Методическая разработка
методическая разработка на тему
Методические разрабтки по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы экономики», разработаны в помощь обучающимся для самостоятельного выполнения ими практических работ, разработаны на основании положений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._prakticheskaya.docx | 83.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
по выполнению практических заданий
по учебной дисциплине
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Санкт-Петербург
2014 г.
Методические указания по выполнению практических заданий обучающихся по учебной дисциплине разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО)
270802.07 «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»
Разработчик:
СПб ГБ ПОУ КПСС Преподаватель Перегудова Е.Э.
Рассмотрена и согласована
Предметно-цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей строительного отделения
Протокол № 1 от « 28» 08 2014г.
Пояснительная записка.
Методические разрабтки по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы экономики», разработаны в помощь обучающимся для самостоятельного выполнения ими практических работ, разработаны на основании положений:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802. «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г.
Общие рекомендации по проведению практических заданий.
Проведение занятий состоит из трех основных этапов: подготовка к занятиям, проведение занятий и анализ практических занятий.
I этап. Подготовка к практическому занятию. В начале занятия преподавателем объявляется тема и цель практического занятия. Даются рекомендации по информационным источникам.
II этап. Проведение практического занятия. Поставленная перед обучающимися цель может быть представлена в устной форме или отражена в тетради. На этом этапе практического занятия обучающийся должен знать значимость выполняемой работы, ее взаимосвязь с задачами других тем курса. Порядок выполнения может быть различным, с использованием лекционного материала, методических и справочных учебных материалов.
III этап. Анализ проведения занятия. По окончанию практического занятия преподавателем подводятся итоги, освещающие все положительные и отрицательные стороны выполнения практической работы. Такой подход позволит в дальнейшем совершенствовать навыки выполнения последующих практических работ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
Выполнение практических работ по дисциплине «Основы экономики строительства» основаны на теоретическом материале данной дисциплины, поэтому итогом практической работы должен быть вывод или пояснение.
ОТЛИЧНО – практическая работа выполнена аккуратно, порядок выполнения действий соответствует, расчеты выполнены правильно, каждое действие имеет пояснение, есть вывод, предложения.
ХОРОШО – практическая работа выполнена аккуратно, есть незначительные ошибки в расчетах, либо есть вывод, но нет предложений.
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – в работе присутствуют значительные исправления, есть ошибки в расчетах, неполный вывод.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО – имеется много исправлений, расчеты выполнены неправильно, или большая часть неправильно, нет выводов и предложений.
Для более объективного оценивания практической работы каждая из них рассматривается и оценивается индивидуально, учитывая вышеуказанные критерии оценок.
Технологическая карта к практической работе № 1
Расчёт цены участка земли
к теме № 1 Основные понятия по экономике
Цель проведения работы: освоить механизмы расчета ценообразования на примере участка земли
Задание:
Дано: На четырех одинаковых по площади земельных участках выращивается виноград.
Природно-экономические показатели этих земель характеризуют следующие данные:
Участок | I | II ḬḬḬ ḬѴ | III | IV |
Расходы выращивания, руб. | 2000 | 2600 3600 4000 | 3600 | 4000 |
Валовой сбор, т | 8 | 12 20 16 | 20 | 16 |
Расстояние до рынка сбыта, км | 10 | 50 100 105 | 100 | 105 |
Транспортный тариф перевозок 1 т на расстояние в 1 км 0,4
Величина абсолютной ренты, руб. 300.
Определите:
цену каждого участка, если известно, что общественная норма прибыли - 15%, а ссудный процент на одолженный у банка капитал равен 5% годовых.
Виды ренты способствуют формированию цен на землю?
Существует ли дифференциальная рента на I участке?
Существует ли дифференциальная рента на II участке?
Какие участки обеспечивают этот вид ренты?
Назовите причины которые, на ваш взгляд обусловливают разное качество каждого земельного участка?
Участки имеют большую производительность?
Ответы обоснуйте экономичным анализом.
Решение:
В основе рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию лежит стоимость единицы продукции, полученной с худших земельных участков. Поэтому вся продукция со всех земельных участков будет продаваться по цене, соответствующей стоимости продукции с худшего земельного участка. Худшим земельным участком будет тот, на котором затраты производства 1 т винограда самые высокие.
Для простоты анализа составим таблицу расчётных данных:
Участок земли
| Издержки производства, р.
| Общественная нормы прибыли, %
|
|
| Абсолютная рента, грн. |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | 2000 + 8 × 10 × 0,4 = 2032 | 15 | 2032 × 1,15 = 2336,8 | 8 | 300 |
II | 2600 + 12 × 50 × 0,4 = 2840 | 15 | 2840 × 1,15 = 3266 | 12 | 300 |
III | 3600 + 20 × 100 × 0,4 = 4400 | 15 | 4400 × 1,15 = 5060 | 20 | 300 |
IV | 4000 + 16 × 105 × 0,4 = 4672 | 15 | 4672 × 1,15 = 5372,8 | 16 | 300 |
Продолжение таблицы
Участок земли
| Индивидуальная стоимость, р. | Общественная стоимость, р. (рыночная) | Рента дифференциальная, р. | Совокупная рента, R | ||
Всего урожая, р. | 1 т, р. | 1 т, р. | Всего урожая, р. | |||
A | 6 = ст.3 + ст.5 | 7 = ст.6 / ст.4 | 8 = max {ст.7} | 9 = ст.4 × ст.8 | 10 = ст.9 - ст.6 | 11 = ст.5 + ст.10 |
I | 2636,8 | 329,60 | 354,55 | 2836,4 | 199,6 | 499,6 |
II | 3566,0 | 297,17 | 354,55 | 4254,6 | 688,6 | 988,6 |
III | 5360,0 | 268,00 | 354,55 | 7091,0 | 1731,0 | 2031,0 |
IV | 5672,8 | 354,55 | 354,55 | 5672,8 | 0 | 300 |
Издержки производства включают в данной задаче расходы выращивания и транспортные расходы.
Найдём цену земли.
Субъект, желающий купить земельный участок, должен учесть альтернативные варианты вложения денег и получения дохода. Субъект выбирает: положить деньги в банк или купить земельный участок. Поэтому при всех неизменных условиях цену земли можно выразить следующей формулой:
где
R – размер арендной платы (рента),
r – величина ссудного процента или процентная ставка,
Размер арендной платы = Абсолютная рента + Дифференциальная рента +
+ Процент на капитал
Так как в задании не сказано осуществлялись ли ранее капиталовложения в постройки и сооружения, размер арендной платы и размер совокупной ренты будут совпадать. В противном случае арендная плата на ряду с рентой включает в себя выплату процента на вложенный капитал и амортизационные отчисления на вложенный капитал.
Таким образом, для нашего задания:
Размер арендной платы = Абсолютная рента + Дифференциальная рента =
= Совокупная рента
Абсолютная рента получается собственниками земли абсолютно со всех земельных участков и абсолютно одинаковой величины, если размеры земельных участков одинаковы.
В условии задания сказано, что все четыре участка одинаковы по площади и величина абсолютной ренты равна 300 р.
Дифференциальная рента будет получена собственниками земли только со средних и лучших участков земли, как по качеству и плодородию почвы, так и по месторасположению. Участки, обладающие дифференциальной рентой: I, II и III.
IV участок земли будет иметь только абсолютную ренту. Поэтому виды ренты будут способствовать формированию цен на землю. Цена земли IV участка будет зависеть только от величины абсолютной ренты и величины ссудного капитала, в отличии от I, II и III участка, где цена зависит ещё и от величины дифференциальной ренты.
Совокупная рента - это избыточная прибыль которую присваивают собственники земли.
Можно сказать, что собственник III участка, за счёт наилучшей его производительности получит наибольшую избыточную прибыль.
Рассчитаем цены земельных участков.
Цена I участка земли:
Цена II участка земли:
Цена III участка земли:
Цена VI участка земли:
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У1 - воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 - находить и использовать необходимую экономическую информацию. | - правильно провести расчет оценки участка земли и объяснить полученные результаты | Самостоятельное выполнение задания -5 баллов; Незначительные ошибки при ответах – 4 Помощь в объяснении, серьезные ошибки – 3 Невыполнение задания - 2 |
Технологическая карта к практической работе № 2
Тема: Расчет основной суммы платежа и процентов по договору
кредитования.
Цели: Формирование навыков расчета основной суммы кредита и
процентов по договору кредитования.
Создать условия для мыслительной деятельности при расчете
основной суммы платежа и процентов.
Воспитывать интерес к расчетной деятельности.
Оборудование: счетная техника, рабочая тетрадь.
Вид работы: практическая работа.
Ход занятия:
Организационная часть. Приветствие, перекличка.
Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж. Выдача кредита осуществляется оператором кредитного отдела с целью получения в дальнейшем прибыли банком.
Проверка подготовленности к работе, вопросы:
- Назовите задачи кредитно-денежной политики.
- Какая главная задача решается инструментами денежно-кредитной политики.
- Дайте характеристику и пути образования «дорогих» и «дешевых» денег.
- Чего добивается государство при работе на открытом рынке когда:
а) продает ценные бумаги; б) скупает ценные бумаги.
