Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
учебно-методический материал по информатике и икт на тему
Главная проблема преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является нехватка учебного времени.
Сжатое преподавание курса основ информатики не может быть качественным, следовательно, необходимо увеличивать объем домашних заданий и объем материала для самостоятельного изучения.
Учитывая специфику в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей необходимо хотя бы частично преподавать прикладную информатику, увеличивать время на некоторые разделы (например, компьютерное моделирование или редакционно-издательские системы), естественно сокращая другие.
В гуманитарных классах кроме информатики сокращается и математика, и, как следствие, проблемы с решением сложных задач в среде электронного процессора. Учащиеся таких классов в своем большинстве не обладают математическим складом ума, не умеют логически мыслить, процесс моделирования на компьютере становится для них мучительным и неинтересным.
Для учителя, работающего в классах естественнонаучного профиля достаточно проблемным становится подобрать задачи (биологические, химические, географические), которые были бы адаптированы для компьютера, сочетались с программой по информатике, были бы «хорошо» поставлены с точки зрения ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_prepodavaniya_informatiki.docx | 60.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра МД ИТ и ДО
Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральные государственные образовательные стандарты основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе»
Тема: «Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей».
Выполнена: Таташиным Вячеславом Сергеевичем,
учителем информатики и ИКТ высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2 г. Невинномысска
Руководитель:
Дурдыева Лияна Рамазановна , преподаватель кафедры МД, ИТ и ДО
г.Ставрополь, 2013
Содержание
Введение 3
Основная часть:
1. Теоретические основы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей 5
2. Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей и пути из решения.
3. Формирование ИКТ компетентности обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей. 5
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
«Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитайте человека»
Китайская мудрость
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
В свою очередь в каждой школе есть «что-то своё»: профилизация, углубленное изучение отдельных предметов, автомастерские и даже конюшни. Естественно, что преподавание отдельных предметов в условиях таких школ имеет определенные особенности. Так в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей на изучение информатики отводится 1 час в неделю, информатика является как бы второстепенным предметом. Хорошо научить детей ИКТ-технологиям, сделать их информационно-грамотными, развить навыки работы за компьютером – главная задача педагога в этих условиях. Как это сделать в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей, какие цели необходимо поставить для себя и для учащихся учителю, какие задачи решить для этого и как сделать это максимально эффективно – рассматривается в этой работе.
Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.
Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.
1. Теоретические основы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей.
Изучив теоретическую основу (Н. В. Макарова, Н.Д.Угринович, И.Г.Семакин, С.А.Бешенков) и опыт работы других педагогов, работающих в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей, могу сказать, что в таких классах эффективность информационного образования должна быть обеспечена за счет включения школьников в исследовательскую деятельность, порой делая их первооткрывателями.
В этой связи, можно опираться на технологию личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов), где особой перспективностью и эвристичностью выделяется метод учебных и научно-исследовательских проектов (Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий, Е.С.Полат). Данный метод позволяет включать в самостоятельную деятельность учащихся и органично сочетать с групповым подходом в обучении, что позволяет легче решать проблемы. «Продуктивная природа» проектировочной деятельности обеспечивает постановку ученика в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе его развития.
При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели.
При этом педагогом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.
Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.
Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.
2. Проблемы преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей и пути их решения.
Как мной уже отмечено выше – главная проблема преподавания информатики в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является нехватка учебного времени.
Сжатое преподавание курса основ информатики не может быть качественным, следовательно, необходимо увеличивать объем домашних заданий и объем материала для самостоятельного изучения.
Учитывая специфику в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей необходимо хотя бы частично преподавать прикладную информатику, увеличивать время на некоторые разделы (например, компьютерное моделирование или редакционно-издательские системы), естественно сокращая другие.
В гуманитарных классах кроме информатики сокращается и математика, и, как следствие, проблемы с решением сложных задач в среде электронного процессора. Учащиеся таких классов в своем большинстве не обладают математическим складом ума, не умеют логически мыслить, процесс моделирования на компьютере становится для них мучительным и неинтересным.
Для учителя, работающего в классах естественнонаучного профиля достаточно проблемным становится подобрать задачи (биологические, химические, географические), которые были бы адаптированы для компьютера, сочетались с программой по информатике, были бы «хорошо» поставлены с точки зрения ИКТ.
3. Формирование ИКТ компетентности обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей.
Сформированная ИКТ-компетентность у гражданина - это уровень информационных знаний и умений, способствующих плодотворной деятельности в любой научной области.
