О разработке рабочих учебных программ и корректуре темпланов
статья на тему
Взгляд на некоторые актуальные проблемы, связанные с образовательной бюрократией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
"Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений"
Рене Декарт
О разработке рабочих учебных программ
Настоящая справка разработана в связи с тем, что в ряде общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга с 2014 года производится переработка рабочих учебных программ учебных предметов в соответствии с новыми требованиями ФГОС и рекомендациями вышестоящих органов управления образованием.
Разъяснение проблемных вопросов, возникающих при этом у учителей, к сожалению, сводятся к формулировке «делать, как указано» без попытки разумного анализа содержания получаемых «сверху» указаний.
Предлагаемый ниже материал посвящен достаточно актуальной, на мой взгляд, проблеме разработки учителями «календарно-тематического планирования» по учебному предмету.
Рабочая программа – это локальный нормативный акт общеобразовательной организации, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретного учебного предмета, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе по учебному предмету.
В соответствии с ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"):
Ст.19.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
В соответствии с письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (письмо от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 – "Методические рекомендации по разработке рабочих программ") рабочие программы должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета,
Пункты 2. 3. 8 могут войти и содержание пояснительной записки.
Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируются и тематическом (или поурочно-тематическом) планировании.
Таким образом, рабочая программа может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа:
1) титульный лист;
2) пояснительную записку, включающую цели изучения учебного предмета в контексте целей основного общего образования с учетом его специфики:
общую характеристику учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане:
планируемые результаты изучения;
3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания);
4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное).
Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому в соответствии с уставом общеобразовательной организации делегированы данные полномочия. По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления общеобразовательной организации принимает решение: «рекомендовать к использованию». Рабочие программы утверждаются приказом по общеобразовательной организации.
Общеобразовательная организация может вносить изменения и дополнения в содержание рабочих программ, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.
Общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы. Эти сроки приводятся на титульном листе каждой программы.
Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на каждый учебный год.
Корректировка тематического (или поурочно-тематического) планирования осуществляется по согласованию с методическими объединениями.
В тематическом (или поурочно-тематическом) планировании отражается:
количество часов, отведенное на изучение предмета, тем (разделов):
темы уроков (при поурочно-тематическом планировании - количество часов);
основные виды учебной деятельности;
проведение практических/лабораторных работ (при их наличии);
виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в том числе в формате требований ГИА):
планируемые результаты:
при необходимости - планируемые сроки изучения.
Последняя рекомендация Комитета по образованию Санкт-Петербурга – не совсем корректна, поскольку по одной и той же рабочей программе может вестись обучение в нескольких классах и разными учителями. Каждый учитель будет работать по своему «календарю» (расписанию уроков). Соответственно, и сроки изучения в его тематическом плане могут быть – и обязательно будут – разными.
Именно поэтому ни Закон Об образовании в РФ, ни ФГОС НОО, ни Методические рекомендации Комитета по образованию СПб не содержат упоминаний о календарно-тематическом планировании.
В то же время, существует Инструктивное письмо Минвуза СССР от 10.08.1963 N Т-13/820 «О календарно-тематическом плане преподавателя», которое гласит:
«…В связи с поступившими запросами о форме и содержании календарно-тематического плана преподавателя Учебно-методическое управление по средним специальным (выделено мной) учебным заведениям разъясняет, что календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, способствующим организации учебного процесса по предмету в соответствии с требованиями Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", обеспечивающим методически правильное планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности и увязке со смежными предметами…».
Это означает, что формально календарно-тематический план является элементом планирования учебного процесса в системе профессионального (специального) образования. Но это – совсем другая история…
Однако, имеет смысл вести подобный документ и в системе учебно-методических документов общего образования, надо только разумно определить его статус, структуру, методику разработки и порядок утверждения.
Попробуем с этим разобраться.
Будем считать, что Рабочая программа учебного предмета (курса), включающая в себя его тематическое планирование, является основой для создания учителем календарно-тематического планирования порядка прохождения учебного предмета (курса).
В таком случае могут быть рассмотрены следующие аналитические материалы и разработанные на их основе предложения по рассматриваемой проблеме:
Определимся с предметом рассмотрения и примем некоторые основные положения.
Календарно-тематический план – документ, способствующий организации учебного процесса по предмету и образовательной программе в целом, обеспечивающий методически правильное планирование выполнения образовательной программы в строгой последовательности. Календарно-тематический план содержит сведения по планированию прохождения образовательной программы конкретного учебного предмета по разделам и темам. Он связан со смежными предметами комплексной учебной программы в течение месяца и года.
Таким образом, календарно-тематический план – это структурный элемент программы, который изменяется ежегодно и оформляется в качестве приложения к рабочей программе учебного предмета.
Разработку календарно-тематического планирования по учебному предмету (курсу) производит учитель (учителя), ведущий(е) занятия по расписанию по этому предмету в предстоящем учебном году.
Содержание календарно-тематического плана
Структурно календарно-тематический план состоит из двух элементов: титульного листа и содержательной части.
1) В титульном листе указывается
- полное наименование рабочей программы, приложением к которой является календарно-тематический план, с указанием года утверждения и составителя программы;
- название предмета;
- класс;
- количество часов в неделю и в год;
- должность и ФИО автора-составителя календарно-тематического плана;
- гриф согласования календарно-тематического плана заместителем директора по УВР;
- гриф утверждения календарно-тематического плана директором ГБОУ школа № ХХХ.
2) В содержательной части календарно-тематического плана приводятся сведения по семи разделам (вариант):
- I. Распределение учебного времени по четвертям и видам учебных занятий
- II. План изучения учебного предмета по видам учебных занятий
- III. Дополнения и изменения календарно-тематического плана
- IV. Литература
- V. Организационно-методические указания, взаимосвязь с другими предметами
- VI. Календарно-тематический план изучения учебного предмета
- VII. Лист корректировки календарно-тематического плана
Утверждение календарно-тематического плана
Календарно-тематические планы учителей (в случае если учителя данного учебного предмета (курса) охвачены методическим объединением) ежегодно до 1 сентября рассматриваются на заседании соответствующего методического объединения на предмет:
- их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования;
- их соответствия данному Положению в части требований к содержанию и оформлению календарно-тематического планирования;
- их соответствия Учебному плану образовательного учреждения и Рабочей программе по соответствующей учебной дисциплине (курсу);
- соответствия используемых учебников перечню учебников, утвержденных к использованию в предстоящем учебном году приказом директора ГБОУ школа № ХХХ;
- эффективного распределения часов в календарно-тематическом планировании.
Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания двумя пунктами:
- перечень принятых календарно-тематических планов для их использования в предстоящем учебном году;
- перечень календарно-тематических планов, нуждающихся в доработке.
Решение методического объединения о принятых календарно-тематических планах учебных предметов (курсов) отражается соответствующим грифом на титульных листах рекомендованных к утверждению календарно-тематических планов.
Далее рекомендованные методическими объединениями календарно-тематические планы анализируются заместителями директора ГБОУ школа № ХХХ по учебно-воспитательной работе.
Факт прохождения экспертизы вновь принятых календарно-тематических планов учебных предметов (курсов) и рассмотрение и принятие календарно-тематических планов заместителями директора отражается соответствующим грифом на титульных листах календарно-тематических планов учебных предметов (курсов).
Ежегодно все календарно-тематические планы и рабочие программы утверждаются приказом директора ГБОУ школа № ХХХ, издаваемым до 1 сентября и включающим:
- перечень вновь принятых к действию рабочих учебных программ;
- перечень рабочих программ, действие которых продлевается в предстоящем учебном году.