Задание: Расчет основной суммы кредита и процентов по договору
кредитования
Дата платежа | Сумма платежа | В том числе | Остаток задолжен-ности по кредиту | Сумма для досрочного погашения задолжен-ности по кредиту гр.2 - гр.4 | ||
Проценты, 10 % | Погашение ос-новной суммы кредита гр.2 - гр.3 | Комиссия и другие платежи | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 | 6363 0,00 | 7693 770 | |||
Итого | 7700 | 700 | 7000 | - | - | - |
Условие: Дата покупки (цифры условные) 15.11.2012 г., сумма кредита - 7000 руб., процентная ставка по договору - 23 %, основная сумма кредита и процентов по договору - 7700 руб.
Методика выполнения:
В ходе решения необходимо заполнить таблицу.
Основная сумма кредита и процентов по договору - 7700 руб., сумма кредита – 7000 руб.
Чтобы рассчитать сумму платежа, необходимо основную сумму кредита и процента по договору 7700 руб. поделить равномерно на 10 месяцев и заполнить графу 2 в таблице.
Чтобы рассчитать сумму процента за 10 месяцев необходимо общую сумму процента поделить на 10 месяцев.
Погашение основной суммы кредита графа.4 за каждый месяц определяем путем вычитания из суммы графы 2 сумму графы 3.
ццЦ
Для определения остатка задолженности по кредиту графа 6, за каждый месяц, необходимо вычесть из суммы кредита 7000 руб. минус сумма графы 4.
Определение суммы досрочного погашения задолженности по кредиту графа 7 за каждый месяц, путем вычитания из суммы кредита 7700 руб. минус сумма графы 2.
Вывод: в какие сроки выгодно погасить досрочно сумму по кредиту
Технологическая карта к практической работе № 3
Тема: Тестовый контроль по теме Основные понятия в экономике.
Цель работы: Выявить сформированность представления о понятии «спрос» и определяющих его факторов. Закрепить умения и навыки учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях.
1.Рабочая сила, которую используют в процессе производства?
а) труд
б) земля
в) капитал
2. Ресурсы, которые используются людьми для производства экономических благ?
а) процент
б) факторы производства
в) заработная плата
3. Основные стадии общественного производства?
А) производство
Б) распределение
В) уничтожение
Г) обмен
Д) продажа
Е) потребление
4. Что относится к свободным благам?
А) одежда
Б) станки
В) вода
5. Экономические блага бывают?
А) ограниченные
Б) неограниченные
6. Соедините стрелочками
А) Земля заработная плата
Б) Капитал рента
В) Труд процент
7.Предприятие двух и более собственников, объединившихся для совместного бизнеса?
А) акционеры
Б) товарищество
В) индивидуальное предпринимательство
8.Регулярная плата предпринимателя за аренду?
А) рента
Б) капитал
В) заработная плата
9. В каком акционерном обществе возможна свободная продажа акций?
А) ОАО
Б) ЗАО
10. К крупному предпринимательству относятся предприятия с численностью работающих более?
А)300 чел.
Б) 500 чел
В) 2 чел.
11. Для какого акционерного общества, число акционеров не ограничено?
А) ОАО
Б) ЗАО
12. Экономика, находящаяся в стадии изменений?
А) рыночная экономика
Б) смешанная экономика
В) переходная экономика
13. Недостатки индивидуального предпринимательства?
А) ограниченность финансов
Б)низкая оперативность действий
В) высокий риск
14. Кому можно продать акции в ЗАО?
А)только учредителям
Б) только учредителям и определенному кругу лиц
В) невозможно продать
15. Дайте определение экономики, экономика – это…?
Технологическая карта к практической работе № 4
Исследование отрицательных черт административно-плановой системы общества по заданным условиям
Цель работы: научиться воспринимать изменения в условиях производства на примере сравнения экономики СССР и нынешней экономики России.
Изучение теории: Административно-плановая система
Рассмотрим более подробно, что представляла собой административно-плановая система, чтобы понять, почему она оказалась несостоятельной и почему переход к рыночной системе был не только целесообразен, но и неизбежен.
Государственная собственность на экономические ресурсы
Для того чтобы управлять всеми предприятиями страны, давать им плановые задания, обязательные для выполнения, распределять ресурсы между предприятиями и внедрять в производство новые технологии, государство должно владеть и распоряжаться всеми предприятиями данной страны. Иными словами, земля с ее недрами и другими природными ресурсами, заводы и фабрики, средства транспорта и связи, торговые, зрелищные и другие предприятия находились в собственности государства. При этом государственная собственность была объявлена общенародной, т. е. принадлежащей всему обществу.
В действительности государственная собственность не принадлежала и не могла принадлежать всему народу. Во-первых, то, что принадлежит всем, не принадлежит никому. Ни один работник не чувствовал себя хозяином предприятия, на котором он работал. Даже директор был обязан свои решения согласовывать с органами государственного управления (министерствами) и партийными руководителями. Не являлись люди собственниками предприятий, на которых работали, и юридически.
