Контрольно – оценочная деятельность учителя в контексте ФГОС
презентация к уроку на тему
Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno_-_otsenochnaya_deyatelnost_uchitelya_v_kontekste_fgos.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уметь адаптироваться к ситуации Уметь ставить цель и добиваться ее Уметь общаться Уметь ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Заботиться о других, уметь слушать и слышать других Выполнять правила здорового образа жизни C тандарты второго поколения: Требования к результатам образования Выпускник школы должен
Традиционный взгляд: «Дать прочные ЗНАНИЯ » Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний … Метапредметные универсальные учебные действия ( познавательные , регулятивные и коммуникативные ) - основа умения учиться … Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности … ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ « РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ … составляет основной результат образования » ФГОС – это требования к … СТРУКТУРЕ РЕЗУЛЬТАТАМ основной образовательной программы УСЛОВИЯМ ФГОС: новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА (проверка заявленных действий, умений, а не просто набора знаний)!
НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат ДЕЙСТВИЯ
Ориентация на результат: система оценки Внутренняя оценка : учитель , ученик , ОУ и родители Внешняя оценка : государственные службы и общественные организации мониторинг системы образования УЧИТЕЛЬ: стартовая готовность, срезовые работы, портфолио УЧЕНИК: самооценка, самоанализ, взаимооценка итоговая оценка аккредитация ОУ, аттестация кадров В зависимости от ступени : в НШ – только внутренняя; В ОШ и СШ – и внутренняя, и внешняя Основа : ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Комплексная оценка личностных, мета-предметных, предметных результатов Итоговые работы и портфолио Учет условий Учет динамики образовательных достижений
Технология оценивания результатов Представляет собой 7 правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания: ОЦЕНИВАЕМ ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + Учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образов.результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам.
Правило 1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? «Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)». Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.
Правило 2. КТО ОЦЕНИВАЕТ? На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценки), что она завышена или занижена.
Правило №2 предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? 5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку?
Правило 3. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? «За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка» ПРИМЕР 1 : На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы) ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок, которые если необходимо (выставить в журнал одну отметку) усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику
Правило 4. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ? В таблицах результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) (+ в портфеле достижений)! Таблицы результатов образования – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик: предметных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных- неперсонифицированных .
Предметная ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ Отметка выставляется в таблицу результатов (блокнот учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения задачи . Минимум – учитель 1-2 раза в четверть после контрольной работы. Максимум – учитель и ученики регулярно. Пример: Тема _____________ Ученики Выделять главное и обобщать Определять причины и следствия явлений Давать и объяснять свои оценки явлениям 1 4. 5. 4 . 3. 2 3. 3. 4. 4. 3 4. 4.
ТАБЛИЦЫ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Ученики Определять цель обнаруживать и формулировать проблему: Н – учебной деятельности, урока П – тему проекта . Выдвигать версии , прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: Н – выбирая из предложенных П – самостоятельно искать средства достижения цели. . Планировать с помощью учителя учебную деятельность: Н - решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; П - осуществление проекта. Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя Н - основные П - и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) По ходу работы сверять свои ействия с целью , находить и исправлять ошибки Н – с помощью учителя П - самостоятельно. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: Н – в привычной учебной ситуации на уроке П – при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки. Осознавать причины своего успеха или неуспеха , находить выход из ситуации неуспеха Н – в диалоге с учителем П – самостоятельно. Н П Н П Н П Н П Н П Н П Н П 1. 2. Средний % по классу Пример. Регулятивные УУД . Н - необходимый уровень 3-4 кл., П – повышенный уровень 3-4 классов (необходимый для 5-6 классов)
Правило 5: КАК РАЗЛИЧАТЬ УРОВНИ ОЦЕНОК? (по уровням успешности) Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем . Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично». Максимальный уровень (Необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Система оценки в ООП ООО Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Система оценки в ООП ООО Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Система оценки в ООП ООО пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»), низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1») Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку по любой балльной шкале. Например: Необходимый уровень «норма; хорошо, но не отлично». Повышенный уровень « приближается к отлично; отлично». Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИ 5-ти балльные ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО – 3 ПОЛНОСТЬЮ – 4 ЧАСТИЧНО – 4 ПОЛНОСТЬЮ – 5 ЧАСТИЧНО – 5 ПОЛНОСТЬЮ – 5
Правило 6: Отказ от отметки и пересдача За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифм.баллов), Итоговая оценка за образовательную ступень – на основе всех результатов: накопленных учеником в портфеле достижений итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов на основе защиты индивидуального итогового проекта (метапредметного или предметного) Правило 7. Как определять итоговые оценки и отметки?
Переход общеобразовательной школы на ФГОС предполагает не только новые требования к результатам образовательного процесса, но и новые подходы к оценке достижения планируемых результатов. Эффективный контроль должен отвечать следующим требованиям . Направленность на оценку способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Оценивание должно способствовать пониманию предмета. Результаты контроля должны быть доступны самооценке учеников. Развивать критическое мышление и метапредметные навыки, помогать ученикам максимально использовать собственный потенциал. Стимулировать и учителя, и учеников размышлять над достигнутым; давать толчок к развитию, а не вселять уныние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Контроль – не наказание и не повод для удовлетворения своих амбиций. И для учителя, и для учеников оценивание должно быть необходимой и открытой процедурой: каждый должен знать, когда, что и по каким вопросам будет проверяться.
Ресурсы: 1 ) Стандарты второго поколения. Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений Российской Федерации. Система оценки результатов освоения основныхобщеобразовательных программ 2) http://yandex.ru/yandsearch?text 3) http://s842.zouo.ru/assets/files/Documents/FGOS/ sistema_ocenki.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....
Контрольно - оценочная деятельность учителя достижений обучающимися планируемых результатов освоения курсов коррекционно - развивающейся области в свете требований ФГОС по курсу РРС и ФПСР
Оценинвание учащихся на занятиях РРС и ФПСР...
Статья "Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС"
Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС...
Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя географии в условиях ФГОС ОО
В статье рассматриваются изменения в оцнке достижений учащихся....
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО.
Контрольно-оценочная деятельность учителя. Комплексный подход к содержанию оценки и соответствия с требованиями ФГОС ОО....
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"
Выступление на ММО учителей русского языка и литературы Тема: "Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации фгос ООО, СОО"...