- перечень календарно-тематических планов, утвержденных к использованию в предстоящем учебном году;
При несоответствии календарно-тематического плана установленным требованиям директор ГБОУ школа № ХХХ накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения
Ниже представлен один из возможных вариантов структуры и содержания календарно-тематического планирования по учебному предмету в области общего образования.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № ХХХ
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено и принято» на заседании МО учителей | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Петрова «29» августа 2014 г. | «Утверждаю» |
Председатель МО учителей начальных классов ____________ Иванова Протокол № ____ от «28» августа 2014 г. | Директор ГБОУ школа № ХХХ ____________ Сидорова Приказ № ____ от «29» августа 2014 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
_______________________________________________________________
указывается ступень обучения: начального общего образования, основного общего образования
или среднего (полного) общего образования
__________________________________________________________________________
указывается предмет или курс, уровень программы
_____________________________________________________
класс и учебный год
разработана _____________________________________________________
ФИО учителя
К рабочей программе учебного предмета______________________
утвержденной в 20___ году и составленной ____________________
ФИО учителя
На основе________________________________________
_________________________________________________
____учебных часов (по ____ в неделю)
г. Санкт-Петербург, 20____ г.
- Распределение учебного времени по четвертям и видам учебных занятий
Четверти | Всего часов учебных занятий по расписанию | В том числе учебное время по видам учебных занятий | Время, отводимое на самостоятельную работу | графические работы | Отчетность за четверть | Отчетность по предмету | ||||||||
теоретические занятия (уроки) | семинары | практические занятия | лабораторные работы | контрольные занятия | контрольные работы | другие виды учебных занятий | зачеты | экзамены | ||||||
I | 5 | 2 | 1 | 2 | 5 | 1 | ГР1 | |||||||
II | 4 | 2 | 1 | 1 | 6 | 2 | КР | |||||||
III | 5 | 2 | 3 | 7 | 2 | ГР4 | ||||||||
IV | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 | 3 | КР | зачет с оц | ||||||
Итого | 20 | 2 | 7 | 1 | 8 | 2 | 24 |
- План изучения учебного предмета по видам учебных занятий
№ п/п | Виды учебных занятий | Количество часов | Наименование, номера тем и учебные вопросы занятий | Материальное обеспечение занятий | Задание на самостоятельную работу | ||
Вид занятия | № занятия | литература | время (в час) | ||||
I четверть | |||||||
Раздел 1. Искусство в твоем доме | |||||||
Тема 1. Твоя игрушка (создание формы, роспись) | |||||||
У | 1.1.1 | 1 | Твоя игрушка: 1). Введение 2). Народные промыслы России 3). Особенности гжельской росписи | Техн. карта, презентация, эл.доска | п.[6], стр.14-18; п.[5], § 1.1. | 1 | |
ПЗ | 1.1.2 | 1 | Твоя игрушка: 1). Создание формы игрушки 2). Композиционное построение росписи 3). Роспись игрушки | Техн. карта, презентация, эл.доска | п.[6], стр.14-18; п.[5], стр.10-14. | 2 | |
Итого | 2 час | 3 час | |||||
II четверть | |||||||
Раздел 2. Хххххх | |||||||
Тема 1. Уууууу | |||||||
У | 2.1.1 | 1 | Линия как средство выражения, ритм линий 1) Ритмическая организация листа с помощью линий. 2). Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. 3). Понятие ритма в природе | Техн. карта, презентация, эл.доска | п.[6], стр.94-108; п.[5], стр.110-114. | 1 | |
Итого | 1 час. | 1 час. | |||||
Всего по предмету | 20 час | 24 час |
- Дополнения и изменения плана изучения учебного предмета по видам учебных занятий
№ п./п. | Виды учебных занятий | № занятия | Количество | Тема и учебные вопросы занятий | Материально-техническое обеспечение | Задание на самостоятельную работу | Основание для корректуры | |
литера-тура | время (час) | |||||||
- Литература
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011.
- Анащенкова С.В., Бантова М.А. и др. «Школа России». Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение. 2011.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011.
- Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-ух частях. – М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Организационно-методические указания, взаимосвязь с другими предметами
"Изобразительное искусство" является ….. профилирующим предметом, обеспечивающим подготовку учащихся к ………...
Изучение учебного предмета базируется на знаниях и навыках, полученных ……, а также при изучении предметов «Технология», «Окружающий мир».
