Обследование органов артикуляции
консультация на тему

Предложенный материал поможет специалистам подробно изучить речевой аппарат ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obsledovanie_organov_artikulyatsii.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

 Обследование органов артикуляции.

Сегодня мы с тобой познакомимся с язычком и его домиком. Сначала познакомимся с домиком.

движения нижней челюсти

- открыть рот

- закрыть рот

- попеременно открыть, закрыть рот

  • подвигать нижней челюстью из стороны в сторону

А теперь посмотрим какие двери у домика.
движения губ

  • «улыбка» с оскалом резцов    
  • «хоботок»

-        попеременно «улыбка» - «хоботок»

Давай познакомимся поближе с язычком.        

движения языка

  • высунуть язык, удержать по средней линии
  • широкий язык («лопатка»)
  • узкий язык («иголочка»)

- попеременно «лопатка» - «иголочка»

- поднять кончик язык за верхние резцы

- опустить кончик языка за нижние резцы

-попеременно поместить кончик языка за верхние - за нижние резцы        

 -узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта

А сейчас я хочу тебя послушать

движения мягкого нёба    

  • покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)
  • произнести звук <а> с широко открытым ртом

Посмотри кого ты видишь.

работа мышц лицевой мускулатуры

  • надуть щеки
  • поднять брови
  • нахмурить брови

  • поочередно зажмурить глаза
  • наморщить нос

- поднять верхнюю губу

Вывод: наличие или отсутствие движения;

объем движений (полный, неполный);

активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);

темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);

способность нахождения и удержания позы (находит, удерживает, заменяет одно движение другим, длительный поиск и трудность удержания позы);

мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, изменчивый);

наличие синкинезий (отсутствуют, отличаются);

способность к переключению движений (переключается, пропуски, перестановки, лишние движения);

тремор кончика языка при повторных движениях и удержании позы;

отклонение кончика языка при высовании;

увеличение гиперкинезов или замедление темпа при повторных движениях;

слюнотечение;

отклонение маленького язычка в сторону;

тип смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный);

гипокинез мягкого нёба; сглаженность носогубных складок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Понятие о речевых и неречевых звуках. Знакомство с органами артикуляции».

План-конспект логопедического занятия по ознакомлению с органами артикуляции....

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Нормализация моторики органов артикуляции (по Е.Ф. Архиповой)

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно....

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...

Методические рекомендации для родителей по развитию органов артикуляции детей с различными речевыми нарушениями

Подготовка органов артикуляции к работе над звукопроизношением начинается с артикуляционной гимнастики. Систематическое проведение упражнений сокращает сроки логопедической работы.  Кроме того, е...

Биоэнергопластика как метод развития кинестетических ощущений органов артикуляции

Принцип биоэнергопластики — сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата. Это активизирует интеллектуальную деятельность детей, развивает координацию движений и мелку...