Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
статья на тему
Выступление на районном семинаре учителя русского языка и литературы 15.12.2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_seminare_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury_15.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы 15.12.2011 г.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы.
Нравственное воспитание занимало и занимает одно из важнейших мест в системе воспитания и обучения учащихся. Ведь именно в школе, на уроках и внеклассных мероприятиях мы, учителя, стараемся воспитать в детях такие качества, как уважение к отечеству, к прошлому и настоящему России;
знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия России и человечности;
чувства ответственности и долга перед Родиной;
ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
формируем в них готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, к реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки «становится лучше».
В тоже время стараемся развить в учениках способность к самостоятельным поступках и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - вот основные задачи духовно-нравственного воспитания.
Основным содержанием на уроках и внеклассных мероприятиях являются базовые национальные ценности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Поэтому и на уроках мы внедряем формы и методы работы с текстом, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся. Наиболее результативными, мне кажется, являются следующие формы работы:
-комплексный анализ текста, начиная с пятого класса;
- развивающие лингвистические упражнения;
-различные виды диктантов;
- лексические разминки.
Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создает творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров- описание, рассуждение, повествование, так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы. Результаты нашей кропотливой работы налицо: ученики Борзовой Х.Н., Фрей С.О., Жиряковой А.А., Сулеймановой Г.А. занимали призовые места, участвуя в конкурсах районных, окружных на разную тематику.
В старших классах учителя практикуют работу с текстами- миниатюрами, редактируют тексты.
В основе формирования духовно-нравственных ценностей лежит деятельный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический. Именно на уроках литературы идет формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений.
- интеллектуальный - это развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления. А для расширения словарного запаса детей каждый учитель нашего МО провел и проводит систематическую работу с учениками, обучая их пользоваться разными видами словарей, справочниками.
- познавательный - это формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний.
Работая со средними учениками, учителя не забывают и об одаренных детях. Разно-уровневые домашние задания, привлечение их к участию в олимпиадах разных уровней, в предметных неделях способствует раскрытию личностных качеств учащихся, их творческого воображения, эмоционально-чувственного восприятия. Только в этом году в международном «Олимпусе» приняло 79 человек, а в «Русском медвежонке» 117 учеников.
- творческий -это создание творческих работ, рефератов, проектов, выпуск ярких, содержательных стенгазет во время предметной недели, участие в сценариях мероприятий по предмету. А как интересно проходят театрализованные уроки литературы в 5-6 классах!
Следует сказать несколько слов и о наших учителях. Все они имеют большой стаж работы. Это высококвалифицированные специалисты своего дела. Тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, правильная грамотная речь учителя и в тоже время требовательность, поощрение самостоятельности учащихся, их индивидуальных учебных достижений - все это делает, мне кажется, такие сложные уроки литературы и русского языка доступными, интересными для каждого ученика.
Ко всему прочему все наши учителя - классные руководители.
Все их классные часы перекликаются с нашими задачами по предмету. Ведь цели то всего воспитательного и образовательного процесса одни и те же:
способствовать сплочению детского коллектива, привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину, повысить уровень сформированности нравственности и гражданственности у учащихся, повысить ценностные приоритеты школьников, познавательный интерес к изучению русского языка.
Руководитель МО: Нуртдинова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы
В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"
Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...