Полученные знания и навыки используются при …..,.
Предметом изучения учебного предмета "Изобразительное искусство" является:
- ….;
- ….
Теоретические знания приобретаются учащимися на теоретических занятиях (уроках), и в ходе самостоятельной работы по выполнению домашних задяний.
Умения и навыки по … формируются на практических занятиях, ..».
Особенностью преподавания учебного предмета "Изобразительное искусство" является …..
С целью обеспечения непрерывности обучения учащихся по такому важному направлению деятельности, как ….., предусматривается изучение полного курса из четырех учебных разделов учебного предмета в четырех четвертях.
В начале учебного курса изучаются …. Это связано с тем, что ……. Углубление знаний, полученных на уроках, осуществляется в процессе самостоятельной работы учеников при выполнении домашних заданий.
Методика … изучается в третьей теме, при этом особое внимание уделяется вопросам …... Практическая подготовка учащихся осуществляется в ходе проведения практического занятия по …...
Затем изучаются основы …... При этом часть учебного материала четвертой темы охватывает предметную область ….. Это связано с ……. Особое внимание при проведении практического занятия «….» уделяется вопросам изучения …., а так же полноте и правильности оформления …...
В практической подготовке учащихся по вопросам … следует выделить …., которые свойственны деятельности …..
Знания, умения и навыки по …. закрепляются и совершенствуются при выполнении… .
Текущий контроль успеваемости и качества подготовки учащихся осуществляется при проведении практических занятий и выполнении графических работ.
Итоговый контроль успеваемости и качества подготовки учащихся по учебному предмету "Изобразительное искусство" включает :
- зачет с оценкой за изучение учебного предмета в учебном году (по результатам ….) по окончанию четвертой четверти.
- Календарно-тематический план изучения учебного предмета
План составляется для каждого класса.
Календарно-тематический план изучения учебного предмета
(2А класс)
чет-верть | № занятия | дата проведения | Тема занятия | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
I | 1.1.1 | А………... | |||
1.1.2 | Б………... | ||||
1.1.3 | В………... | ||||
1.2.1 | Г………... | ||||
1.2.2 | Д………... | ||||
II | 2.1.1 | Е………... | |||
2.1.2 | Ж………... | ||||
2.2.1 | З………... | ||||
… | И………... | ||||
III | 2.4.1 | К………... | |||
… | Л………... | ||||
IV | 3.1.1 | М………... | |||
3.1.2 | Н………... | ||||
3.2.1 | О………... | ||||
… | ……… |
Календарно-тематический план изучения учебного предмета
(2Б класс)
чет-верть | № занятия | дата проведения | Тема занятия | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
I | 1.1.1 | А……….. | |||
1.1.2 | Б………... | ||||
… | …. | … | … |
- Лист корректировки календарно-тематического плана по учебному предмету «Изобразительное искусство» (2 класс)
Класс | Название раздела, темы, тема учебного занятия | Дата прове-дения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие (действие) | Факти-ческая дата прове-дения | Примечание (основание для корректуры) | Подписи учителя и резолюции должностных лиц | |||
Учитель | «Рассмотрено» Председатель МО | «Согласовано» Заместитель директора по УВР | «Утверждаю» Директор ГБОУ школа № ХХХ | |||||||
2а, 2б, 2в, 2г, 2д | Тема 3 – О чем говорит искусство. Занятие № 3.7. Обобщение темы «В мире сказочных героев». | 23 февраля 2015 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 23 февраля – праздничный день. | Урок будет проведен совместно с предыдущим уроком – Занятие № 3.6 «Образ здания» | 16 февраля 2015 года | Указание Заместителя директора ГБОУ школа № ХХХ по УВР | ___________ С.Синяева ___.___.201__ | ___________ Иванова ___.___.201__ | ___________ Петрова ___.___.201__ | ___________ Сидорова ___.___.201__ |
Разделы I, II, IV и V этого документа содержат информацию, характеризующую особенности распределения содержания учебного материала в структуре программы учебной дисциплины, определяют объем изучаемого материала и виды учебных занятий, в том числе с детальной проработкой заданий на самостоятельную работу (домашних заданий) учеников и определением времени, необходимого для выполнения домашних заданий по учебной дисциплине.
