ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания
презентация к уроку на тему
Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-pedagogika_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Генрих Саулович Альтшуллер Разработанная Г.С.Альтшуллером т еория р ешения и зобретательских з адач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий.
методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения ); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления ); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). В основе ТРИЗ – педагогики:
Актуальность Потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей Восстребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий Необходимость формирования творческих компетентностей Формирование умения изобретать
Основная цель: Воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Педагогические задачи: Воспитательные : формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Образовательные : повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. Педагогические задачи:
Развивающие : развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения. Педагогические задачи:
Принципы: принцип свободы выбора принцип открытости принцип деятельности принцип обратной связи принцип идеальности (высокого КПД)
Конструктор урока С использованием ТРИЗ-технологии
Проверка домашнего задания
Приемы интеллектуальная разминка « да-нет-ка » взаимоопрос идеальный опрос «игра в случайность»
Игра « Да-нет-ка » Я задумала животное, на которое охотились древние люди У этого животного есть рога? Оно большое? Оно волосатое? и т.д. …. Это мамонт.
Идеальный опрос Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Учитель задает вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Такой опрос применяют, конечно, не очень часто.
Игры в случайность Игры: «Что? Где? Когда?», «Ромашка», « Хронолеты »
« Хронолеты » Делаются бумажные самолетики для “полетов во времени”. Учитель на самолетиках пишет даты, места событий, которые изучили ранее Запускаются “ хронолеты ” учителем, а отвечать должны те, к кому самолет “сядет” на парту. Причем, главные условия ответа: “Представьте, что вы попали в другое время, расскажите, что вы видите вокруг”.
Объяснение нового материала
привлекательная цель удивляй практичность теории определи ошибку театрализация деловая игра «Точка зрения» доклад, сообщение презентация Приемы:
Деловая игра «Точка зрения» Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи. Во время игры: Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников; Группы вступают в диспут; Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.
« Хронолеты » Предлагается слетать в прошлое Каждый ряд “летит в гости” к разным представителям общества. (например – Древний Египет - первый – к земледельцу, второй – к ремесленнику, третий – к вельможе.) Перед детьми поставлена задача: путешествуя во времени, посмотреть, как жили люди и нарисовать увиденное.
Закрепление темы, отработка умений и навыков
Приемы определи ошибку учебный мозговой штурм игра-тренинг « да-нет-ка » проверочная работа, тестирование взаимоопрос составление синквейнов
«Лови ошибку!» Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
«Повторяем с контролем» Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики раздают свои вопросы, другие по вызову учителя или ученика на них отвечают.
Мозговой штурм Метод коллективного поиска оригинальных идей. Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать.
Рефлексия урока
рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала Направления:
Домашнее задание
Типы: три уровня домашнего задания особое задание опережающее задание идеальное задание
«Идеальное домашнее задание» Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень заданий разного уровня сложности. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки.
«Обсуждаем домашнее задание» Учитель в конце урока задает детям вопрос: “Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?” Ребята предлагают варианты
Преимущества: ТРИЗ-педагогика дает учителю безграничные возможности для работы. Помогает сделать историю самым интересным предметом школьного курса. Формируются умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца, помогают активному усвоению новых знаний и закреплению материала.
Эта система обучения убеждает в возможности организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое углубление и конкретизация исторических знаний, а главное - формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия. Преимущества:
Творческих успехов!
Источники: Современные педагогические технологии на современном уроке - http://www.pandia.ru/text/77/150/8928.php Игры и упражнения для тренингов - http:// www.psyoffice.ru/4-0-357.htm Практико-ориентированные технологии и их использование - http://festival.1september.ru/articles/615655 / Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников - http:// www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-aktivnyh-metodov-obuchenija-v-procese-razvitija-svjaznoi-rechi-doshkolnikov.html Опрос - как средство обучения - http://www.edu.cap.ru/? t=speech&eduid=5763&speech=6263 Применение триз-педагогики на уроках истории// История. Все для учителя, - № 3, 2015 Применение методов развивающего обучения на уроках истории - http://festival.1september.ru/articles/566613 / Развивающие технологии – технология ТРИЗ - http:// ped-kopilka.ru/blogs/irina-kotova/razvivayuschie-tehnologi-tehnologija-triz.html ТРИЗ - технология выработки правильных решений - http:// practiceducation.com/triz00 Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе - http://www.myshared.ru/slide/846026 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, а также их актуальность в системе московского образования.
В данной презентации мы отразили некоторые приёмы использования ТРИЗ , из нашего исследования, в системе московского образования....