Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

Выступление на районном семинаре учителя русского языка и литературы 15.12.2011 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы 15.12.2011 г.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка  и литературы.

Нравственное воспитание занимало и занимает одно из важнейших мест в системе воспитания и обучения учащихся. Ведь именно в школе, на уроках и внеклассных мероприятиях мы, учителя, стараемся воспитать в детях такие качества, как уважение к отечеству, к прошлому и настоящему России;

знание истории, языка, культуры своего народа, края, основ культурного наследия России и человечности;

чувства ответственности и долга перед Родиной;

ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

формируем в них готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, к реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки «становится лучше».

В тоже время стараемся развить в учениках способность к самостоятельным поступках и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - вот основные задачи духовно-нравственного воспитания.

Основным содержанием на уроках и внеклассных мероприятиях являются базовые национальные ценности, такие как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Поэтому и на уроках мы внедряем формы и методы работы с текстом, способствующие духовно-нравственному развитию учащихся. Наиболее результативными, мне кажется, являются следующие формы работы:

-комплексный анализ текста, начиная с пятого класса;

- развивающие лингвистические упражнения;

-различные виды диктантов;

- лексические разминки.

Особые условия для развития личности ученика, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создает творческая работа по написанию сочинений как традиционных разных жанров- описание, рассуждение, повествование, так и нетрадиционных: эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы. Результаты нашей кропотливой работы налицо: ученики Борзовой Х.Н., Фрей С.О., Жиряковой А.А., Сулеймановой Г.А. занимали призовые места, участвуя в конкурсах районных, окружных на разную тематику.

В старших классах учителя практикуют работу с текстами- миниатюрами, редактируют тексты.

В основе формирования духовно-нравственных ценностей лежит деятельный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:

  1. эстетический. Именно на уроках литературы идет формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений.
  2. интеллектуальный - это развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления. А для расширения словарного запаса детей каждый учитель нашего МО провел и проводит систематическую работу с учениками, обучая их пользоваться разными видами словарей, справочниками.
  3. познавательный - это формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний.

Работая со средними учениками, учителя не забывают и об одаренных детях. Разно-уровневые домашние задания, привлечение их к участию в олимпиадах разных уровней, в предметных неделях способствует раскрытию личностных качеств учащихся, их творческого воображения, эмоционально-чувственного восприятия. Только в этом году в международном «Олимпусе» приняло 79 человек, а в «Русском медвежонке» 117 учеников.

  1. творческий -это создание творческих работ, рефератов, проектов, выпуск ярких, содержательных стенгазет во время предметной недели, участие в сценариях мероприятий по предмету. А как интересно проходят театрализованные уроки литературы в 5-6 классах!

Следует сказать несколько слов и о наших учителях. Все они имеют большой стаж работы. Это высококвалифицированные специалисты своего дела. Тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, правильная грамотная речь учителя и в тоже время требовательность, поощрение самостоятельности учащихся, их индивидуальных учебных достижений - все это делает, мне кажется, такие сложные уроки литературы и русского языка доступными, интересными для каждого ученика.

Ко всему прочему все наши учителя - классные руководители.

Все их классные часы перекликаются с нашими задачами по предмету. Ведь цели то всего воспитательного и образовательного процесса одни и те же:

способствовать сплочению детского коллектива, привить чувство патриотизма и гордость за свою Родину, повысить уровень сформированности нравственности и гражданственности у учащихся, повысить ценностные приоритеты школьников, познавательный интерес к изучению русского языка.

Руководитель МО: Нуртдинова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

       В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения,  но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...