Исходной, общей и родовой категорией понимания ИКТ-компетентности выступает информационная культура. Но для формирования ИКТ-компетентности этого качества оказывается недостаточно, поскольку важен и обязателен ещё фактор включения личности в непосредственную деятельность (приложение, рис.1). Соединение информационной культуры с иной деятельностью образует собственно опыт практической деятельности, который на уровне личности и составляет основу его профессии.
ИКТ-компетентность школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей является не столько результатом предметного обучения, сколько интегрированным общекультурным показателем, результатом многосторонней учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Данную цель: формирование ИКТ-компетентности школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей через интеграцию общего и дополнительного образования позволяют решать следующие задачи:
- Изучить уровень информационной культуры школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей.
- Создать педагогические условия для формирования ИКТ-компетентности школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей через интеграцию общего и дополнительного образования.
- Разработать модель формирования ИКТ-компетентности школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей для возможности видеть конечный результат.
На основе этого мною разработана процессуальная модель по формированию ИКТ-компетентности школьников обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей в условиях интеграции общего и дополнительного образования (приложение, рис.2). Структурная модель представлена тремя модулями. В первом модуле определяются цель, задачи, условия, методы и средства обучения.
Второй модуль структурно представлен тремя компонентами: информационно-содержательным, организационным и технологическим. Организация учебного процесса опирается на: научность, гуманистичность, непрерывность, интегративность, направленность.
Третий модуль – практико-ориентированный, включает условия успешной реализации экологического обучения. Процесс интеграции общего и дополнительного образования стал более эффективным, когда обучение стало строиться в замкнутом цикле (учреждение, станция юных натуралистов, краевая экологическая школа, малая академия наук). Таким образом, общая логика модели выстроена от методологического анализа к классификации методов обучения, к раскрытию содержания и технологий к анализу и результатам обучения.
Модель ИКТ-компетентной личности школьников обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей включает следующие компоненты: когнитивный, деятельностный (интеллектуальные и коммуникативные умения), социальный и рефлексивный (критическое мышление) (приложение, рис.3).
Исходя из основных групп компетенций (Жак Делор, И.Н. Пономарева, И.А. Зимняя) и учитывая необходимость социализации личности школьников для подготовки его к жизни в условиях глобализирующегося общества, построена матрица содержания понятия ИКТ-компетенции как целевой образовательной установки (приложение, таблица 1.).
Работы учащихся реализуются как в рамках урочной деятельности, так и кружковых и индивидуальных занятиях. Научно-исследовательские проекты учеников представляются на конкурсах и конференциях различных уровней: городском, краевом, всероссийском.
Формирование единого образовательного, научного и воспитательного пространства для творческого развития личности, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах школьников не реализуется без должного творческого контакта с учреждениями дополнительного образования (СЮН, ЦДЮТЭ, КЭШ, МАН) и высшей школой (СКФУ, МГОПУ им.Шолохова). Все это в комплексе расширяет кругозор, оказывает влияние на становление структуры ценностей, помогает самоопределиться.
Уровень сформированности компонентов ИКТ-компетентности и методы их диагностики представлены в таблице 2 приложения.
Заключение
Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы обучения вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Если родители помогают своему ребенку освоить новый, трудный и большой по объему материал, то половина любой педагогической задачи уже решена. И об этом учителям и родителям не стоит забывать. Общая радость, совместный труд, заботливость, живая связь с детьми очень развивают чувство семьи. Это и есть микросреда развития ребенка, что дает ему душевный комфорт. Это те составляющие, без которых нет условий для развития полноценного человека.
Обязанность же педагогов – донести до родителей мысль о том, что развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, всех приемов и методов, так как в педагогике нет главного и второстепенного. Воспитание – процесс многоплановый, целостный, осуществляемый постоянно и непрерывно и потому требующий комплексного подхода.
Работа учителя – это работа на будущее. Формирование ИКТ-компетентности учащихся, которые учатся в классах с гуманитарным и естественнонаучным уклоном неотъемлемая часть образования, от которого зависит и будущее существование человека. Чтобы прошли еще столетия, человек должен научиться предвидеть результат своих действий ради возможности сохранения условий для жизни и развития каждого ребенка.
Литература
- Лихачев, Б.Т. Педагогика– М.:, 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.
- Семакин И. и др. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Бином, 2009 – 448с.
- Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. М.: 2001. — 624 с.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач .– М., 2007.– С. 19–27; 35–37.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста.– М., 1989.– С. 7–12.
- Симонов, В.П. Педагогический менеджмент– М., 1995.– Гл. 5.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность– М., 1975.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии– М., 1996.– С. 181.
- Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства– М., 1989.– С. 7–9.
- Казаков, В.А. Самостоятельная работа студента и ее информационное обеспечение– Киев, 1990.– С. 16–19.
- Сластенин, В.А. Педагогика– М.:, 1998.– С. 24–32.
- Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству– М., 1990. – С. 123–127.
- Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках– М.:, 1997 – 356 с.
Приложения
Рис.1. Терминологическое пространство понятия ИКТ-компетентность и область выстраивания информационного образования детей, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
Рис. 2. Процессуальная модель формирования ИКТ-компетентности школьников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
Рис. 3. Структура ИКТ-компетентности старшеклассников, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
Таблица 1
Матрица содержания понятия ИКТ-компетенции учащихся, обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
Задачи обучения | Миссия социализации (готовить гражданина) | Содержание ИКТ-компетенции школьника |
Учиться "знать" (когнитивный компонент) | Базовые интеллектуальные умения и способности; информационные знания взаимосвязанных между обществом, человеком и природой. | ИКТ-компетенция – владение информационной и профессионально-направленной терминологией. |
Учиться делать (деятельностный компонент) | Умение работать с информацией и компьютерной техникой; способ-ности планировать, проектировать, моделировать, прогнозировать. | Деятельностная компетенция – использование в реальных или в приближенных к реальным ситуациях профессионального информационного общения; интеллектуальные и коммуникативные умения. |
Учиться жить вместе (социальный компоненты) | Способность к эффективному межличностному общению и к совместной работе; толерантность; ответственность; компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире (ценности бытия, жизни, природы) | Социальная компетенция – умение вступать в контакт и владение способами поведения в проблемных информационно-направленных коммуникативных ситуациях на основе ценностно-смысловых ориентаций. |
Учиться быть (рефлексивный компонент) | Стремление к самосовершен-ствованию; умение оценивать результаты своей и чужой работы; развитие навыков критического мышления. | Компетенция самосовершенствования – готовность к саморазвитию в своей информационной деятельности. |
Таблица 2
Уровни сформированности компонентов ИКТ-компетентности обучающихся в классах естественнонаучного и гуманитарного профилей
и методы их диагностики
Низкий | Средний | Высокий | Методы диагностики |
Ценностный компонент; критерий: личностно-смысловой | |||
Мотивационно-ценностное отношение | |||
Утилитарно-прагматический | Императивный | Ценностный | Анкетирование, наблюдение, анализ работ учащихся |
Когнитивный компонент; критерий: когнитивно-деятельностный | |||
Полнота и действенность знаний: | |||
Знания в области экологии: | |||
Имеет представление об информатики на бытовом уровне; не способен использовать его в будущей профессиональной деятельности | Знает отдельные поня-тия общей, приклад-ной информатики , способен их использовать для анализа и принятия решений в некоторых ситуациях | Знает основные поня-тия общей, социаль-ной, прикладной информатики, способен их ис-пользовать для анали-за и принятия решения в различных ситуациях | Анкетирование, анализ устных и письменных работ учащихся |
Социальный компонент; критерий: коммуникативный | |||
Готовность к взаимодействию | |||
Готов к устному и письменному обще-нию в бытовых ситу-ациях, не готов к об-щению в профессио-нальных ситуациях | Готов к устному и письменному обще-нию в профессиональ-ных ситуациях при условии предварительной подготовки | Готов к неподготов-ленному устному и письменному обще-нию в профессио-нальных ситуациях | Наблюдение, анкетирование, анализ практической деятельности учащихся |
Оценочный компонент; критерий: рефлексивный | |||
Критичность мышления | |||
Навыки критического мышления развиты слабо | Навыки критического мышления развиты частично | Навыки критического мышления развиты достаточно высоко | Анкетирование, на-блюдение, анализ ра-бот учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по геометрии 11 класса для социально-гуманитарного профиля
Систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дал...
Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, соц...
Презентация по теме "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"
В презентации раскрыты проблемы преподавания информатики. несостыковка учебного материала информатики и математики...
ПРоблемы преподавания информатики
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую сис...
Презентация по теме: "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"
Информатика в теоретической её части выросла из математики и активно использует математический аппарат....
Актуальные проблемы преподавания информатики в СПО торгово-экономического профиля
Статья о содержании и структуре примерных программ, а также о методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса....
«Эффективные практики реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей»
Объективное оценивание качества освоения обучающимися лексических единиц по теме "Моя семья" по учебному предмету "иностранный язык" ( 6 класс УМК Spotlight 6)...