Отсюда следовало, во-вторых, что работники государственных предприятий не принимали каких-либо существенных решений, касающихся деятельности данного предприятия: какую продукцию следует производить, стоит ли заменить устаревшее оборудование новым, как распорядиться денежными средствами, выделенными предприятию, и т. д.
В-третьих, работники любого государственного предприятия получали заработную плату за свой труд. Доходы, которые приносят другие факторы производства (капитал и земля), — прибыль и рента — присваивались государством. Таким образом, все рабочие и инженеры, начальники цехов и директора являлись наемными работниками, и их положение, с точки зрения трех отмеченных признаков, ничем не отличалось от положения наемных работников любого частного предприятия, любой частной фирмы.
В то же время государственной собственности внутренне присущи органические пороки, от которых избавиться очень трудно, если вообще возможно.
У государственного предприятия нет хозяина в лице определенного человека или группы людей, которые были бы заинтересованы в экономном и эффективном использовании принадлежащих им ресурсов. Отсюда такие явления, как бесхозяйственность, расхищение имущества, безразличие к результатам хозяйственной деятельности.
В то же время государственная собственность способствует развитию иждивенчества у руководителей государственных предприятий. Если государственное предприятие оказалось убыточным, то его директор в первую очередь старается получить дотации от государства для покрытия убытков, а не стремится улучшить организацию производства, изыскать возможности для сокращения непроизводительных затрат. Поэтому для государственных предприятий и учреждений характерны такие явления, как раздутые штаты, покупка ненужного имущества, перерасход электроэнергии и т. д. Государственная собственность порождает необходимость создания соответствующих федеральных и местных структур управления (министерств, комитетов, управлений и т.д.), что ведет к неоправданному разбуханию государственного аппарата, к бюрократизации всего общественного строя. В этих условиях усиливается власть чиновничества, ограничиваются и сводятся на нет демократические институты. Это означает, что безраздельное господство государственной собственности становится мощной экономической основой органов исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ресурсы экономики, что, в свою очередь, приводит к установлению в стране тоталитарного режима.
Централизованное распределение трудовых ресурсов
Господство государственной собственности на экономические ресурсы проявлялось в том, что государство фактически распоряжалось трудом работников, осуществляя его распределение между отраслями и регионами страны. Собственниками труда формально выступали представители домашних хозяйств, но их экономическая свобода была ограничена. Это проявлялось в том, что после окончания профессионально- технических, средних специальных и высших учебных заведений молодые специалисты, как правило, направлялись на работу по распределению, т. е. были лишены права свободно распорядиться своей судьбой и самостоятельно найти себе работу. В то же время свободное предложение труда наемными работниками было ограничено отсутствием возможности беспрепятственного передвижения (подавляющее большинство людей не имели возможности сменить место жительства), вызванного переменой места работы. Это объяснялось тем, что в городах практически отсутствовало жилье для вновь прибывших на постоянное проживание людей, и тем, что в соответствии с законом о прописке любой гражданин СССР должен был получить прописку, т. е. право на постоянное проживание в данном городе, а это было очень сложно.
Планирование экономики
В условиях административно-плановой системы основой хозяйственного механизма служило централизованное планирование экономики. На рис. 2-1 дана схема организации планово управляемой экономики в СССР.
Планово управляемая экономика представляет собой иерархическую систему, предполагающую подчинение произ-
Рис. 2.1. Схема планового управления экономикой СССР
водителя вышестоящему плановому органу, который, в свою очередь, был инструментом в руках партийных и государственных структур власти. В схеме 2-1 показано, что высшим плановым органом являлся Госплан СССР, который определял плановые задания республиканским и местным плановым органам, а также плановым отделам министерств и ведомств. Вся эта разветвленная система плановых органов давала плановые задания государственным и колхозно-кооперативным предприятиям по объему и ассортименту выпускаемых товаров и услуг. Плановые органы предусматривали обеспечение предприятия необходимыми факторами производства (оборудованием, сырьем, рабочей силой и т. д.). В планах, которые устанавливались предприятиям, определялись размеры инвестиций (капиталовложений) в новые здания и оборудование и внедрение новой технологии.
Практика показала, что система планового управления экономикой оказалась несостоятельной. Объясняется это рядом причин.
1. Любая экономическая система будет эффективно функционировать и развиваться, если она владеет необходимой информацией и если руководители предприятий (фирм) могут быстро и оперативно принимать решения на основе поступающей им информации. Схема на рис. 2-1 показывает, что плановые органы дают команду по принципу «сверху вниз», что, для кого и как надо производить (направление этой команды показано стрелками, направленными вниз). В свою очередь, производители направляют информацию «снизу вверх» о своих потребностях, связанных с выполнением команды плановых органов.