Эта информация, в последующем, при необходимости корректуры календарно-тематического планирования, может быть использована учителем в интересах «минимизации» вносимых в тематическое планирование изменений.
Корректура должна производиться по принципу – учебный материал изучается в полном объеме содержательной части учебной программы, а исправления могут касаться только сроков (дат) проведения занятий и лимита времени, отводимого на изучение отдельных учебных вопросов (тем).
В интересах более четкой структуризации учебных занятий их нумерация при календарно-тематическом планировании должна иметь три значащих поля:
- первое число – порядковый номер раздела;
- второе число – порядковый номер темы в разделе;
- третье число – порядковый номер учебного занятия в пределах темы.
Если учебная программа не содержит разделов, то допускается производить нумерацию учебных занятий с использованием двух значащих полей, т.е. номера темы и порядкового номера учебного занятия в пределах темы.
В принципе, чтобы быть последовательными, обозначение каждого учебного занятия должно иметь ещё одно содержательное поле – «вид учебного занятия» - которое должно размещаться перед номером, например:
«ПЗ 01.02.05» – практическое занятие № 5 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины;
«ЛР 01.02.06» – лабораторная работа № 6 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины;
«КР 01.02.07» – контрольная работа № 7 по 2 теме 1 раздела учебной дисциплины, и т.п.
Если предложенный вариант календарно-тематического планирования представляется слишком сложным, его можно существенно упростить, оставив в содержательной части только таблицы, показанные выше в разделах VI и VII предлагаемого варианта.
Полученный документ будет простым для разработки, привычным для практики большинства учителей и достаточным (с точки зрения объема информации) для выполнения своего предназначения.
Но мы ведь не ищем лёгких путей?...
***
Второй вопрос, который хотелось бы кратко затронуть в настоящей справке заключается в следующем:
В ГБОУ школа ХХХ принят локальный акт «Положение о рабочей программе ГБОУ школа № ХХХ Пушкинского района Санкт-Петербурга», который содержит ряд требований, касающихся разработки и оформления рабочих программ по учебным предметам.
Если выполнить требования упомянутого локального акта в полном объеме, то складывается ситуация, при которой вносимые изменения носят не только структурный характер (перекомпоновка тем, часов), но и существенно затрагивают содержание Примерных (типовых) программ, на основе которых они разработаны. Изменяются разделы, подразделы содержательной части программ, содержание граф (столбцы) в таблице тематического планирования по предмету.
В итоге, в большинстве случаев, разработанные рабочие учебные программы перейдут из категории «адаптированная» в категорию «модифицированная».
А это, в свою очередь, потребует выполнять для каждой программы процедуру внешней экспертизы с получением рецензий внешних экспертов и соответствующего заключения от руководителя экспертного учреждения.
Причем такое заключение придется получать при каждой корректировке «календарно-тематического планирования» по учебной дисциплине, иначе рабочая программа перестает быть легитимной (теряет заключение «рекомендовать»).
Нужно ли это нам?
В дополнение к вышеизложенному следует признать, что "Методические рекомендации по разработке рабочих программ", введенные в соответствии с письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0, не соответствуют требованиям существующих нормативных правовых и правовых документов в области общего образования – в части требования отражать в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании учебного предмета «…при необходимости - планируемые сроки изучения».
Это требование некорректно методически и трудновыполнимо практически.
Хочется напомнить, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии общеобразовательной организацией локальных нормативных актов нормы этих актов, принятые с нарушением установленного (руководящими документами или вышестоящими инстанциями) порядка, не применяются и подлежат отмене общеобразовательной организацией.
Окончательное решение – за нами.
И третий проблемный вопрос.
