Исследовательская деятельность ученика
методическая разработка (6 класс) на тему
Исследовательская деятельность ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchenika.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
О стимулировании познавательной деятельности.
Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Самореализация - это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.
Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо развивать у него мотивационную сферу. На ее формирование и направлены методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Их можно классифицировать следующим образом (по Ю. Бабанскому):
- Методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуаций успеха в обучении, что ведет к возникновению чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения (подбор заданий нарастающего уровня сложности);
- поощрение и порицание в обучении;
- использование игр и игровых форм организации учебы
- постановка системы перспектив (А.С.Макаренко).
- Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности восприятия учебного материала (актуализация знаний);
- метод стимулирования занимательным содержанием:
- метод создания ситуаций творческого поиска.
- Методы формирования ответственности и обязательности:
- формирование понимания личностной значимости учения (осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни);
- предъявление учебных требований на основе правил поведения, критериев оценки знания, правил внутреннего распорядка, устава образовательного учреждения
- использование оперативного контроля не как метода жесткого наказания за проступки, а как метода выявления наиболее сложных тем, вопросов, упражнений и оказания помощи
В педагогике существует карта стимульных компонентов, которые можно активно использовать в деятельности.
Стимулы 1-го порядка «Поощрение деятельности учащихся»:
- Оценка.
- Яркая, образная, эмоциональная речь учителя.
- Словесная похвала.
- Перспективы.
- Организация коллективной деятельности.
- Разноуровневые задания.
- Усложнение заданий (выход на креативный уровень).
- Сравнение успехов ученика с его прежними результатами.
- Анализ учебных результатов учащегося учителем
- Положительный пример.
Стимулы 2-го порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением»:
- Занимательная ситуация.
- Дозированное домашнее задание.
- Познавательная игра.
- Использование элементов соревнования.
- Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося.
- Креативная минутка.
- Оценка достижений учащегося на родительских собраниях.
- Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших фрагментов сочинений классу).
- Проблемно-поисковая ситуация.
- Опора на анализ жизненных ситуаций.
стимулы 3-го порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся»:
- Контролируемое доверие.
- Задания практического характера.
- Юмористическая минутка.
- Запись благодарности в дневник.
- Взаимоконтроль.
- Учебная дискуссия.
- Выставка лучших работ учащихся.
- Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели.
- Решение задач и проблем профессиональной направленности.
- Рецензия товарища на результат учащегося.
И в заключении несколько слов о рефлексии как одном из способов развития познавательных потребностей. О рефлексии сейчас говорят много, но некоторые сомневаются, как ее грамотнее осуществись Предлагаю распространенный вариант - ответы учащихся на следующие вопросы:
- Какие чувства и ощущения возникали у меня во время работы над заданием и знакомством с данной работой?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как я их преодолевал (пытался преодолевать)?
- Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?
- Над чем мне предстоит еще поработать по данной теме?
- Вопросы, возникшие в связи с выполняемым заданием?
- Мои рекомендации, предложения по занятию...
Ответы на вопросы помогут учителю понять суть проблем учащихся, проанализировать и найти способы устранения этих проблем, возможные приемы и способы построения урока конкретно для данного класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Исследовательская деятельность учеников.
Это работа, которой я посвятила свой вынужденный отпуск, в связи с переломом ...было времы проанализировать и поразмыслить на методом ученического исследования и его результатами для ребенка....
Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности ученика
В работе представлены требования к организации исследовательской работы школьников, её содержанию, правила оформления работы. Разводятся понятия и подходы к исследовательской работе и прое...
ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.
Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...
Проектно-исследовательская деятельность как одно из условий развития личности ученика на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование ...