Интеграция на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы)
учебно-методический материал
Формирование широкой, целостной картины мира в сознании учащихся, способности системно мыслить при решении практических задач - вот главная цель интеграции в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_na_urokah_gumanitarnogo_tsikla.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы)
Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся, способности системно мыслить при решении практических задач – главная цель интеграции в школе.
Причины обращения к интеграции, преимущества интегрированных уроков
1. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.
2. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, исключается дублирование материала.
3. Форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, снижает перегрузки, подкрепляет мотивацию в обучении.
4. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, позволяют систематизировать знания, формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
5. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
6. Интеграция даёт возможность для самовыражения творчества учителя, способствует росту его профессионального мастерства, так как требует владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Классификация интегрированных уроков
По содержанию:
а) на базе одной дисциплины, другая дисциплина выступает в роли вспомогательной;
б) уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков;
в) уроки, на которых учебные дисциплины группируются вокруг определенной учебной проблемы, законов развития понятий, природы и т. д.;
г) интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей.
По способу организации:
а) конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин;
б) конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
в) создание интегрированных тем, разделов, курсов.
По уровню проведения:
а) понятийно-информационный (учителя разных предметов согласуют информацию, формулируют тему, цели и т. д., но проводят урок по отдельности);
б) бинарный урок (одновременное обучение, урок в котором участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь).
Методика подготовки и проведения интегрированного урока
1. Подготовительный этап.
Определение смежного предмета (предметов).
Выбор темы урока.
Определение содержания урока.
Подбор заданий и тем сообщений для учащихся.
Определение форм, методов и средств обучения, позволяющих наиболее эффективно решать задачи урока.
2. Основной этап.
Проведение интегрированного урока.
3. Заключительный этап.
Анализ интегрированного урока.
Варианты использования интеграции на уроках гуманитарного цикла
(из опыта работы)
Использование межпредметных связей на уроке литературы в 10 классе
«Муза А. А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего в лирике А. А. Фета»
Первой ступенькой на пути к интеграции для меня стало использование межпредметных связей. Технология использования МПС заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов. На подобных уроках формируются конкретные предметные знания, а не представления об окружающем мире в целом.
Примером может стать урок литературы в 10 классе «Муза А. А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего в лирике А. А. Фета».
Цель этого урока - познакомить учащихся с особенностями лирики А. А. Фета и основными мотивами его творчества.
Среди всех воспитательных, образовательных и развивающих задач выделяю следующие: познакомить с различными возможностями выразить душевное состояние посредством искусства (поэзия, музыка, живопись); развивать творческое воображение, ассоциативное мышление; рассмотреть импрессионистичность восприятия А. А. Фетом окружающего мира как эволюцию темы любви и темы природы.
Чтобы решить эти задачи, сформировать первоначальное представление об импрессионизме, обращаюсь к живописи и творчеству художников-импрессионистов: после знакомства со стихотворением «Шепот, робкое дыханье...» предлагаю учащимся прослушать сообщение.
В опережающем индивидуальном задании (возможна исследовательская работа) выделены только самые главные черты этого направления, использованы репродукции картин.
На следующем этапе урока, в ходе анализа стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь…», опираюсь на полученные учащимися сведения.
Интегрированный урок на базе одной дисциплины.
Урок развития связной речи учащихся «Три шедевра» (6 класс)
Уроки развития связной речи наиболее подчиняются интеграции, так как такой урок может снять неестественность ситуации общения на уроке путем затушевывания образовательных задач, решением их на фоне нового или занимательного материала, тем более что дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще…».
Для повышения эффективности обучения я (как и в предыдущем уроке) применила мультимедийную презентацию. Это дало возможность управлять процессом демонстрации, использовать музыкальные и видеофрагменты, задействовать все каналы восприятия учащихся, получить обратную связь, предложить правильные образцы для рефлексивной деятельности, сэкономило время.
По содержанию, это интегрированный урок на базе одной дисциплины (русский язык), в роли вспомогательных выступали музыка и литература, поэтому структура урока развития речи была сохранена.
Урок сконструирован и проведен одним учителем, однако перед проведением урока можно получить консультацию учителя музыки, работающего в классе.
Бинарный урок истории, литературы, русского языка в 11 классе
«Экономика весны превратилась в политику».
Урок можно назвать комбинированным, но в основе его лежит систематизация и обобщение знаний. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Они готовят к ЕГЭ, учат искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы, учат извлекать нравственные уроки из осмысления событий.
Проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимости, строгого разграничения компетенций. Мне кажется, это одно из важных условий успешности подобных уроков.
В интегрированном уроке объединены блоки знаний трех предметов (история, литература, русский язык), поэтому на первом этапе было важно определить главную (общую) цель.
Цель - обобщить и систематизировать знания о НЭП в России 20-х г.XX века, рассмотреть, как отразилась эта эпоха в произведениях М.Зощенко, В.Маяковского, подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по проблемному вопросу, сформулированному в эпиграфах урока (две противоположные точки зрения на НЭП Маяковского В.В. и Устрялова Н.В)
Из содержания предметов мы взяли только те сведения, которые необходимы для реализации цели, продумали логику подачи материала, методы, приемы, средства обучения, определили оптимальную нагрузку различными видами деятельности учащихся на уроке, использовали опережающие дифференцированные задания творческого характера.
В качестве приемов, создающих эмоциональное отношение к изучаемому материалу, использовали чтение стихотворений, литературных и публицистических текстов, экранизацию Л.Гайдая, романсы П.Лещенко, архивные документальные фильмы; более
прочному усвоению знаний, интересу к изучаемому материалу способствовала инсценировка пьесы В.Маяковского «Клоп». Для повышения эффективности предложили наглядные приемы обучения: иллюстрации, плакаты, схемы.
Скоординировали свою деятельность, распределили обязанности, провели репетицию, определили систему оценки деятельности учащихся.
Условия и возможности применения, трудности
Опыт нашей работы может быть использован как учителями гуманитарного цикла, так и другими педагогами, но могут возникнуть и трудности.
Интегрированные уроки требуют большой подготовки, дополнительного времени и от педагогов, и от учащихся. Возникает вопрос об оплате труда бинарного урока, его места в постоянном расписании школы, фиксации темы урока в журнале. Недостаточно проработаны вопросы диагностирования обученности.
Однако уровень творческих работ учащихся после проведения интегрированных уроков показал, что интеграция целесообразна, а отзывы школьников, что она интересна.
В перспективе хотелось бы использовать подобный способ обучения и во внеурочной учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла
Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикаци...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся с помощью интеграции различных предметов гуманитарного цикла»
Опыт открытых интегрированных уроков Основ православной культуры и ИЗО, Духовного краеведения Подмосковья и Музыки....
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема особенностей работы с одаренными детьми, самым тесным образом связаны с профессиональной компетентностью учителя и спецификой его предмета. Совершенствование системы работы с одаренными детьм...
доклад на тему "Инновационные формы работы на уроках естественнонаучного цикла" (из опыта работы)
Доклад на августовское совещание-2015 обобщает опыт применяемых мною методов, приёмов и форм работы с учащимися на уроках географии....
Исследовательский проект по краеведению на уроках гуманитарного цикла. (Из опыта работы учителя-словесника.)
Одной из форм работы по краеведению является исследовательский проект, ставший обязательным по новым программам. Это самостоятельная или групповая работа, направляемая на всех этапах работы учителем....
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....