Если говорить о календарном планировании учебных занятий на текущий – 2014/2015 учебный год, то следует признать, что ситуация, при которой по одному и тому же предмету требуется вносить корректуру более, чем на одно учебное занятие в году, может сложиться только в том случае, когда годовое расписание занятий в школе составлено формально, без должного анализа перечня учебных занятий, «выпадающих» на праздничные или выходные дни.
Пример, являющийся следствием такого «планирования» показан ниже.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Факти-ческая дата |
2а, 2б, 2в, 2г, 2д | Раздел 3 – О чем говорит искусство (9 часов) Обобщение темы «В мире сказочных героев». | 23 февраля 2015 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 23 февраля – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком – «Образ здания» | |
2а, 2б, 2в, 2г, 2д | Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. | 9 марта 2015 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 9 марта – праздничный день. | Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час. | |
2а, 2б, 2в, 2г, 2д | Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов) Линия как средство выражения: характер линий. | 4 мая 2015 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 4 мая – праздничный день. | Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час. | |
2а, 2б, 2в, 2г, 2д | Раздел 4 – Как говорит искусство (9 часов) Обобщающий урок за год. Итоговая выставка | 11 мая 2015 года | Изменение количества рабочих дней в году. Урок выпал на 11 мая – праздничный день. | Урок проведен совместно с предыдущим уроком – «Пропорции выражают характер» |
Если учесть, что в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе составляет 762 часа, а корректура, приведенная в примере, затрагивает 4 дня (т.е. 20 часов), то это составляет 2,625 % аудиторного времени.
В таком случае (при разумном планировании расписания уроков) для учащихся вторых классов количество часов учебных занятий, требующих корректуры, может быть следующим (см. 5 столбец таблицы):
Учебный план для 2-х классов по ФГОС НОО
(вариант)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | «Удельный вес» 1 часа, % | Подлежит возможной корректуре, часов |
Филология | Русский язык | 5 | 0,59 | 4 |
Литературное чтение | 4 | 0,74 | 4 | |
Иностранный язык | 2 | 1,47 | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 0,74 | 3 |
Обществознание и естествознание (окружающий мир) | Окружающий мир | 2 | 1,47 | 2 |
Искусство | Музыка | 1 | 2,94 | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | 2,94 | 1 | |
Технология | Технология | 1 | 2,94 | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 1,11 | 2 |
ВСЕГО | 23 |
Такой подход можно признать обоснованным и принять за основу при корректуре календарно-тематического планирования учебных предметов на текущий учебный год.
Если рассматривать ситуацию в целом, то необходимость в корректуре календарно-тематического планирования может возникать только в случае появления форс-мажорных ситуаций, появляющихся внезапно и требующих корректуры объема учебных дисциплин и расписания уроков.
Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга выпустил указание «О календарном учебном графике и режиме работы общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2014/2015 учебном году» (письмо от 20.03.2014 года № 03-20-1020/14-0-0), в котором установлено, что учебный год начинается 1 сентября 2014 года и заканчивается 25 мая 2015 года.
В связи с тем, что Правительством РФ на 2015 год был установлен измененный перечень праздничных дней, часть из которых пришлась на ранее считавшиеся «рабочими» дни и на которые в школах было спланировано проведение занятий по расписанию, Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга был обязан соответствующим образом откорректировать свое указание, «продлив» учебный год на число дней, выпавших из него в соответствии с распоряжением Правительства РФ.
В этом случае корректура календарно-тематического планирования в школе была бы произведена вполне законно, легитимно, централизованно и без «потери» части учебного времени, планируемого для учебных занятий в классе.
Считаю, что руководство школы вполне может обратиться с подобным запросом в вышестоящие органы управления образованием.
Благодарю за внимание.
Учитель ГБОУ школа № 645
С. Синяева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...

Курсы повышения квалификации в ЧИППКРО "Технология разработки и содержание рабочих учебных программ по общественным и художественно-эстетическим дисциплинам"
Презентации с курсов ЧИППКРО: Технология разработки отдельных рабочих программ учебных предметов и курсов; технология конструирования рабочих программ по общественным дисциплинам; новые требования к п...

Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...