Экологическое образование в школе.
статья на тему
Успешность экологического образования связана с развитием потребности детей к общению с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starkova_materialy.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ.
Старкова Н.Н.
МБОУ «Комсомольская СОШ», Тамбовский район, пос. Комсомолец
Ведущая роль в эколого-природоохранном образовании принадлежит учителю средней школы, так как через школу проходит все молодое поколение страны. Поэтому от подготовки учителя, его умения передавать знания своим ученикам, убежденности в необходимости эколого-природоохранного воспитания и образования, в конечном счете, зависит уровень экологической культуры населения, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Целью экологического образования в школе является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности. Процесс обучения в школе ориентирован на развитие личностных качеств обучаемых, формирование у них экологически значимых стереотипов поведения, развитие умений оценить свое воздействие на окружающую природную среду с позиции не только своего благополучия, но и гармонии взаимоотношений в системе «природа и общество».
Успешность экологического образования связана с развитием потребности детей к общению с природой. Нельзя допускать их отчуждения от природной среды. Природа, ее красота оказывают заметное облагораживающее влияние на мысли и поступки человека. Человек способен оценить современное состояние природы и общества, познать законы их развития. Задача состоит в том, чтобы общение с природой ее элементами в виде комнатного цветка, рыбок в аквариуме прививало любовь, сострадание, рождало стремление к благородному поступку, действию по отношению не только к природным явлениям, но и к окружающим людям, формировало у ребенка гуманные чувства, исключающие черствость и жестокость ко всему живому. В системе экологического образования школьников используются самые разнообразные формы работы: кружки, клубы, штабы, лагеря, экспедиции, отряды. Они имеют в основном практическую направленность. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.
Активной формой экологического образования является учебно-исследовательская деятельность, которая носит познавательный, воспитательный и практический характер. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения в социуме, понимание своего положения в окружающей среде. Появляется стремление самому сберечь и защитить природу. При этом школьники выходят на иной уровень понимания проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания. Как правило, учебно-исследовательская деятельность является хорошим дополнением к урочной работе. В последнее время традиционные формы внеклассной и внешкольной работы дополнились такими вновь возрожденными формами работы, как учебно-исследовательские проекты. Использование в преподавании метода проектов предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности от идеи до получения конечного продукта труда.
К проектной деятельности привлекаются школьники уже младших классов. Экологически ориентированная деятельность младших школьников становится увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Дети с помощью учителей создают уголок живой природы, заботятся о растениях в ближайшем природном окружении, пишут рассказы, сочиняют стихи, сказки, рисуют, составляют композиции, участвуют в конкурсах, выставках, фестивалях, акциях. Школьники среднего звена учатся оценивать экологию отдельных компонентов и экосистем в целом. Они проводят наблюдения за состоянием воздушной среды, изучают качество питьевой воды. Процесс выполнения проектов силами учащихся старшего звена включает комплексные исследования природных экосистем по следующим направлениям: ботанические исследования, зоологические исследования, мониторинг наземных и водных экосистем. Работы по этим направлениям позволяют сделать заключение об экологическом состоянии местных водоемов, памятников природы, собрать экологический материал, сформировать и реализовать комплексные программы практических действий по улучшению экологического состояния природных и антропогенных объектов. Например, на региональных научно-практических конференциях школьников наши учащиеся выступали с исследовательскими работами по темам: «Примеси воздуха», «В поисках чистой воды», «Загрязнение среды тяжелыми металлами».
Развитию творческих возможностей ребят способствует ведению локального экологического мониторинга. Доступная для детей эколого-исследовательская деятельность осуществляется на постоянной основе и по адаптированным для школьников методикам слежения за состоянием окружающей среды. Непременным условием результативности мониторинга является в нашей школе работа школьного отряда «Наблюдатель», который организует большое количество пунктов наблюдения. Школьный отряд использует биомониторинг, поскольку методы его просты, не требуют специального оборудования. Полученные результаты экологического мониторинга используются для написания творческих работ, представляемых учащимися на конкурсы, конференции. Кроме этого, они имеют и большую социальную значимость, поскольку дают информацию о состоянии конкретного объекта природы в своей местности. Одновременно школьный экологический отряд это хорошая школа для подготовки будущих специалистов сельскохозяйственной направленности.
Полевая практика, организованная в школе в летнее время, помогает также сориентироваться в выборе профессии. Практика, проводится в течение десяти дней в окрестностях поселка и тесно связана с изучением школьного материала. Школьники выполняют тематические задания, о результатах которых докладывают на межшкольной конференции. Темы полевых исследований ребят: «Лекарственные растения луга», «Трутовые грибы - космополиты», «Овраг – разрушитель почвы».
Интересной формой проведения исследований в природе является организация экологического лагеря. Эта интенсивная форма экологического образования школьников в максимально активном соприкосновении с природой, работа и отдых в естественных природных условиях. В программе экологического лагеря совмещены образовательные и рекреационные процессы, так как экологический лагерь функционирует в школьные каникулы. В экологическом лагере создаются благоприятные условия для совместной работы разновозрастных групп школьников, что очень важно для взаимного общения школьников, учителей. Экологический лагерь позволяет исследовать природные объекты в определенном временном интервале, проводить ежедневные наблюдения, мониторинг. Исследовательская деятельность детей проходит в режиме всестороннего изучения уникального ландшафта (особо охраняемая природная территория «Татарский вал»). Участвуя в такой работе, школьники попадают в ситуацию реальных проблем жизни. Приведем примеры исследовательских работ школьников выполненных в ходе научно-исследовательских конференций: «Состояние сосны в условиях атмосферного загрязнения», «Комплексное обследование состояния почвы окрестностей деревни Каверин», «Растения – Татарского вала»,
Мы коснулись лишь самых общих вопросов. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако, при всех этих различиях бесспорно то, что исследовательская деятельность в обучении дает хорошие результаты. А поэтому полагаю, что обмен опытом по этим проблемам будет полезен и сельскому, и городскому учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое образование в школе
Экологическое образование в школе ведется очень хорошо. Учащиеся выступают на районных конференциях. Я, как биолог сама участвовала на краевой коференции. Мое выступление вызвала большой интерес учите...
Средняя и высшая школы – как система непрерывного образования и воспитания одаренных детей в области экологического образования
Статья в сборнике ККИДППО...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.
В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....
Экологическое образование в школе (из опыта работы)
Материал описывает формы участия обучающихся в экологичеком направлении работы школы...
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
В докладе показана актуальность экологического образования и воспитания человека в связи с обострившимися экологическими проблемами. Эти вопросы рассмотрены применительно к экологической тематике в ра...