Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования
статья на тему
Статья об интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_estestvennonauchnogo_i_gumanitarnogo_obrazovaniya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования
Форм освоения человеком действительности много.
Но лишь вместе они обеспечивают жизнедеятельность человека.
В Российском законе «Об образовании» сформирован главный принцип государственной политики в области образования «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Мир науки нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Наука и духовно-практические способы освоения действительности (искусство, мораль, религия) могут существовать, только дополняя друг друга. Мир классической науки сам по себе лишён надежды, сострадания, заботы и других экзистенциальных человеческих качеств и чувств. Только через гуманитарный компонент культуры человек может приобщиться к этим ценностям. Без взаимодополнения естественнонаучного и гуманитарного невозможно гармоничное развитие личности в единстве истины, добра и красоты. Современная наука наполняется человеческими смыслами и ценностями через антропный принцип, синергетику, биоэтику и т. д.
Обладать сегодня естественнонаучной культурой означает, что каждый человек должен знать особенности научной формы освоения человеком действительности. Форм освоения человеком действительности много. Основные: мифологическая, религиозная, художественная, научная, техническая и другие. Однако основой современной цивилизации является научная форма освоения человеком действительности. И, тем не менее, человеку, даже если он многое знает, умеет, суждено жить, действовать, принимать ответственные решения на границе научного знания и других форм освоения человеком действительности.
Когда мы говорим о единстве естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности, то имеем в виду не простое наличие в культуре индивида этих двух составляющих, а их интеграцию.
Нельзя считать, что человек обладает естественнонаучной составляющей культуры, если он не понимает, что в результате активной деятельности природа претерпевает огромные изменения, человек постепенно становится основным фактором эволюции биосферы и всей земли как космического тела. В связи с этим он должен однажды взять на себя ответственность за характер протекающих эволюционных процессов на нашей планете.
На уроках естественнонаучного цикла (физика, химия, биология) происходит формирование представлений о своеобразии региона (природные ресурсы, антропогенные ландшафты, рациональное природопользование, качество окружающей среды и её влияние на человека, специфика проявления законов природы). От развития естественных наук зависит качество продуктов, уровень жизни и услуги населению, здоровье, экологическая безопасность, создание здоровье сберегающей среды, комфортность и качество жизни. Основываясь на этом подходе, можно разработать модель структуры культурологического содержания школьной естественной науки, как системы содержательных взаимосвязанных компонентов. В структуре модели выделены три составляющие: ценностная - система ценностей, формируемых в школьном биологическом образовании, - жизнь, живая природа, здоровье, человек, наука, знания; способы деятельности по освоению биологической культуры; творческая деятельность школьника как составляющая естественнонаучной культуры . Учащиеся нашей школы изучают экологическую обстановку микрорайона школы, сопоставляя полученные данные с данными по СПб, Лен. обл. и России. Исследуют животный и растительный мир региона, условия жизни в СПб, здоровье населения различных районов города, предлагают способы изменения экологической ситуации в районе, городе, регионе.
Большая роль в формировании гуманитарной культуры учащегося отводится экологическому воспитанию. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
В связи с этим мною был создан интегрированный проект «Экологический мониторинг микрорайона школы». Проект предназначен как дополнительный модуль для курсов биологии, географии, химии, естествознания.
Он был признан лучшим инновационным продуктом ОУ в 2010-2011 учебном году и представлен на районной практической конференции работников образования «Инновационная деятельность педагогов», где получил высокую оценку.
Содержание инновационного продукта ориентировано на рассмотрение проблем экологии и охраны окружающей среды, мониторинга их состояния на уровне города СПб и конкретного микрорайона школы.
Исследовательская работа проводится в 6 направлениях: мониторинг зеленой зоны, автотранспортной нагрузки, атмосферы, строительства, бытовой нагрузки и плотности населения.
Осуществление данного проекта переводит классический процесс обучения на качественно новый уровень, так как существенно повышает уровень подготовки школьников в области естественнонаучных дисциплин, помогает формировать гуманитарную культуру учащихся. Проект вовлекает участников в исследовательскую деятельность и повышает качество естественнонаучной грамотности, помогает сформировать научное мировоззрение. Образовательный процесс при этом характеризуется увеличением самостоятельности и активности школьников на занятиях, изменением роли учителя, выходом обучения на современный проектно-исследовательский уровень. Продукт способствует развитию исследовательской компетенции учащихся.
Использование данных методических рекомендаций не требует значительных материальных затрат, преимуществом продукта являются технологичность, малозатратность, вовлечение в исследовательскую деятельность, приближенность глобальных экологических проблем к экологии данной местности, региона, района, микрорайона.
Инновационная составляющая продукта заключается в том, что проект интегрирует в единую систему элементы естественнонаучных и гуманитарных знаний, является средством целостного восприятия мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования
Статья, раскрывающая необходимость интеграции естественных и гуманитарных дисциплин, которая осуществляется в рамках экологического образования школьников....
Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»
Опыт открытых интегрированных уроков Основ православной культуры и ИЗО, Духовного краеведения Подмосковья и Музыки....
Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла.
В связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию, особо важное значение ...
Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
Главная проблема преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является нехватка учебного времени.Сжатое преподавание курса основ информатики не может быть качественн...
Интеграция на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы)
Формирование широкой, целостной картины мира в сознании учащихся, способности системно мыслить при решении практических задач - вот главная цель интеграции в школе...
«Эффективные практики реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей»
Объективное оценивание качества освоения обучающимися лексических единиц по теме "Моя семья" по учебному предмету "иностранный язык" ( 6 класс УМК Spotlight 6)...