Семинар "Современный урок, какой он?"
учебно-методический материал по теме

Маркин Вячеслав Ефимович

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обу­чения.

В настоящее время большинство преподавателей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромно­го количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.

Цели семинара:

выявить критерии современного урока и наметить направления повышения эффективности урока как основы каче­ства образовательного процесса.

Задачи семинара:

- развитие  и совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

- информационно-методическое сопровождение педагогов на пути осознания инноваций в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Семинар

«Современный урок, какой он?»

Маркин Вячеслав Ефимович,

старший методист учебного отдела

Тверь, 2014

Тема: СОВРЕМЕННЫЙ УРОК, КАКОЙ ОН?

Цели: выявить критерии современного урока и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образовательного процесса.

Задачи:

- развитие  и совершенствование профессиональной компетентности педагогов;

- информационно-методическое сопровождение педагогов на пути осознания инноваций в образовательном процессе.

Участники: преподаватели училища

Форма проведения: дискуссия

Формы работы: групповая

Регламент: 1 час

Технологии: элементы технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, ИКТ.

Обеспечение: компьютер, проектор, экран; презентация по теме семинара, информационные материалы по теме семинара.

Подготовительный этап:

1. Анкетирование обучающихся по вопросам:

  • Как вы думаете, каким должен быть современный урок?
  • Какие ваши уроки вы могли бы назвать современными и почему?
  1.  Обзор научно-методической литературы по теме семинара.
  2.  Составление вопросов для дискуссии.

      План проведения семинара:

  1.  Выступление ведущего семинара.
  2.  Работа в микрогруппах (5-6 человек) по разработке критериев современного урока.
  3.  Выступления представителей микрогрупп.
  4.  Дискуссия. Работа пресс-группы из 2-3 человек, которая обобщает предложения и оформляет их в качестве рекомендаций.
  5.  Рефлексия.
  6.  Подведение итогов.

Ход  семинара

1. Ведущий.

Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения.

В настоящее время большинство преподавателей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.

Те преподаватели, которым удается изменить ход урока так, чтобы это нравилось не только им, но и ученикам, стремятся к вовлечению в активный процесс обучения и своих учащихся. Преподаватель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается.

Что главное в уроке? Каждый преподаватель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них - актуализация значения некоторых привычных (традиционных) частей урока.

Организационный момент:

Независимо от того, в какой парадигме работает преподаватель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока - один из важнейших его моментов. Оргмомент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Цели данного этапа:

  • психологический настрой учащихся;
  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность. Решению этой задачи способствует использование активных методов и приемов обучения. К данным приемам обучения относятся: опорные схемы, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, интригующее анонсирование темы, использование музыки и т. д.

Каждый преподаватель использует свое сочетание приемов мотивации. Важно, чтобы яркая познавательная мотивация оказывала воздействие на всех учащихся, в том числе и слабоуспевающих.

Этап актуализации знаний.

Этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний и умений, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Учащиеся под руководством преподавателя должны выяснить, каких знаний им недостает, что именно следует проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу.

Учебно-проблемная ситуация на данном этапе урока может быть создана преподавателем разными приемами:

  • постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
  • беседой (рассказом) преподавателя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;
  • рассказом о том, как решалась проблема в истории пауки.

Основная задача данного этапа урока - создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и поднимаются учебные проблемы.

Цель и задачи урока.

Цель - заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Приступая к формулировке целей, преподаватель:

  • изучает требования образовательного стандарта и программы;
  • обращает внимание на требование к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности суворовцев;
  • определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть суворовцу;

- выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность обучающегося в результатах обучения.

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.

Цели обучения условно разделяют на три группы:

  • образовательные (обучающие);
  • развивающие;
  • воспитательные.

Обучающие (дидактические) цели урока:

  • передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;
  • выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности;
  • проверка знаний по теме;
  • обобщение изученного материала;
  • проверка усвоения материала на основе творческих заданий;
  • формирование умений применять полученные знания на практике;
  • развитие познавательной активности и творческих способностей.

Определить основную дидактическую цель урока – значит установить, чему в основном будет посвящен данный урок.

Развивающие цели урока:

отражают основные умения, которые отрабатываются на данном занятии.

Воспитательные цели урока:

охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т. д.; воспитательная цель урока предполагает получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока.

Характеристика групп методов обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративные (учитель сообщает готовую информацию различными путями с использованием демонстрации, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее, при необходимости - воспроизводят полученные знания).
  2. Репродуктивные (способствуют усвоению знаний на основе заучивания и развитию умений и навыков на основе выполнения упражнений). Управленческая деятельность преподавателя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
  3. Метод проблемного изложения учебного материала (рассчитан на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда преподаватель сам ставит проблему, сам показывает ее решения, а учащиеся следят за ходом мысли преподавателя, включаясь в атмосферу научно-доказательного поискового решения).
  1. Частично-поисковый или эвристический метод (используется для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования).
  2. Исследовательский метод (способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем).
  3. Метод программированного обучения (особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью учащихся; программа при этом является дидактическим средством).

Как для учеников, так и для преподавателя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совершенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

По результатам проведенного опроса учащиеся выделили такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют преподавателям не «зацикливаться» на старых методах обучения, когда появилось множество разнообразных, интересных форм уроков, давать отдых рукам, а не писать весь урок. (Анализ проведенного анкетирования обучающихся.)

В последнее время все больше говорится о свободе и соблюдении прав учащихся. Но мало кто задумывается о предоставлении учащимся возможности получать образование свободным путем. А ведь в практике современного образования ситуация свободного выбора обеспечивается выбором заданий учащимися по степени сложности на тот или иной балл (также и домашних заданий), возможностью выполнения заданий различного характера (творческого, аналитического, устного или письменного), выбором форм и способов учебной работы (в том числе темпа обучения), выбором форм отчета по домашнему заданию (устная, письменная, досрочная или отсроченная) и т. д. При подготовке к семинару вы составили свое мнение и представление о современном уроке. Предлагаем еще раз обсудить эту проблему в группах, составленных по вашим интересам и симпатиям, и поделиться мнениями в ходе Дискуссии.

2. Проводится групповая дискуссия

Каждой микрогруппе предлагается для обсуждения и публичной защиты один из вопросов:

  • способы и методы введения учащихся в урок;
  • приемы актуализации изученных знаний;
  • заинтересованность преподавателя и обучающихся, эмоциональная                       атмосфера и насыщенность урока;
  • формирование цели и задач урока для преподавателя и для обучающихся;
  • отбор и разнообразие методов обучения;
  • учебные возможности и самостоятельность обучающихся;
  • формирование умений и навыков обучающихся;
  • формы и методы подачи задания на самоподготовку.

Ведущий. В каждой группе можно выбрать лидера, который готовит выступление от группы, и секретаря, который будет записывать все высказывания членов группы. Задача каждой группы - сформулировать собственную позицию по поводу понимания современности и эффективности урока.

Практическая работа в микрогруппах (7-10 минут)

4. Обсуждение и дискуссия по теме семинара

Ведущий семинара предлагает по очереди каждой группе публично осветить обсужденный раздел урока. Представители других групп могут после выступления лидера группы дополнить и внести свои коррективы в предлагаемый документ.

5. Заключительная часть семинара

Проводится рефлексия. Ведущий оценивает актуальность высказываний и эффективность работы микрогрупп.

Обсуждаются итоги работы участников семинара.

6. Рекомендации по итогам работы семинара:

  1. Педагогам училища при подготовке и проведении уроков использовать формы и методы обучения, выявленные в ходе работы семинара как отвечающие современным требованиям.
  2. На заседаниях отдельных дисциплин рассмотреть пути повышения эффективности урока в условиях реализации конкретных учебных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Какая у Вас улыбка?" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Конкурсный урок ("Педагог года"), технология Е.Н.Ильина...

План-конспект урока "Какой язык ты хотел бы изучать?" 7 класс

План-конспект урока разработан к УМК "Enjoy English-7"...

урок "Какие экологические проблемы есть в Кемеровской области?"

Подготовка мини-проектов на тему экологических проблем области....

Современный урок- каким он должен быть в условиях нового государственного стандарта?

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...

Конспект урока "Какие знания даёт искусство?"

урок "Искусство" в 9 классе- конспект, презентация и тест....

Урок, каким ему быть в современной школе?

Учитель биологии всегда стоит перед этой проблемой, так как каждый урок особый. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовате...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...