На прохождение команды «сверху вниз» и информации о потребностях «снизу вверх» требуется время t0и t1 соответственно. Общее время, которое потребуется для получения информации, принятия решения и дачи команды, составит сумму t0 + t1. В практике планового управления экономикой эта сумма времени достигала 2 лет. Например, в 1979 г. Госплан СССР составлял план развития народного хозяйства страны на 1980 г. Госплану СССР требовались данные о потребностях заводов, фабрик, учебных заведений, зрелищных предприятий и т. д. в сырье, упаковочных материалах, новых машинах, электроэнергии и т. д. Все без исключения предприятия страны направляли в плановые органы республик, министерств и местных плановых отделов громадный поток заявок на строительные материалы, грузовые автомобили, кирпич, бумагу, фрезерные станки и пр. Эту информацию Госплан СССР должен был получить своевременно, поэтому предприятия должны были направить свои заявки в 1978 г., чтобы они были учтены при составлении плана на 1980 г., который разрабатывался в 1979 г. В результате получалось, что план развития экономики на тот или иной год составлялся с учетом состояния экономики двухлетней давности. Подобные условия управления экономикой можно сравнить с управлением громадным океанским лайнером, который реагирует на команды капитана с запаздыванием в несколько дней.
2. Любая экономическая система должна производить товары и услуги в соответствии с объемом спроса на них. Но как определить этот объем? Как выявить различные многообразные потребности миллионов людей? На эти вопросы плановая система могла дать лишь приблизительные и весьма общие ответы. Проследить за изменениями спроса на десятки миллионов различных видов изделий было невозможно не только в силу их громадного количества, но и в силу того, что происходит непрерывный процесс изменений вкусов, моды, культурных потребностей и т. д. Кроме того, нельзя не учесть, что для изготовления любой вещи требуется большое количество самых различных видов сырья, полуфабрикатов, заготовок, вспомогательных материалов, подготовительных исследований и опытных работ и т. д. Плановые органы были не в состоянии определить размеры спроса на все эти многочисленные товары и услуги и установить плановые задания предприятиям в соответствии с действительными потребностями людей и предприятий.
3. Система планового управления экономикой поощряла те предприятия, которые успешно выполняли и перевыполняли установленные им плановые задания. В результате любое предприятие стремилось выпускать ту продукцию, которую надо было производить в соответствии с плановым заданием, а не ту, в которой нуждались потребители. В результате нередко производились те товары и услуги, которые не имели спроса, а те товары и услуги, в которых нуждалось население, не производились или выпускались в недостаточных количествах. Вследствие этого возникал острый дефицит на одни товары при наличии громадного избытка других.
4. Для многих предприятий плановые задания по выпуску продукции устанавливались в рублях. Например, швейной фабрике планировалось произвести изделий на сумму 100 млн р., обувной — на сумму 80 млн р. и т.д. Предприятию проще было выполнить план, если оно будет производить дорогостоящую продукцию в меньшем количестве, а не дешевую продукцию в большом количестве. Оказалось, что производители заинтересованы в том, чтобы больше израсходовать ткани, кожи и т. д. Плановая система породила стремление фабрик и заводов больше расходовать материальных ценностей, чтобы выполнить и перевыполнить плановые задания, она оказалась «затратной системой».
5. Основой развития экономики является научно-технический прогресс. Условием использования достижений науки и техники является заинтересованность в этом производителей и, что еще важнее, объективная необходимость в использовании новой технологии, более эффективном оборудовании для повышения качества продукции и ее удешевлении. Плановая система предполагала, что внедрение в производство новой техники и технологии, переход на выпуск новой продукции и улучшение качества прежних видов изделий осуществлялись по решению вышестоящих плановых и административных структур и нередко противоречили интересам предприятий, так как затрудняли выполнение ранее установленных планов по выпуску устаревшей продукции. Поэтому одним из самых существенных пороков системы явилось торможение научно-технического прогресса и ее неспособность к широким нововведениям на базе реализации достижений науки и техники.
Руководство КПСС и Советского государства в свое время бросило вызов странам со сложившейся и прогрессирующей рыночной системой, суть которого сводилась к следующему:
— административно-плановая система имеет решающие преимущества перед рыночной;
— благодаря этим преимуществам плановая система создаст предпосылки для более быстрого прогресса в области науки и техники и сформирует более эффективную экономику;
— плановая экономика сможет полнее удовлетворять потребности людей, обеспечит более быстрый рост благосостояния населения;
— плановая система благодаря своим преимуществам послужит основой для подлинной свободы человека, для формирования самого справедливого общества, для всестороннего развития личности.
