СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. КАКОВ ОН?
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ
При традиционной классно-урочной организации учебного занятия происходит взаимодействие учителя и ученика для достижения заданных в программе целей и задач обучения в определенных локально-временных рамках и с использованием учебников и учебных пособий как содержательной базы обучения.
Урок – это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.
Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в “клеточке”, есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.
Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.
На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.
На уровне методики преподавания конкретных школьных предметов уточняются вопросы целеполагания и структурирования урока, а также детально анализируется предметно-содержательное наполнение урока. Дидактическая и методическая динамика урока, а также его содержательная логика зависят от общегосударственных программных документов, авторских научных концепций и программ.
Наиболее распространенным был и продолжает оставаться классический урок.
Классический урок может быть различных типов и видов. Предлагаемая нами типология уроков строится на выделении:
1) метатипов уроков по доминирующей цели в рамках определенного педагогического подхода;
2) типов уроков по количеству, ранжированию целей, порядку (поэтапности) их достижения и структуре уроков;
3) видов уроков по их организации.
Ниже дана более подробная характеристика типов и видов урока.
Таблица 2
Типы и виды учебных занятий и их основные характеристики
Типы | Виды учебных занятий | Включение на- | ||||
По временным регистрам (продолжительность) | По локальным регистрам (место проведения) | По особенностям объединения учащихся в группы | По особенностям педагогического управления и ученического самоуправления | |||
1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | |
Классический урок с различными воспитательными, развивающими и учебными целями и взаимосменяющими видами деятельности | 35–40 мин 45 мин (полный), 60–80 мин | В школьных классах, кабинетах; вне класса или вне школы: в парке, музее, библиотеке и т. п. | Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации | Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора. При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта | Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”. При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления | Комплексы, цепочки, циклы, блоки уроков |
Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учитель. Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися: см. подробнее таблицу 3 | При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | |
Лекционно-семинарские занятия как форма подготовки к вузу в целях развития умения воспринимать информацию в больших объемах на слух и записывать со слуха. Концентрированная пролонгированная работа в рамках одного вида деятельности | 60–80 мин | В лекционных залах, классах, кабинетах, на территории школы или других образовательных и культурных учреждений | Старший школьный возраст с учетом профильной дифференциации | В лекционной части учитель полностью управляет деятельностью учеников на содержательном и частично на организационном уровне. На практических или семинарских занятиях и при подготовке к ним учитель управляет деятельностью учеников на содержательном и частично организационном уровне с помощью алгоритмов и рекомендаций, заданий и регламента | Частичное самоуправление учащихся касается организационного уровня; что и как записать, в какой последовательности готовиться к семинару или выполнять практическую работу. Самостоятельное реферирование – это управляемая самими учащимися форма | Сочетание лекционных и семинарских или практических занятий - это единство. Формы группировки. Эта форма может сочетаться с комплексами или цепочками классических уроков |
Интегрированный урок (в том числе бинарный) с целью воспитания культуры ценностной ориентации и развития интеллектуальных способностей, синтеза и обобщения, установления межпредметных и универсальных связей | 45 мин (полный) 60-80 мин 35-40 мин | В предметных кабинетах или актовом зале, возможно, вне | Гомогенные группы по возрасту и уровню подготовки учащихся или с учетом профильной дифференциации | Учитель управляет работой в целом с различной степенью жесткости, предоставляя учащимся в ряде случаев возможность выбора. При групповой и парной формах работы учащихся учитель задает параметры работы вначале и далее выполняет роль консультанта. Самостоятельную работу учащихся, как правило, алгоритмизирует учи- | Учащиеся являются управляемыми, “ведомыми”. При групповой и парной формах работы учащиеся принимают на себя часть управления. При самостоятельной работе, как правило, следуют алгоритмам учителя | Включается в циклы или блоки классических уроков |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | |
тель. Учитель должен опираться на обратную связь с учащимися (см. подробнее таблицу 3). Урок может проводиться одним, двумя, тремя учителями по разным предметам | ||||||
Проектные занятия с целью воспитания культуры сотрудничества и культуры труда (умственного, предметно-преобразовательного и др.), развития умений управлять своей деятельностью | В рамках урочного времени или отдельного этапа урока, или проектного дня, проектной недели, месяца и т. д. | В рамках больших проектных занятий место их проведения может меняться. Это не только помещения образовательных учреждений, но и улица, музей, библиотека и т. д. | Гомогенные и негомогенные группы различной наполняемости, объединенные по интересам и склонностям | Учитель учит школьников управлять их деятельностью, постепенно снижая жесткость своего управления, вплоть до минимума | Учащиеся получают постепенно все больше свободы и возможности управлять своей деятельностью | Циклы и блоки собственно проектных занятий или включенные в циклы и блоки традиционных уроков |
Творческая мастерская с целью творческой самореализации как отдельных учащихся (личностей), так и творческих групп | В течение длительного времени, необходимого для достижения поставленной цели. Время может дробиться в зависимости от условий (во внеурочное или урочное | В школьных или вузовских кабинетах, в лаборатории, в библиотеке и т. п. | Учащиеся из разных классов одной параллели или из разных параллелей, проявляющие интерес к творческому решению одной общей проблемы | Учитель постепенно передает часть управления учащимся, пока они не становятся партнерами | Учащиеся постепенно принимают на себя самоуправление в той мере, чтобы стать с учителем и друг с другом полноправными партнерами | Сама "творческая мастерская"– это форма группировки учебных занятий, включающая различные частные формы творческой работы и отчеты о ее результатах |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 5 | |
Свободная работа с целью воспитания культуры, самореализации и самоуправления как отдельных учеников, так и групп учащихся | В рамках урочного и неурочного времени, время может регламентироваться самими учащимся | в специально подготовленном помещении с необходимым оборудованием и материалами на выбор | группа продленного дня или класс, микрогруппы и макрогруппы формируются по желанию учащихся | Учитель только в роли консультанта | Ученическое самоуправление | Межцикловые занятия |
Автономное учение с целью развития самостоятельности учащихся | В рамках урочного и внеурочного времени по расписанию или графику взаимодействия с учителем. Время на самостоятельную подготовку учащимися распределяется и планируется самостоятельно | В школьных классах и кабинетах Место для самостоятельной подготовки не регламентируется | Чаще как индивидуальная форма работы (работы в одиночку). По желанию учащиеся могут объединяться в группы. При итоговом контроле, работа в режимах учитель – ученик или ученик – компьютерная тестирующая программа – учитель | Учитель помогает составить индивидуальную программу работы, дает набор заданий на выбор, рекомендует учебники и учебные пособия, проводит итоговый контроль | Каждый учащийся в промежутке между контрольными мероприятиями управляет своей деятельностью самостоятельно | Может сочетаться с любыми другими формами учебных занятий, включаться в их любые по- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каким должен быть современный урок иностранного языка?
Я считаю, что современный урок должен быть интересным, познавательным, добрым, таким, чтобы ребенок шел на него с удовольствием, а не считал каждую минуту до его конца....
Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...
Современный урок... Какой он?
Что такое урок знает каждый учитель. А вот что такое современный урок? На данный вопрос ответят выдающиеся педагоги: В. Сухомлинский, С. А. Соловейчик и моя презентация....
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Статья "Современный урок, каков он?" и презентация
Статья адресована учителям английского языка и посвящена вопросам использования новых образовательных технологий на уроках английского языка....
Семинар "Современный урок, какой он?"
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения.В настоящее время б...
Статья "Современный урок - какой он"
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке....