Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
методическая разработка
Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель разработки данных методических рекомендаций – методическое сопровождение педагогов в подготовке конкурсных материалов. Методические рекомендации призваны помочь педагогам подготовить материал в соответствии с требованиями Конкурса и методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ.
Данные методические материалы содержат два раздела. В первом разделе даются общие понятия о методической разработке, примеры, описываются требования и ее структура. Во втором разделе даются методические рекомендации по подготовке конкурсных материалов.
Представленные материалы предназначены для педагогических работников и педагогических коллективов образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования всех типов и видов, находящихся на территории Московского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii_po_podgotovke_k_konkursu_metod_materialov_po_pddtt.docx | 87.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Районный опорный центр по безопасности дорожного движения
«Безопасный старт»
ул. Ленсовета, д. 35 Т.70тел.: 246-29-77, 246-29-78 | Сайт: www.cdutt.ru (раздел «Дорога безопасности») |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
Авторы-составители:
Щетникова Т.С,
методист РОЦ БДД «Безопасный старт»;
Большакова А.В.,
методист РОЦ БДД «Безопасный старт»
Санкт-Петербург
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 | |||
1. | Методическая разработка | |||
1.1. | Методическая разработка. Общие понятия | 4 | ||
1.2. | Структура методической разработки | 7 | ||
2. | Методические рекомендации по подготовке конкурсных материалов | |||
2.1. | Конкурс методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | 10 | ||
2.2. | Общие требования к оформлению конкурсных материалов | 20 | ||
Словарь | 22 | |||
Список использованных источников | 23 | |||
Приложения | ||||
Титульный лист методической разработки | 24 | |||
Положение о Районном этапе конкурса методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей свидетельствует о необходимости повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимой в образовательных учреждениях среди детей и родителей. В настоящее время у многих педагогов накоплен большой опыт работы по данной теме, которым он может поделиться с коллегами. Поскольку показать его на практических занятиях не всегда представляется возможным, эффективным методом распространения своего передового педагогического опыта является создание методической разработки.
Данные методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее – Конкурс).
Цель разработки данных методических рекомендаций – методическое сопровождение педагогов в подготовке конкурсных материалов. Методические рекомендации призваны помочь педагогам подготовить материал в соответствии с требованиями Конкурса и методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ.
Данные методические материалы содержат два раздела. В первом разделе даются общие понятия о методической разработке, примеры, описываются требования и ее структура. Во втором разделе даются методические рекомендации по подготовке конкурсных материалов.
Представленные материалы предназначены для педагогических работников и педагогических коллективов образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования всех типов и видов, находящихся на территории Московского района Санкт-Петербурга.
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.
Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть, как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Методические материалы предназначены для всех тех, кто пытается осмыслить и описать, представив в тексте, свой или чужой педагогический опыт, кто ставит себе задачи повышения профессионального мастерства за счет оценки собственной работы и жизненного опыта, выявления в ней “изюминок” или находок и поиска способов передачи данного опыта интересующимся коллегам.
Методическая разработка может представлять собой:
- разработку конкретного занятия;
- разработку серии занятий, лекций;
- разработку программы;
- разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
- разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
- методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания дисциплины;
- описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
- сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
- пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию и др.
Для создания и последующего представления методической разработки важными являются следующие этапы:
- определение темы и подборка необходимого материала;
- систематизация, обобщение и оформление материала в электронном виде.
Последовательность действий следующая:
- изучить существующую литературу по разрабатываемой теме;
- составить план методического издания;
- опираясь на план написать текст основной, теоретической части вашей разработки;
- разработать полные примеры, которые будут поддерживать изложение;
- снабдить вашу работу необходимым дидактическим материалом;
- сделать список использованной и рекомендованной литературы.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально- технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки заданий, тесты, выкройки или схемы, планы уроков, конспекты лекций, ЭОР и т.д.).
1.2 СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Каждый автор может составить свою работу в той последовательности, которая позволяет ему наиболее рационально представить свой материал.
И это его право. Однако существует определённая логическая схема написания того или иного текста. Она закреплена нормами государственного стандарта, а именно ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Таким образом, по своей структуре методическая разработка выглядит так:
- Титульный лист.
В верхнем колонтитуле титульного листа указывается полное название Учреждения. В нижнем колонтитуле указывается текущий год. В центральной части указывается полное название конкурса, название вида работы (сценарий родительского собрания, игры, конспект и т.д.) и автор работы (ФИО, должность). Образец титульного листа в Приложении 1.
- Лист содержания.
«Содержание» – основа работы. Оно должно раскрывать его суть. Первый пункт «Введение», далее перечисляются разделы и подразделы. После разделов идет «Заключение», «Список источников информации», «Приложения». Подразделы не являются обязательными, их можно использовать, если автор считает, что они помогут наиболее полному раскрытию темы.
- Введение.
Текст введения должен быть четкий, лаконичный, кратко излагающий основные мысли работы. В этом же разделе описывается цель, объект исследования и актуальность темы. Структура введения имеет несколько подпунктов:
- Общие слова о направлении деятельности.
- Какова причина появления данной методической разработки?
- Для кого предназначена данная методическая разработка?
- В чем состоит авторская точка зрения, подход автора? В чем состоит замысел автора?
- Что конкретно вы хотите изменить или внести и как?
- Предполагается ли достижение учащимися более высокого уровня знаний, умений и навыков, развитие ценностных установок личности, формирование мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся?
- Цель.
- Задачи.
- Методы и формы.
- Этапы реализации.
- Кадровое обеспечение.
- Техническое и материальное обеспечение.
- Требуется ли особая подготовка педагога для работы по авторской программе? В чем она заключается?
- Содержательная часть методической разработки.
Главы, пункты, подпункты - содержание методической разработки является сугубо индивидуальным, поэтому автор сам выбирает вопросы, которые стоит раскрыть, в той или иной степени. Она может быть различной по объему и содержанию, по полноте представленности педагогической технологии.
Содержательная часть включает:
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы;
- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
- Заключение.
Выводы не могут занимать более чем 2 страницы. Это анализ основного текста, подведение итогов. Описываются достигнутые цели, особо выделяя достоверные утверждения. Важно обратить внимание на возможность практического применения работы.
- Словарь.
В словаре указываются специальные слова (характерные какому-либо виду деятельности), которые автор использует при написании методической разработки, с целью разъяснения их значения читателям.
- Список использованных источников.
Список литературы желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.
Список электронных ресурсов, в котором указывается перечень электронных источников (интернет ссылки, видео, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).
- Приложения.
Различный дополнительный материал: схемы, графики, таблицы, рисунки, эскизы, сценарии, фотографии, нормативные документы и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1 КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Конкурс методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее Конкурс) направлен на активизацию деятельности педагогических работников по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Цель Конкурса – выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Положение о Районном этапе конкурса методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2019 г. в Приложении 2.
Конкурс содержит следующие номинации:
Номинация 1. «Обучение детей правилам дорожного движения».
Для участия в данной номинации могут быть представлены следующие методические разработки:
- Урок
Темы уроков, занявших призовые места в Конкурсе:
- «Глаз как инструмент ориентации в пространстве и предупреждения опасности» (урок биологии для учащихся 8 класса);
- «Вычисление в пределах 10 и правила дорожного движения» (урок математики для учащихся 1 класса).
- Тематическое занятие (занятия);
Примеры занятий, занявших призовые места в Конкурсе:
- Занятие на тему «Пешеходы на колесах» (ПДД для пешеходов, передвигающихся на различном индивидуальном транспорте, 4-5 кл.);
- Конспект итогового занятия по ПДД для дошкольников 5-6 лет с использованием ЭОР (игра-викторина «Как Мишка в город ездил»);
- Тематическое занятие «Школа дорожных наук». Целью занятия является внедрение комплекса современных образовательных технологий: развивающие игры, игровые ситуации, дидактические игры, упражнения на развитие воображения, моделирование с помощью макетов и наборов дорожных знаков, информационно-коммуникативные технологии, а также элементы проблемного обучения – разбор проблемных ситуаций.
- Цикл бесед
Темы бесед, занявших призовые места в Конкурсе:
- Цикл бесед с детьми старшего дошкольного возраста на тему «История возникновения правил дорожного движения» («История дорог», «Как появился транспорт», «Как появились дорожные знаки» и др.).
- Обучающие экскурсии (прогулки)
Материалы экскурсии должны содержать:
Текст экскурсии, который делится на три части: вступление, основная часть, заключение.
Вступление должно быть ярким и лаконичным и состоять из двух частей:
– организационной, в которой экскурсовод представляется группе, сообщает маршрут, время и место окончания экскурсии, проводит инструктаж о правилах безопасности и поведения экскурсантов;
– информационной, в которой кратко излагается содержание и называются наиболее интересные объекты.
Основная часть может состоять из отдельных подтем, объединенных единой темой. Каждая подтема может быть раскрыта как на одном объекте, так и нескольких.
Заключение. Экскурсия не заканчивается знакомством экскурсантов с последним объектом, которым завершается маршрут. Экскурсовод делает выводы по теме, обобщает увиденное и услышанное, рекомендует принять участие в других экскурсиях.
Методическая разработка экскурсии может включать:
- Технологическую карту.
- «Портфель экскурсовода» (карточка одного или нескольких экскурсионных объектов, пример наглядного пособия). «Портфель экскурсовода» – условное название комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда.
- Практическое занятие на специализированной учебной территории.
Например, конспект занятия на автогородке или автоплощадке.
Номинация 2. «Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)».
Для участия в данной номинации могут быть представлены следующие методические разработки:
- Классный час
Описание игры, викторины, он-лайн экскурсии и др., проведенных в рамках классного часа.
- Познавательная деятельность (дидактические игры)
Виды дидактических игр:
1) Игры с предметами (игрушками)
основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Для изучения правил дорожного движения с помощью дидактических игр с предметами можно использовать макеты перекрестков, дорожных знаков и светофором, автомобилей, в том числе со спец. сигналами, отрабатывать навыки очередности проезда перекрестков или сигналы регулировщика и др.
2) Настольно-печатные игры
разнообразны по видам: «лото», «домино», игры с карточками, настольные игры и др. С помощью настольно-печатных игр можно изучать дорожные знаки, решать различные задания по теме безопасности дорожного движения.
3) Словесные игры.
это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. К словестным играм относятся загадки, различные шарады и пр.
Важно, что в методической разработке должна быть представлена не столько непосредственно сама игра, сколько ее подробное описание и схемы, эскизы, задания и пр. для ее самостоятельного создания другим педагогом. Непосредственно готовая игра должна быть представлена в качестве приложения.
- Сценарные наработки
На Конкурс могут быть представлены сценарии конкурсно-игровой программы, праздника, игры-путешествия, игры-соревнования, викторины, КВН и др.).
Примеры сценарных разработок, занявших призовые места в Конкурсе:
- Сценарная разработка интерактивного игрового занятия «Правила дорожного движения детям» (для детей с ЗПР и ЛИН), созданная специалистами ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района. Игровое интерактивное занятие объединяет в себе несколько свойств и качеств, помогающих поддерживать необходимую информативность материала и в то же время высокий уровень заинтересованности у детей и, как следствие, хорошую усвояемость сообщаемых знаний (театрализация, мультимедиа контент, использование доступного ситуационного юмора, постоянная смена видов деятельности, многократное повторение ключевых понятий и фактов, игровые задания).
- Воспитатель ГБДОУ д/с № 74 Кировского района написал сценарий КВН по ПДД «На улице без исключения мы все участники дорожного движения» для детей подготовительной группы.
- Литературный сценарий «Территория безопасности – Миссия выполнима!» (игровая программа по закреплению знаний ПДД для учащихся 5-6 классов). Разработанная игровая программа создает условия для вовлечения подростков в мир увлекательной секретной миссии с выполнением разнообразных заданий, направленных на повторение ПДД.
- Деятельность отряда ЮИД
Для ознакомления с рекомендованными сценариями мероприятий для отрядов ЮИД рекомендуем воспользоваться ресурсом «ЮИД России», раздел «Педагогическим работникам. Методические материалы» (юидроссии.рф/documents).
Номинация 3. «Работа с родителями».
Для участия в данной номинации могут быть представлены следующие методические разработки:
- Памятки
Памятки для родителей по дорожной безопасности — это подборка информации по обучению детей внимательности на дороге, приучению их к правильному поведению на дороге и пешеходных переходах.
Темы, которые рекомендуется освещать в памятках: использование световозвращающих элементов, правила перевозки детей в личном автомобиле, а также в общественном транспорте, дорожные «ловушки» (зоны скрытой видимости), отработка выполнения правил дорожного движения на пути «дом – школа – дом» и др.
Памятки могут быть выполнены в форме буклета, листовки, плаката, а также размещены на электронных ресурсах.
- Беседы, консультации
Беседа один из самых известных методов воспитания, применяемых в процессе обучения. При подготовке конкурсной работы необходимо дать подробное описание: цель, задачи, план беседы (консультации), используемый материал (лозунги, плакаты, макеты дорожных знаков, выставка детских рисунков), ход беседы.
Примеры тем для консультаций:
- Привычки детей, безобидные возле дома, но опасные на проезжей части дороги (расширение общего кругозора родителей по проблеме безопасного поведения детей на дороге, полезные советы, яркие иллюстрации).
- Типичные ошибки в объяснении ПДД детям (примеры распространенных ошибок, которые допускают родители пытаясь объяснить детям, как правильно вести себя на дороге).
- «Вы, ребенок, дорога и безопасность» (правила для родителей во дворе, транспорте, на дороге; примеры различных ситуаций на дороге).
- Родительские собрания
Методические рекомендации по проведению родительских собраний на тему безопасности дорожного движения могут содержать текст лекции, презентационный, видеоматериал, буклет, рекомендации по воспитанию культуры поведения ребенка на дороге и др.
- Круглый стол (диспут)
Примером методической разработки в форме круглого стола для родителей является работа специалистов ГБДОУ д/с № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга «Безопасность детей на дороге», ставшая победителем городского Конкурса. В работе представлена предварительная работа, викторина для родителей, игры и упражнения, видеосюжеты.
- Совместные мероприятия (досуговая деятельность) и др.
Разработка может содержать сценарий игры, праздника, конспект совместного занятия, целевой совместной прогулки и др. при участии родителей.
Методическая разработка в данной номинации может представлять собой как одну из описанных выше форм, так и систему работы с родителями по пропаганде безопасности дорожного движения.
Номинация 4. «Методические инновации»
Для участия в данной номинации могут быть представлены следующие методические разработки:
- Методические рекомендации
Методические рекомендации включают в себя систематизированный материал, раскрывающий суть и отличительные особенности методики.
Методические рекомендации - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, дидактическим материалом, методическим пособием). Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенной теме (в том числе мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: преподавателям, родителям, методистам, педагогам-организаторам и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
- дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к педагогическому составу);
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
- предостеречь от типичных ошибок.
- Проект
Проект по теме безопасности дорожного движения предполагает наличие комплекса мероприятий, дел, объединенных общей целью. Проект содержит несколько этапов его реализации (исследование проблемы, темы, планирование, сроки реализации, ожидаемые результаты).
Примеры проектов, занявших призовые места в Конкурсе:
- «Соревнования по городскому пешеходному ралли для школьников» (решает актуальные задачи, допускает участие разновозрастных команд, может служить основой для организации традиционных метапредметных интеллектуально-спортивных соревнований).
- Метапредметный проект «Дороги близко и далеко». Основной идеей проекта является повторение правил дорожного движения в процессе изучения английского языка, знакомство с особенностями дорожного движения в других странах.
- Интернет-проект «Добро пожаловать в страну безопасного движения!». Материалы данного Интернет-сайта представляют собой интернет-хранилище истории правил дорожного движения, истории и современного этапа организации дорожного движения, правил дорожного движения в онлайн-играх, подборку российских мультипликационных фильмов о ПДД. Одно из преимуществ данного сайта - его дистанционное использование. На базе материалов сайта проведен «Семейный конкурс «Правила дорожного движения знай и выполняй» среди учащихся 1-х классов и их родителей.
- Дидактическая сказка для детей старшего группы с использованием интерактивной песочницы. Главным критерием является новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
- Проект «Дневник юного пешехода». Педагоги ГБОУ № 208 Красносельского района разработали данный проект для учащихся 1-4 классов. Преимущества работы с Дневником юного пешехода оценили учителя и дети, он наглядно показывает ту работу, которая проводится в рамках организации урочной и внеурочной деятельности по изучению ПДД и пропаганде безопасности дорожного движения.
- Положения
Методическая разработка данного раздела может представлять из себя положение или сборник положений о мероприятиях по безопасности дорожного движения.
- Учебная (образовательная) программа
В данном разделе на Конкурс могут быть представлены тематические программы: дополнительного образования детей, внеурочной деятельности, классных часов, воспитательной работы и др.
- Профильная программа по работе с отрядами ЮИД
- Методическое, учебно-методическое пособие (комплекс)
Комплексный вид методической продукции, включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики реализации программы, проекта.
Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Примеры методических пособий, занявших призовые места в Конкурсе:
- ГБДОУ д/с № 81 Красногвардейского района разработали учебно-методический комплекс «Увлекательная игротека для детей и взрослых по правилам дорожного движения». Авторским коллективом разработана серия компьютерных игр для детей дошкольного возраста, способствующая формированию основ культуры безопасного поведения на дороге. Ярко и образно преподносит материал, использование современных технологий.
- В ГБДОУ д/с № 67 Выборгского района разработали учебно-методическое пособие «Мы в ответе за то, что делают наши дети». Комплекты пособий для детей старшего дошкольного возраста, педагогов, семей воспитанников содержат тематический словарь «Всезнайка», рабочую тетрадь «Поиграйка», игры «Лото», «Уголки», «Четвертый лишний» и др. Данное пособие имеет широкий спектр применения: в образовательной деятельности, как раздаточный материал, возможно использование на прогулке.
- ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- Требования к оформлению текста:
- Формат текста: MS Word.
- Ориентация – книжная.
- Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.
- Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
- Шрифт – Times New Roman.
- Размер шрифта 14;
- Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту отчета и равен 1,25 см.
- Текст не должен содержать в себе фрагментов сложного форматирования, объектов Word Art, границ, рамок, теней, заливок и объемов, эффектов анимации и звукового сопровождения.
- Красная строка.
- Междустрочный интервал – одинарный.
- Выравнивание текста – по ширине.
- Исключить переносы в словах.
- Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается прописными буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
- В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров страниц, на которых начинается материал.
- Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
- В числе приложений могут быть планы проведения конкретных мероприятий, тестовые задания, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам, методики определения результативности работы, схемы, диаграммы, карты, фотографии, примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий, рефератов и др. Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер или обозначают заглавной буквой русского алфавита (например, «Приложение 1» или «Приложение А»).
- В качестве дополнительных материалов принимаются: дидактические материалы, видеоматериалы, иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и др., отражающие опыт работы конкурсанта, результативность внедрения инновационной работы в учебно-воспитательную и образовательную деятельность. Дополнительные материалы также должны быть сфотографированы и добавлены в методическую работу как приложение.
- Конкурсный материал предоставляется в печатном виде, а также на электронном носителе (компакт-диск или флэш-накопитель).
СЛОВАРЬ
БДД – Безопасность дорожного движения
ПДД – Правила дорожного движения
ЮИД – Юные инспекторы дорожного движения
ДДТТ – Детский дорожно-транспортный травматизм
ЭОР – электронные образовательные ресурсы
Тезаурус - словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами.
Метапредметность – направленность обучения на интеграцию знаний из нескольких предметов или учебных дисциплин с целью формирования обобщенного знания или определенной компетенции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гайнуллина И. В. Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. г. Югорск, МБУ «Городской методический центр», 2010. - 20 с.
- ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
- Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов /Авт.- сост.: В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина. — М.: ФИРО РАНХиГС. — 2019. — 42 с.
- Составление и оформление методических материалов. /Автор-составитель: Степанова Т.В, методист МБОУ ДОД ГДД(Ю)Т им. Н.К. Крупской.
- Составление методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации /Е.В. Однолеткова, С.П. Гонта, И.Ю. Неверова. - Екатеринбург: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж», 2015 г.
- Требования к методическому пособию, методической разработке, методическим рекомендациям /Авт. – сост. Другова Е.Н.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Титульный лист методической разработки (бланк)
Государственное бюджетное дошкольное образовательно учреждение
детский сад № 754 комбинированного вида
Московского района Санкт-Петербурга
(полное название образовательного учреждения)
Конкурс методических материалов по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Номинация 3. «Работа с родителями»
(название конкурса, номинация)
Проект работы с родителями
«Соблюдаем вместе дорожные правила!»
для родителей детей старшего дошкольного возраста
(название методической разработки)
Автор-составитель:
Петрова Мария Борисовна,
старший воспитатель
(Автор: ФИО, должность)
Санкт-Петербург
2019 г.
(город, год)
Приложение 2
Положение о Районном этапе конкурса
методических материалов по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
Отдел образования администрации Московского района Санкт-Петербурга
Отдел ГИБДД УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга
Районный опорный центр по безопасности дорожного движения «Безопасный старт»
ГБУ ДО Центр детского (юношеского) технического творчества
Московского района Санкт-Петербурга
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЙОННОМ КОНКУРСЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
Санкт-Петербург
2019-2020
- Общие положения
Районный конкурс методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее Конкурс) является этапом городского конкурса методических материалов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
и направлен на активизацию деятельности педагогических работников по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Цель Конкурса: выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи Конкурса:
- обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного процесса в области обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах;
- повышение качества и эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасному поведению на дорогах;
- активизация деятельности педагогических работников в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- анализ и систематизация методических материалов для распространения среди специалистов образовательных учреждений Московского района.
- Руководство и организаторы Конкурса
- Организаторы Конкурса:
Отдел образования Администрации Московского района Санкт-Петербурга,
Отдел ГИБДД УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга.
- Непосредственная подготовка и проведение Конкурса возлагается на Районный опорный центр по безопасности дорожного движения Московского района «Безопасный старт».
- Участники Конкурса
В Конкурсе принимают участие педагогические работники и педагогические коллективы образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования всех типов и видов, находящихся на территории Московского района СПб.
- Порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится заочно.
Материалы и заявка (Приложение 1) для участия в Конкурсе
принимаются с 16 по 25 декабря 2019 г.
Районным опорным центром по безопасности дорожного движения «Безопасный старт»
по адресу: ул. Ленсовета, д. 35, каб. 408, 410 (пн.-пт., с 10.00 до 17.00 ч.)
- Номинации Конкурса
Номинация 1. «Обучение детей правилам дорожного движения»:
- урок;
- тематическое занятие (занятия);
- цикл бесед;
- обучающие экскурсии (прогулки);
- практическое занятие на специализированной учебной территории.
Номинация 2. «Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»:
- классный час;
- познавательная деятельность (дидактические игры);
- сценарные наработки (конкурсно-игровая программа, праздник, игра-путешествие, игра-соревнование, викторина, КВН и др.);
- деятельность отряда ЮИД и др.
Номинация 3. «Работа с родителями»:
- памятки;
- беседы, консультации;
- родительские собрания;
- круглый стол (диспут);
- совместные мероприятия (досуговая деятельность) и др.
Номинация 4. «Методические инновации»:
- методические рекомендации;
- проект;
- положения;
- учебная (образовательная) программа;
- профильная программа по работе с отрядами ЮИД;
- методическое, учебно-методическое пособие (комплекс).
- Критерии оценки конкурсных работ
- оформление разработок в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ;
- соответствие содержания материалов Правилам дорожного движения, действующими на территории РФ;
- новизна, актуальность, доступность;
- соответствие возрастным особенностям детей;
- доступность материала для использования в работе;
- глубина раскрытия темы;
- учёт психологических, возрастных и других особенностей адресата методического материала (детей, педагогов, родителей);
- практическая значимость и применимость предлагаемой разработки в массовой педагогической практике общеобразовательных учреждений;
- опыт практического применения методической разработки в образовательном процессе
(см. пункт 7.4)
- Общие требования к работам
- Конкурсный материал предоставляется в печатном виде, а также на электронном носителе (компакт-диск).
- Формат текста: MS Word, шрифт «Times New Roman», размер шрифта 14.
Текст не должен содержать в себе фрагментов сложного форматирования, объектов Word Art, границ, рамок, теней, заливок и объемов, эффектов анимации и звукового сопровождения.
- Конкурсные материалы не рецензируются и не возвращаются.
- В качестве дополнительных материалов принимаются: дидактические материалы, видеоматериалы, иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и др., отражающие опыт работы конкурсанта, результативность внедрения инновационной работы в учебно-воспитательную и образовательную деятельность. Дополнительные материалы также должны быть сфотографированы и добавлены в методическую работу как приложение.
- Организаторы Конкурса оставляют за собой право включения материалов конкурса в сборник, созданный с целью распространения передового педагогического опыта, с обязательным сохранением авторства.
8. Награждение победителей
- Все участники Конкурса получают Сертификаты.
- Победители Конкурса награждаются Грамотами.
Приложение 1
ЗАЯВКА
на участие в районном конкурсе методических материалов
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
№ | Номинация | Название работы | ФИО педагогического работника (полностью), должность | Полное название образовательного учреждения | ФИО директора образовательного учреждения (полностью) | Контактный телефон |
Руководитель ОУ ________________ (подпись)
дата
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для подготовки к краеведческому конкурсу "Ты-нижегородец"
Данный материал адресован учителям, осуществляющим подготовку команд участников районного этапа городского конкурса "Ты- нижегородец". Здесь представлены советы по организации работы команды, пр...
Методические рекомендации по подготовке ученических проектов и конкурсов по краеведению.
Подобранный материал поможет подготовить проекты по краеведению....
Методические рекомендации по подготовке работ к участию в областной заочной конференции по развитию технического творчества
Методические рекомендации по подготовке работ к участию в областной заочной конференции по развитию технического творчества предназначены для педагогическ...
Методические рекомендации по подготовке команд к участию в Областном конкурсе «Родители-водители»
Методические рекомендации предназначены для улучшения и повышения качества подготовки учащихся ОУ к участию в Областном Конкурсе «Родители-водители». Пособие предназначено для заведующих филиалами, ру...
Методические рекомендации "Подготовка исследовательских работ для участия в конкурсах"
В рекомендациях описаны уровни выполнения исследовательских работ, обозначены классические ошибки при выполнении исследовательских работ, проблемы,представлены основные правила успеш...
Методические рекомендации для подготовки к соревнованиям по борьбе и участие в них
Соревнования по борьбе являются проверкой учебно-спортивной работы в секциях, а также прекрасной школой мужества и воспитания воли.Без соревнований работа по самбо становится мертвой. Занимающиеся не ...