:                

С1 Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

А1 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания ВЗ, В4, С2 и А2 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

ВЗ Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ:        ___

В4 Определите по карте, в .каком направлении от точки А находится дом лесника.

Ответ:        

С2 Участники школьной горнолыжной секции выбирают место для тренировок. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами I, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

А2 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разны ми учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания В5, В6, СЗ и A3 выполняются с использованием приведенной ниже карты.        

В5 Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ:

В6 Определите по карте, в каком направлении от школы находится отдельно стоящее дерево.

Ответ:

СЗ Ученики школы поселка Беличи выбирают место для создания школьного футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

A3 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе, карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания В7, В8, С4 и Л4 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

Горизонтали проведены через 5 метров

В7 Определите по карте расстояние на местности по прямой от отдельно стоящего дерева до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров.. Ответ запишите цифрами.

Ответ:        

В8 Определите по карте, в каком направлении от отдельно стоящего дерева находится дом лесника.

Ответ:        

С4. Ученики выбирают место для создания школьного футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

А4 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания В9, В10, С5 и А5 выполняются с использованием приведенной ниже карты.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке

Горизонтали проведены через 2,5 метра

В9 Определите по карте расстояние на местности по прямой ОТ точки А до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Запишите цифрами.

Ответ:

В10 Определите по карте, в каком направлении от точки А находится отдельно стоящее дерево.

Ответ:

С5 Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер задания.

А5 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Задания В11, В12, С6 и А6 выполняются с использованием приведенной низке карты.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке.

Горизонтали проведены через 2,5 метра

В11        Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Ответ:        

В12        Определите по карте, в каком направлении от точки В находится колодец..

Ответ:        

С6 Участники школьной футбольной секции выбирают место для обустройства нового футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для обустройства футбольного поля. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном подписанном листе, указав сначала номер за дания.

А6 На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А - В разны ми учащимися. Какой из профилей построен верно?

Ответы к заданиям раздела «Источники географической информации»

Ответы к заданиям типа А

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

А1

3

А3

3

А5

1

А2

4

А4

4

А6

3

Ответы к заданиям типа В

Задание

Ответ

Задание

Ответ

Задание

Ответ

В1

150

В5

200

В9

130

В2

Запад

В6

СЗ

В10

ЮВ

В3

140

В7

250

В11

130

В4

СВ

В8

Запад

В12

южном

Критерии оценивания заданий типа С

С1 Критерии оценивания

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе говорится о том, что наиболее подходит участок 2, и приведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями и умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности. Например:

Участок 2 лучше, потому что там ровная поверхность и луг.

  1. На участке 3 - болото, а на участке 1 поле будет расположено на склоне. Участок 2 плоский, на нем растет трава. Это лучший участок.
  2. Должен быть участок без уклона, а участок 1 наклонный. На 3 — болото. На участке 2 — луг и ровно. Ответ —участок 2. (2 балла)

В ответе говорится том, что наиболее подходит участок 2, и (приведено одно обоснование, из которого очевидно, что уча щийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

ИЛИ

В ответе говорится о том, что наиболее подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями, или умеет читать условные знаки, обо значающие характер поверхности. Например:

  1. Участок 2,потому что там луг и он находится недалеко от школы.
  2. Участок 1, потому что там луг и колодец рядом.

•        Участок 3 плохой, на нем болото. Чтобы играть в футбол луг лучше. Я бы выбрал участок 1 (1 балл.)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе назван участок 2 без обоснования или с обоснованием, не имеющим отношения к вопросу.

ИЛИ

В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся умеет определять крутизну склонов по расстоянию между горизонталями или умеет читать условные знаки, обозначающие характер поверхности.

Например:

Я думаю, это участок 2.

Участок 1 лучше, потому что он больше и недалеко от школы.

Участок 3 самый подходящий, рядом с рекой. (0 баллов)

Используемая литература.

  1. В.В Барабанов, А.П.Кузнецов «ФИПИ ГИА выпускников 9 классов в новой форме «География 2009»; М.; «Интеллект-Центр», 2009г.
  2. В.П.Максаковский «География» пособие для поступающих в ВУЗы; М.; «Дрофа», 2007г.

Прогнозируемый результат.

Если использовать предлагаемый алгоритм в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. Это приведёт к наиболее высоким результатам при сдаче ГИА и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕГЭ (ПИСЬМО И ГОВОРЕНИЕ)

Цель данной работы – поделиться опытом работы с учащимися 11 классов по подготовке к Единому Государственному Экзамену. Проанализировав результаты, полученные учащимися гимназии № 1512 в 2010-2011 уче...

Методические рекомендации по подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ по информатике

Методические рекомендации по подготовки учащихся  11 классов к ЕГЭ по информатике...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

В условиях перехода к единой форме сдачи итоговой аттестации в форме ЕГЭ становится акту­альным вопрос о целенаправленной, системной, качественной подготовке учащихся к экзамену.Методические рек...

Методические рекомендации по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по обществознанию

Представленные материалы содержат методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, памятку для учащихся и примеры заданий для формирования и закрепления навыков работы с КИМам...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Методические рекомендации по подготовке к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...