Практика показала, что административно-плановая система соревнование с рыночной системой проиграла почти по всем статьям. Модель «социалистической экономики» оказалась еще одним вариантом утопического социализма. Все это сделало неизбежными отказ от принципов административно-планового управления экономикой и переход к рыночной системе.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите недостатки административно-командной системы по сравнению с рыночной;
2. . Перечислите преимущества административно-командной системы по сравнению с рыночной;
3 . Провести сравнительный анализ административно-командной системы по сравнению с рыночной на примере СССР и современной России.
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У1 - воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 - находить и использовать необходимую экономическую информацию. | Семинар-дискуссия по пройденному материалу | Самостоятельное выполнение задания -5 баллов; Незначительные ошибки при ответах – 4 Помощь в объяснении, серьезные ошибки – 3 Невыполнение задания - 2 |
Технологическая карта к практической работе №5
Тема: Графическое изображение закономерности зависимости спроса и предложения от рыночной цены.
Цели: Формирование навыков графического изображение кривой спроса и предложения. Создать условия для мыслительной деятельности при изучении ситуации на рынке электронной техники.
Воспитывать интерес к расчетной деятельности.
Оборудование: Рабочая тетрадь, счетная техника.
Ход занятия.
Организационная часть: Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.
Проверка подготовленности к работе, вопросы:
- Что понимается под: спросом, законом спроса, объёмом спроса.
- Что понимается под: предложением, кривой предложения.
- Что понимается под: равновесной ценой. Что такое: дефицит и излишки товара, продукции.
Задание: Начертить кривую спроса и кривую предложения электронной техники. Решение задачи.
Задача: В таблице приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке электронной техники.
Ситуация на рынке электронной техники.
Цена электронной техники.денежной. единицы, тыс. руб. | Объём спроса, млн/ электронной техники. в год | Объём предложения, млн/ электронной техники. в год |
8 | 70 | 10 |
16 | 60 | 30 |
24 | 50 | 50 |
32 | 40 | 70 |
40 | 30 | 90 |
а) Начертите кривую спроса (Д) и кривую предложения (S) электронной техники
б) Если рыночная цена электронной техники составила 8 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объём?
в) Если рыночная цена электронной техники составит 32 денежных единиц, что характерно для данного рынка: излишки или дефицит? Каков их объём?
г) чему равна равновесная цена на этом рынке?
Вывод:
Методика решения:
Для решения данной задачи необходимо построить кривую спроса (Д) и кривую предложения (S) электронной техники на основании данных, приведённых в таблице. Для этого нужно начертить оси координат. На оси У отложить цену (электронной техники Р), а на оси Х – объём спроса и объём предложения (Q) электронной техники.
В результате построения получатся две кривые, которые пересекутся в точке рыночного равновесия. Этой точке будет соответствовать определённая равновесная цена. Далее по графику необходимо определить объём спроса на электронную технику при цене 8 денежных единиц и 32 денежных единиц. Какая ситуация будет наблюдаться на рынке при данных условиях.
Перед решением задачи необходимо изучить материал по темам: «Спрос и предложение», «Равновесная цена».
Технологическая карта к практической работе № 6
Расчет заработной платы работника по заданным условиям
Цель работы: на примере расчета заработной платы работника за один месяц по окладу изучить варианты расчета заработной платы различной формы.
Краткий теоретический курс:
Государство, выступая участником трудовых отношений, устанавливает базу основополагающих государственных гарантий по оплате труда работников, которая включает очередность и сроки выплаты заработной платы, государственный надзор за своевременной и полной ее выплатой, а также ответственность работодателя за нарушение установленного порядка или сроков выплаты заработной платы и прочих сумм работнику.
Согласно ст. № 136 ТК РФ в 2014 году (как и ранее), заработная плата должна выплачиваться работнику не реже периода в полмесяца.
Нарушение данной статьи ТК РФ влечет за собой ответственность административного характера.
Таким образом, на практике существуют такие методы выплаты заработной платы 2 раза в месяц:
1. Аванс будущей заработной платы и его выплата в соответствии с итогами месяца. При использовании данного метода за 1-ю половину месяца выдается аванс в счет причитающейся работнику заработной платы, что составляет определенное процентное соотношение к должностному окладу (согласно месячной тарифной сетке).
2. Заработная плата за 1-ю и за 2-ю половину месяца. Коллективный или трудовой договор может устанавливать, что расчет заработной платы может производиться как за 1-ю, так и за 2-ю половину месяца (зависит от количества фактически отработанного времени или выполненного объема работ).
Пример расчета зарплаты
Давайте рассмотрим пример расчета заработной платы по окладу работника.
Допустим, работник отработал месяц, в котором 21 рабочий день. Фактически работник отработал 10 дней. Оклад составляет 16 тыс. руб.
Оклад за отработанное время = Оклад * Количество отработанных дней/21=16000*10/21= 7619 руб.
Теперь необходимо определить НДФЛ:
НДФЛ= (Начисленная заработная плата – вычеты)*13%= 7619*13%=991 руб.
Теперь определим заработную плату, выплачиваемую работнику:
Сумма начисленной заработной платы – НДФЛ=7916-991= 6925 руб.
При расчете и начислении заработной платы заполняется ведомость по форме Т51. По итогам всех расчетов считается итоговая сумма НДФЛ, начисленной заработной платы, а также заработной платы, предназначенной для выплаты. Для выплаты заработной платы заполняется «Расчетно-платежная ведомость» по форме Т49.
ТК РФ установлено множество случаев, когда выплаты сотрудникам производятся на основании среднего заработка: отпускные, командировочные, выплаты при сокращении сотрудников, оплата выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и т. д.
Благодаря поправкам, внесенным в ТК РФ, расчетный период для всех случаев начисления средней заработной платы на сегодняшний день принимается одинаковым, он равен двенадцати месяцам,однако коллективным договором может быть установлен иной период расчета средней заработной платы, не ограничивающий права сотрудников.
Расчет средней зарплаты
Для расчета средней заработной платы необходимо заработок за расчетный период поделить на количество дней, отработанных работником в расчетном периоде.
Вывод:При вычислении начисленной заработной платы необходимо учитывать все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда на конкретном предприятии.
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У1 - воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 - находить и использовать необходимую экономическую информацию. | Правильно составить алгоритм расчета заработной платы работника по заданным условиям и провести вычисления | Самостоятельное выполнение задания -5 баллов; Незначительные ошибки при ответах – 4 Помощь в объяснении, серьезные ошибки – 3 Невыполнение задания - 2 |
Технологическая карта к практической работе №7
Игра-дискуссия «Заработная плата работника»
Цель игры-дискуссии — актуализировать в сознании участников необходимость осмысления проблемы справедливости (и несправедливости ) в оценке труда разных специалистов.
Процедура проведения игры-дискуссии:
1) Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует таблицу.
2. В графах «Профессии» участники вписывают одинаковые для всех профессии.
3. В таблице каждый участник самостоятельно проставляет ниже выписанных профессий, сколько представители этих профессий зарабатывают на самом деле и сколько они должны зарабатывать «по справедливости».
4. В графе «Универсальные критерии оценки справедливой оплаты труда» каждый участник выписывает то, что по его мнению должно стать основой для справедливой оценки труда работников.
5. Сбор и анализ результатов заполнения анкет-опросников.
Предполагаемые вопросы для обсуждения:
- Творческий характер труда с одной стороны и монотонный, рутинный — с другой. Все хотели бы считать себя «творцами», но кто-то ради общественного блага должен выполнять и рутинную работу.
- Труд, невысоко оцениваемый в данном обществе, может быть высоко оцениваться в другом обществе-государстве. Должен ли получать больше тот, кто сумеет найти организацию, государство, где его труд больше ценят?
- Плохой работник, научившийся хорошо продавать себя на рынке труда и отличный профессионал, который презентовать себя не умеет. Может ли быть, что важен не сам труд, а то, как он продается?
Пример таблицы для Игры-дискуссии «Заработная плата работника»
Коэфф. Значим. | Универсальные критерии оценки справедливой оплаты труда | Профессии для сравнения | ||
Уборщица в больнице | Уборщица в банке | Педагог-психолог | ||
Соотношение реальных заработков и заработков «по справедливости» | ||||
х*2 | Время, затрачиваемое на работу | |||
Требуемый уровень образования работника | ||||
Нервные затраты | ||||
х*2 | Физические затраты | |||
Возможности организации для поощрения сотрудников | ||||
Необходимый стаж | ||||
Кол-во желающих работать по этой специальности | ||||
х*2 | Высокая ответственность | |||
Творческий характер труда | ||||
Необходимость специальной подготовки к работе в домашних условиях | ||||
ВЫВОДЫ |
Технологическая карта к практической работе № 8
Семинар на тему «Все ли могут быть предпринимателями?»
Цель проведения семинара: изучение проблемы сегодняшней экономики о мотивации граждан на создание собственного предприятия, получение знаний о структуре малого бизнеса, формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Краткий теоретический курс:
Цели и задачи обучения предпринимательству:
- выработать у учащихся умение принимать решения по экономическим вопросам частного характера
- обеспечить интеграцию общеобразовательных школьных учебных дисциплин в прикладном аспекте
- помочь выпускникам сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих наклонностей и особенностей характера.
- Для того чтобы охватить 50 млн. аудиторию радио
понадобилось 38 лет, телевидению – 13, Интернету - 4,
- В год производится больше информации, чем за все
5000 лет существования человечества.
Далее учащиеся предлагают свои варианты создания фирмы, как правило, по своей будущей профессии «Мастер по обработке цифровой информации» или по смежной специальности. Предлагают свой бизнес-план, структуру будущей фирмы, проблемы и маркетинговую политику, менеджмент, финансовые ресурсы.
В итоге семинара решаются следующие вопросы:
1. Так кто же такой предприниматель – частный собственник, рискующий своими деньгами, или носитель новаций и предпринимательского духа?
2. Что такое процесс «предпринимательской деятельности»?
3. Каковы основные вопросы, важные для предпринимателя?
4. Как возникает бизнес-идея внутри человека и на рынке?
5. Каковы основные принципы нахождения шансов (проблемы Предприниматель-Клиент), (изменения законов, условий, тенденций), (открытие или развитие технологий), (конкуренция по цене и качеству).
6. Экономическая «лестница» от производителя к потребителю.
7. Основные посылы при открытии собственного «дела».
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У1 - воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; У2 - находить и использовать необходимую экономическую информацию. | Семинар-дискуссия по пройденному материалу | Самостоятельное выполнение задания -5 баллов; Незначительные ошибки при ответах – 4 Помощь в объяснении, серьезные ошибки – 3 Невыполнение задания - 2 |
Технологическая карта к практической работе № 9
Тема: Определение цены на товар, продукцию.
Цели: Формирование навыков расчета цены на товар, продукцию, услуги, работы. Создать условия для формирования мыслительной операции дедукции в процессе расчета цен на продукцию. Воспитывать самостоятельность в проведении расчетов и их обосновании.
Оборудование: калькулятор, конспект, ручка, линейка.
Ход занятия.
Организационная часть. Приветствие, перекличка. Объяснение по применению данной работы на производстве, На предприятии при производстве продукции обязательное условие ее реализации в соответствии со спросом, программист должен уметь разрабатывать цены.
Проверка подготовленности к работе вопросы: Объяснение темы, постановка целей, задач практической работы, вводный инструктаж.
Опрос по теоретическому материалу:
1.Цена – понятие. 2.Функции цены. 3.Виды цен. 4.Этапы разработки и реализации ценовой политики.
Задание: Согласно этапов разработки и реализации ценовой политики произвести расчет, сделать обоснование и анализ поведения продукции на рынке.
Задача. Предприятие в отчетном 2011 году произвело продукции на сумму затрат 36200000 руб. всего произведено 30000 изделий. Себестоимость одного изделия составила 36200000/30000=1206,67руб.
При ценообразовании ориентируются на два фактора: спрос и себестоимость. Спрос на продукцию высокий. Самый простой метод ценообразования это себестоимость + прибыль С+П= Ц 1206,67 +2000=3206,67руб.
Выбрав стратегию ценовую это « снятие сливок» при данной стратегии товаропроизводитель проникает на рынок с высокой ценой, т. К. спрос на товар очень высокий и при насыщении рынка товаром цену можно снизить. Для более большего товарооборота можно разработать модификацию цен.
- Цена в кредит с первоначальным взносом 3206,67 + (5%)160,33=3367руб.
- Цена в кредит без первоначального взноса 3206,67 + (7%)224,47=3431Д4руб.
- Цена с доставкой и установкой 3206,67+(2%)64,13=3270,80руб.
Ценовое поведение предприятия на рынке можно определить по тому, как товар пользуется спросом и при необходимости снизить или повысить уровень цен. Вывод: Цена должна быть установлена в соответствии со спросом на данный вид продукции. В данном случае видно, что имеет место разработка модификации цены, что скажется положительно на реализации продукции.
Технологическая карта к практической работе № 10
Разработка алгоритма, права и ответственность предпринимателей.
Цель работ:
рассмотрение и усвоение основных понятий
Выполнение работы: Дать определение понятиям (в письменной форме или форме обсуждения)
Примерное выполнение:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ (примерный ответ) |
Предприниматель | |
Ответственность | субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. |
Государственный контроль (надзор) | деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. |
Юридическая ответственность | Применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в форме лишений личного и имущественного характера |
Правонарушение | Виновно совершенное общественно вредное деяние дееспособного лица, противоречащее требованиям нормативных правовых актов. |
Технологическая карта к практической работе № 11
Разработка алгоритма, гражданско-правовая ответственность.
Цель работ:
рассмотрение и усвоение основных понятий,
Выполнение работы: Дать определение понятиям (в письменной форме или форме обсуждения)
Примерное выполнение:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ (примерный ответ) |
Ответственность | субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. |
Санкция | мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. |
Гражданско-правовая ответственность | Санкции, применяемые к правонарушителю, в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права. |
Договорная ответственность | Санкция за нарушение договорного обязательства |
Формы и размер договорной ответственности | Определяются законом, так и условиями заключенного договора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...